ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 мая 2002 г. N ГКПИ2002-429
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - Судьи Верховного Суда РФ - Романенкова Н.С.,
при секретаре Х.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Л.Т., Л.И. и Щ. об отмене Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в части перевода р.п. Ардонь и пос. Любвин Клинцовского района Брянской области из зоны с правом на отселение в зону с льготным социально-экономическим статусом,
установил:
Л.Т.Н., Л.И., Щ. обратились в суд с жалобой об отмене Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в части перевода р.п. Ардонь и пос. Любвин Клинцовского района Брянской области из зоны с правом на отселение в зону с льготным социально-экономическим статусом, ссылаясь на то, что данное Постановление принято с грубым нарушением законодательства. Комплекса защитных и реабилитационных мероприятий с 1993 г. в Брянской области не осуществлялось.
Загрязнение радионуклидами сельхозугодий, прилегающих к исключаемым пунктам, превышает нормативы.
Растет заболеваемость населения, обусловленная радиационным фактором.
Перевод населенных пунктов в зону с более низким льготным статусом ущемляет их права.
Заявители Л.Т., Л.И., Щ. о дне слушания дела извещены, в суд не явились.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ П.Т.И., М., Н.Е., Б.С.А., Н.А. возражали против удовлетворения жалобы и пояснили в суде, что отнесение населенных пунктов Ардонь и Любвин к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом принято в пределах компетенции Правительства РФ, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и охраняемых законом интересов граждан.
Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица Правительства РФ П.Т.И., М., Н.Е., Б.С.А., Н.А., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст.
13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Федеральный Конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 утвержден Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, населенные пункты Ардонь и Любвин Клинцовского района Брянской области отнесены к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в статье 7 устанавливает, что территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на следующие зоны:
зона отчуждения;
зона отселения;
зона проживания с правом на отселение;
зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
Как установлено в судебном заседании, населенные пункты Ардонь и Любвин Клинцовского района Брянской области ранее в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 1991 г. N 237-р относились к зоне с правом на отселение.
Из объяснений представителей заинтересованного лица Правительства РФ П.Т.И., Н.А., Н.Е., М., Б.С.Л. в суде следует, что отнесение населенных пунктов Ардонь и Любвин к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом произведено с учетом изменения радиационной обстановки, в том числе в результате осуществления в 1986 - 1997 годах комплекса защитных и реабилитационных мероприятий.
Статьей 11 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" зона проживания с льготным социально-экономическим статусом определяется как часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).
Закон не связывает отнесение того или иного населенного пункта к определенной зоне в зависимость от административно-территориального деления.
Критерием отнесения населенного пункта к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом является плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км и среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения до 1 мЗв (0,1 бэр).
Представитель Правительства РФ П.Т.Н. пояснила в судебном заседании, что при подготовке Постановления Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1582, в части, населенных пунктов Ардонь и Любвин Клинцовского района Брянской области, использовались данные Росгидромета по радиоактивному загрязнению территории населенных пунктов цезием-137, а также данные Минздрава России о среднегодовых эффективных дозах облучения.
Выполнение работ по уточнению и детализации уровней загрязнения почв на территории и в ареалах населенных пунктов Клинцовского района с проведением выборочных контрольных отборов и анализов проб организовывались и проводились силами и средствами НПО "Тайфун" Росгидромета и Брянского областного Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды при методической поддержке НПО "Тайфун" по согласованию с администрацией Брянской области.
Согласно "Данным по радиоактивному загрязнению территории населенных пунктов Российской Федерации цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239" НПО "Тайфун" Росгидромета по результатам обследований, прошедших экспертную оценку в Межведомственной экспертной комиссии по радиационному мониторингу окружающей природной среды, плотность загрязнения почв в населенных пунктах составила
в 1991 г. р.п. Ардонь - 3,04 Ки/кв. км, Любвин - 3,90 Ки/кв. км;
в 1994 г. р.п. Ардонь - 3,43 Ки/кв. км, Любвин - данных нет;
в 1995 г. р.п. Ардонь - 3,43 Ки/кв. км, Любвин - данных нет;
в 1996 г. р.п. Ардонь - 3,43 Ки/кв. км, Любвин - данных нет.
Из Карты радиационной обстановки на территории Европейский части СССР по состоянию на декабрь 1990 года видно, что населенный пункт Ардонь расположен в зоне, где плотность загрязнения местности цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км.
Представители заинтересованного лица также пояснили, что радиационная обстановка в зонах радиоактивного загрязнения после катастрофы улучшилась в связи с естественным распадом выпавших на поверхность почвы радионуклидов и снижением радиационного воздействия основного дозообразующего радионуклида - цезия-137.
Согласно справки Брянского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 03.10.2000 N 7/872 в 1993 г. силами НПО "Тайфун" проведено уточнение радиационной обстановки в населенном пункте Ардонь, где были отобраны для анализа 126 проб почвы.
Средняя плотность загрязнения на 01.01.94 составила 3,6 Ки/кв. км (л.д. 83 т. 1).
Согласно Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).
