НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 17.06.1999 N ГКПИ99-408 "О признании частично незаконным (недействительным) абзаца 3 пункта 20 Инструкции о порядке оказания материальной помощи, выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и премии военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Приказом Минобороны РФ от 04.02.1998 N 61"

"О признании частично незаконным (недействительным) абзаца 3 пункта 20 Инструкции о порядке оказания материальной помощи, выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и премии военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Приказом Минобороны РФ от 04.02.1998 N 61"
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 17 июня 1999 г. N ГКПИ 99-408
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
    председательствующего                        Романенкова Н.С.,
    при секретаре                                Емельяновой М.А.,
    с участием прокурора                           Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Багаутдинова Альберта Тимерхановича о признании незаконным (недействительным) абзаца 3 пункта 20 Инструкции о порядке оказания материальной помощи, выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и премии военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 февраля 1998 года N 61,
установил:
Багаутдинов А.Т. обратился в Верховный Суд России с заявлением о признании незаконным (недействительным) абзаца 3 пункта 20 Инструкции о порядке оказания материальной помощи, выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и премии военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 февраля 1998 года N 61.
Согласно абзацу 3 пункта 20 данной Инструкции выплата премии не производится военнослужащим, увольняемым с военной службы за невыполнение условий контракта, за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, в связи с назначением уголовного наказания в виде лишения свободы и в связи с лишением воинского звания.
Как указывает заявитель, 6 марта 1998 года принят и с 1 января 1998 года введен в действие Федеральный закон "О статусе военнослужащих". В соответствии с ч. 1 ст. 13 данного Закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, добросовестно исполняющим обязанности военной службы, по итогам календарного (учебного) года по решению командира воинской части может быть выплачено единовременное денежное вознаграждение в размере, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания.
Таким образом, законодателем определено, что премия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, может быть выплачена в случае добросовестного исполнения военнослужащим обязанностей военной службы. Кроме того, дан исчерпывающий перечень оснований, по которым выплата единовременных денежных выплат и премий не производится:
а) в случае недобросовестного исполнения обязанностей военной службы;
б) военнослужащим, проходящим военную службу в воинских частях, для которых установлена система премирования за основные результаты производственно - хозяйственной деятельности;
в) военнослужащим, направленным за пределы Российской Федерации (за границу) для оказания технической помощи и выполнения иных обязанностей военной службы.
В нарушение Закона Министерство обороны Российской Федерации установило, что выплата премии не производится военнослужащим, увольняемым с военной службы за невыполнение условий контракта, за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего.
Между тем, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ не предусматривает увольнение с военной службы за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего.
Кроме того, выплата премии не производится военнослужащим, увольняемым с военной службы в связи с назначением уголовного наказания в виде лишения свободы и в связи с лишением воинского звания.
Таким образом, Министерство подвергло норму недопустимому расширительному толкованию, хотя федеральные министерства, ведомства, устанавливая порядок и условия реализации прав и льгот субъектов правоотношений, правом расширительного толкования, правом ограничительного толкования и вообще толкования закона не наделены.
По мнению заявителя, оспариваемый Приказ издан в целях неоправданной и незаконной экономии денежных средств государства, а не в целях социальной защиты военнослужащих. Военнослужащий может быть представлен к досрочному увольнению за невыполнение условий контракта, в то же время состоять в штате воинской части и добросовестно исполнять обязанности военной службы до момента исключения его из списков личного состава воинской части и увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации. Такой военнослужащий не может быть ни в какой мере ущемлен в своих правах.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" денежное довольствие военнослужащих состоит из оклада денежного содержания, дополнительных выплат, что является обязательным при удовлетворении военнослужащего денежным довольствием.
Представитель заинтересованного лица Министерства обороны Российской Федерации Хохлов А.С. возражал против удовлетворения заявления Багаутдинова А.Т., т.к. абзац 3 п. 20 Инструкции о порядке оказания материальной помощи, выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и премии военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации соответствует действующему законодательству и данный нормативный акт принят Министерством обороны Российской Федерации в пределах его компетенции и прошел государственную регистрацию.
