НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 18.01.1999 N ГКПИ98-733 "Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконным и недействующим абзаца 3 пункта 16 раздела VIII Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость""

"Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконным и недействующим абзаца 3 пункта 16 раздела VIII Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость""
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 18 января 1999 г. N ГКПИ 98-733
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда РФ   - Редченко Ю.Д.
народных заседателей                             - Гончаренко Р.А.
                                                     Петелина С.Е.
при секретаре                                   - Емельяновой М.А.
с участием прокурора                              - Масаловой Л.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Лобанова Николая Геннадьевича о признании незаконным и недействующим абзаца 3, пункта 16, раздела VIII Инструкции Государственной налоговой службы РФ от 11 октября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями на 29 декабря 1997 года),
установила:
Лобанов Н.Г. обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что оспариваемое им положение названной Инструкции не соответствует требованиям действующего налогового законодательства и Конституции РФ и необоснованно ограничивает права граждан и юридических лиц на получение льгот по налогу на добавленную стоимость, предусмотренных законом.
В жалобе, в частности, указывает на то, что требования ГНС РФ, содержащиеся в абзаце 3 пункта 16 Инструкции, о том, что при отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не облагаемых налогом, расчетные документы, реестры, приходные кассовые ордера и первичные учетные документы выписываются без выделения сумм налога на добавленную стоимость и на них делается надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)", не соответствуют положениям Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" и в связи с этим нарушают имущественные права предприятий и организаций, приобретших товары у таких юридических и физических лиц, при дальнейшей их продаже или их использовании в процессе производства. Они при этом будут вынуждены исчислять сумму налога, подлежащую взносу в бюджет, со всего оборота по реализации, поскольку сумма налога, уплаченная поставщику, отсутствует.
Полагает, что порядок исчисления и уплаты в бюджет НДС, установленный оспариваемым пунктом Инструкции, позволяет изымать в бюджет большую сумму налога, чем вся добавленная стоимость, что затрудняет возможность использования права на получение налоговых льгот, предусмотренных налоговым законодательством.
Статья 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", по мнению заявителя, не предусматривает порядка исчисления НДС, в случаях освобождения от данного налога товаров на одной из стадий обращения, облагаемых на последующих стадиях обращения.
В судебное заседание заявитель Лобанов Н.Г. не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Министерства РФ по налогам и сборам (правопреемника Государственной налоговой службы РФ) Дятлова Е.В. с жалобой не согласилась и просила об оставлении ее без удовлетворения, пояснив при этом о том, что оспариваемое заявителем положение Инструкции действующему налоговому законодательству РФ и Конституции РФ не противоречит и прав заявителя не нарушает.
Кроме того, содержание оспариваемого абзаца Инструкции полностью соответствует требованиям ст. 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" и п. 7 утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1996 г. N 914 "Порядка ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
Выслушав объяснения представителя Министерства РФ по налогам и сборам Дятловой Е.В., обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" реализация товаров (работ, услуг) предприятиям производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. При этом в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) сумма налога указывается отдельной строкой, а согласно п. 7 утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1996 г. N 914 "Порядка ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), не облагаемых налогом на добавленную стоимость, в счете - фактуре сумма налога не указывается и делается надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".
Как установлено судом, Государственной налоговой службой РФ в пределах своей компетенции была издана Инструкция N 39 от 11 октября 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями), из абзаца 3 п. 16 раздела VIII которой следует, что при отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не облагаемых налогом, расчетные документы, реестры, приходные кассовые ордера и первичные учетные документы (включая и счета - фактуры) выписываются без выделения сумм налога на добавленную стоимость и на них делается надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".
Данная Инструкция принята ГНС РФ в установленном порядке и прошла государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, чего не оспаривает в своей жалобе и сам заявитель.
По утверждению представителя Министерства РФ по налогам и сборам Дятловой Е.В., исходя из содержания п. 1 ст. 7 Закона "О налоге на добавленную стоимость", в случае реализации товаров (работ, услуг) без указанного налога выделение данного налога в расчетных документах не требуется, о чем и указывается в оспариваемом абзаце Инструкции.
Учитывая, что в соответствии с подпунктами "ф" и "х" п. 1 ст. 5 названного Закона товары (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работы, услуги, производимые и реализуемые общественными организациями инвалидов, о которых упоминает в жалобе заявитель, освобождены от налога на добавленную стоимость, указанные организации при их реализации без налога на добавленную стоимость выписывают расчетные документы без выделения данного налога. В случае отказа общественных организаций инвалидов от предоставляемой Законом льготы они реализуют товары по ценам, увеличенным на суммы налога на добавленную стоимость, и в расчетных документах налог на добавленную стоимость указывают отдельной строкой, как и все другие плательщики налога.
Эти утверждения представителя заинтересованного лица материалами дела не опровергнуты.
Анализ содержания приведенных выше норм Закона и утвержденного Постановлением Правительства "Порядка ведения журналов учета счетов - фактур (одного из видов расчетных документов) при расчетах по налогу на добавленную стоимость" также свидетельствует о том, что оспариваемое положение Инструкции не противоречит действующему налоговому законодательству и Конституции РФ и чьих-либо прав по уплате налога на добавленную стоимость, в том числе и прав заявителя, по сравнению с Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость" не нарушает и в связи с этим каких-либо оснований для признания его незаконным не имеется.
Довод заявителя о том, что обжалуемый абзац Инструкции, по сравнению с налоговым законодательством, ограничивает права физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, и общественных организаций инвалидов на получение льгот по налогу на добавленную стоимость, не может быть принят во внимание, поскольку он ничем фактически не подтвержден и основан лишь на ошибочных рассуждениях заявителя.
Ссылка заявителя при этом на положения пунктов 1 и 2 ст. 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" не может быть признана обоснованной, поскольку эти положения содержат определение самого налога на добавленную стоимость (ст. 1 Закона) и устанавливают порядок исчисления суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей перечислению в бюджет (п. 2 ст. 7 Закона), и не связаны с выводом заявителя о том, что обороты по реализации товаров (работ, услуг) не являются объектами налогообложения.
Кроме того, обжалуемый абзац Инструкции не содержит положений, определяющих объект налогообложения, и в связи с этим не может противоречить требованиям приведенного выше Закона.
Не устанавливается данным абзацем Инструкции, о чем утверждает в жалобе заявитель, и какого-либо нового не предусмотренного налоговым законодательством вида налога, а лишь определяется порядок отражения в расчетных документах сведений, свидетельствующих о том, что реализация товаров произведена как с уплатой, так и без уплаты налога на добавленную стоимость, что полностью соответствует п. 7 утвержденного Постановлением Правительства "Порядка ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость", который заявителем не оспаривается.
Исходя из требований закона, Государственная налоговая служба РФ обязана исполнять постановления Правительства РФ.
Не может суд согласиться и с утверждением заявителя о том, что оспариваемым положением Инструкции нарушаются требования ст. ст. 8, 34, 35, 55 и 57 Конституции РФ, так как данное положение основано на действующем законодательстве и конституционные права граждан и юридических лиц на реализацию товаров (работ, услуг), на свободу экономической деятельности и на охрану права частной собственности не нарушает.
Что касается довода заявителя о необходимости возложения на Министерство РФ по налогам и сборам обязанности по внесению изменений в Инструкцию, то он также не может быть признан обоснованным, поскольку решение вопросов о внесении изменений и дополнений в соответствующие нормативные правовые акты к компетенции судов законом не отнесено. Суд в пределах своей компетенции проверяет лишь соответствие требованиям законодательства действующих положений названных актов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ
решила:
жалобу Лобанова Николая Геннадьевича о признании незаконным и недействующим абзаца 3 пункта 16 раздела VIII Инструкции Государственной налоговой службы РФ от 11 октября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями на 29 декабря 1997 г.) оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в десятидневный срок в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ.
Председательствующий
Ю.Д.РЕДЧЕНКО
Народные заседатели
Р.А.ГОНЧАРЕНКО
С.Е.ПЕТЕЛИН