По данным Минздрава России среднегодовая эффективная доза облучения жителей населенных пунктов Ардонь и Любвин не превышает 0,5; 0,6 мЗв.
Из письма Минздрава России следует, что методика расчета доз облучения населения учитывает наихудшие условия проживания населения без учета реабилитационных мероприятий.
При определении среднегодовой эффективной эквивалентной дозы облучения жителей учитывались также ландшафтные и геохимические особенности почв территорий населенных пунктов Ардонь и Любвин.
Представители заинтересованного лица пояснили в суде, что законом не предусмотрено при изменении статуса населенных пунктов и зон радиоактивного загрязнения учет заболеваемости населения, т.к. на уровень этого критерия могут влиять другие различные факторы, в том числе социальные.
Между тем, из письма Минздрава России усматривается, что проведенный Московским НИ онкологическим институтом им. П.А. Герцена анализ показал, что в 2000 году в Российской Федерации зарегистрировано 7506 человек, больных раком щитовидной железы (на 100 тыс. населения - 517). В Брянской области зарегистрировано 198 человек (на 100 тыс. - 13,83) и по данному виду заболевания область находится на четвертом месте в Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что Брянская область занимает первое место в России по раку щитовидной железы с превышением республиканского уровня по данному показателю в 8 - 12 раз, являются несостоятельными.
Представители Правительства РФ представили суду данные, свидетельствующие, что Центр госсанэпиднадзор в г. Клинцы, Клинцовском и Гордеевском районах Брянской области осуществляет радиационно-гигиенический мониторинг по населенным пунктам районов, Ветеринарная радиологическая лаборатория Брянской области контролирует радиоактивность загрязнения продукции животноводства и компонентов рациона животных в личных подсобных хозяйствах граждан населенных пунктов Клинцовского района.
Представители заинтересованного лица пояснили суду, что специалисты Росгидромета не исключают существование в ряде населенных пунктов локальных "пятен" размерами от нескольких квадратных метров до десятков квадратных метров, расположенных под водостоками, в пониженном рельефе, местах складирования золы, навоза и т.д., где происходит аккумуляция радионуклидов и в которых плотность загрязнения может быть выше значений, характерных для прилегающих территорий.
Эти локальные "пятна" могут достаточно эффективно ликвидироваться (дезактивироваться) при их выявлении местными службами и не могут в целом характеризовать радиационную обстановку на территориях.
Не могут служить основанием для отмены оспариваемого Постановления доводы жалобы о том, что при издании нормативного акта Правительство РФ не выяснило мнение Брянской области и ее жителей.
Из материалов дела видно, что проект нормативного акта направлялся на согласование администрации Брянской области (л.д. 58 т. 1) и по нему глава администрации вносил предложения (л.д. 51 - 53 т. 1).
Новый Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиационного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обсуждался в октябре 1997 г. на совещании у Заместителя Председателя Правительства РФ, где присутствовал глава администрации Брянской области (л.д. 48 - 49 т. 1).
С учетом указанных обстоятельств суд считает, что положения п. "в" ст. 2 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Брянской области от 4 июля 1997 г. не нарушены.
Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предусматривает обязанность Правительства РФ выяснять мнение жителей при установлении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения.
Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 1995 г. N 121 создана Межведомственная комиссия по радиационному мониторингу окружающей природной среды.
Комиссия координирует работу федеральных органов исполнительной власти по радиационному мониторингу, подготавливает данные о радиоактивном загрязнении окружающей природной среды, в том числе территорий, подвергшихся загрязнению в результате радиационных аварий и катастроф.
Как свидетельствуют материалы Комиссии (протокол N 8 от 25 марта 1998 г.) до 1996 г. контроль радиационно-экологической обстановки в загрязненных в результате аварии на Чернобыльской АЭС регионах осуществлялся по следующим направлениям.
1. Регулярные наблюдения за загрязнением объектов окружающей среды на стационарных пунктах наблюдения в зонах загрязнения в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
2. Экспедиционные обследования по уточнению и детализации радиационной обстановки в загрязненных и прилегающих к ним районах, включая населенные пункты.
3. Аэрогаммаспектрометрические съемки территорий с целью выявления новых и уточнения границ ранее установленных загрязненных участков местности с необходимым объемом наземных заверочных обследований.
С 1996 г. практически было прекращено финансирование работ по обследованию и уточнению радиационной обстановки в населенных пунктах загрязненных в результате аварии на ЧАЭС. Оценка изменений уровней радиоактивного загрязнения местностей проводилась на основе накопленных к этому времени фактических данных с использованием математических моделей и расчетов.
Заявители не представили суду достоверных данных, свидетельствующих, что результаты расчетов неверно отражают радиационную обстановку в населенных пунктах Ардонь и Любвин и эти населенные пункты незаконно переведены в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Правительством Российской Федерации в соответствии с законом, в пределах полномочии высшего исполнительного органа государственной власти и не нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы граждан, жалоба Л.Т., Л.И. и Щ. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239(7) ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Л.Т., Л.И. и Щ. об отмене Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в части перевода р.п. Ардонь и пос. Любвин Клинцовского района Брянской области из зоны с правом на отселение в зону с льготным социально-экономическим статусом - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.