Выслушав объяснения заявителя Багаутдинова А.Т., представителя Министерства обороны Российской Федерации Хохлова А.С., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей, что жалоба подлежит удовлетворению частично, Верховный Суд Российской Федерации находит, что заявление Багаутдинова А.Т. подлежит удовлетворению частично.
Как установлено в судебном заседании, Министр обороны Российской Федерации 4 февраля 1998 года издал Приказ N 61 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации".
Инструкция о порядке оказания материальной помощи, выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и премии военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации является приложением N 1 к настоящему Приказу.
Данный нормативный акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 марта 1998 года, регистрационный N 1490.
Закон Российской Федерации от 22 января 1993 года "О статусе военнослужащих" в статье 12 устанавливал, что размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации.
Порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны Российской Федерации.
Данные положения сохранены в действующем Федеральном законе "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года.
Согласно ст. 12 ФЗ "О статусе военнослужащих" денежное довольствие военнослужащих состоит из оклада денежного содержания и дополнительных выплат.
В соответствии со ст. 13 названного Закона дополнительные выплаты (единовременное денежное вознаграждение, премия, материальная помощь) производятся военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, добросовестно исполняющим обязанности военной службы.
Абзац 3 пункта 20 Инструкции предусматривает, что выплата премии не производится военнослужащим, увольняемым с военной службы за невыполнение условий контракта, за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, в связи с назначением уголовного наказания в виде лишения свободы и в связи с лишением воинского звания.
Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" в статье 51 установил основание увольнения военнослужащих с военной службы, в частности, в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы; в связи с лишением его воинского звания, в связи с невыполнением условий контракта.
Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 апреля 1993 года, предусматривает в качестве дисциплинарного взыскания - досрочное увольнение в запас с военной службы в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, за невыполнение им условий контракта.
Учитывая, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, данное увольнение является дисциплинарным взысканием, поэтому положения абзаца 3 пункта 20 Инструкции, предусматривающие лишения военнослужащего премии в случае увольнения с военной службы за невыполнение условий контракта, соответствуют действующему законодательству. Доводы заявителя о том, что Министерство подвергло Закон расширительному толкованию, являются несостоятельными.
Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" основаниями для увольнения с военной службы предусматривает:
лишение военнослужащего воинского звания;
вступление в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы.
Указанные обстоятельства препятствуют дальнейшему прохождению военной службы по вине военнослужащего, что исключает возможность выплаты ему премии.
В абзаце 3 пункта 20 Инструкции предусмотрено также, что выплата премии не производится военнослужащим, увольняемым с военной службы за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего.
Как пояснил в суде представитель Минобороны Российской Федерации Хохлов А.С., Приказ Министра обороны Российской Федерации от 4 февраля 1998 года N 61 издан, когда действовал Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 года, который в ст. 49 предусматривал досрочное увольнение гражданина с военной службы за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего.
Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года не содержит такого основания для увольнения военнослужащего. Данный Закон вступил в силу 2 апреля 1998 года.
При таких обстоятельствах суд считает, что доводы заявителя о несоответствии абзаца 3 пункта 20 Инструкции в части невыплаты премии военнослужащим, увольняемым с военной службы за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, являются обоснованными.
Данное положение не соответствует Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ и нарушает права военнослужащих на получение премии.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Багаутдинова Альберта Тимерхановича о признании незаконным (недействительным) абзаца 3 пункта 20 Инструкции о порядке оказания материальной помощи, выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и премии военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 февраля 1998 года N 61, удовлетворить частично: признать незаконным (недействительным) содержащееся в абзаце 3 пункта 20 данной Инструкции указание о том, что выплата премии не производится военнослужащим, увольняемым с военной службы "за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего".
В остальной части заявление оставить без удовлетворения.
Багаутдинова А.Т. освободить от уплаты госпошлины за подачу заявления в суд.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме.