ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 июля 2022 г. N АКПИ22-374
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Русакова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М. о признании недействующим примечания 1 к пункту 1.3 федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
от 13 августа 2020 г. N 1011,
установил:
приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
от 13 августа 2020 г. N 1011 (далее - Приказ) утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (далее - Стандарт), зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 7 сентября 2020 г., N 59673, и опубликованным 7 сентября 2020 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru/).
В соответствии с пунктом 1.3 Стандарта обучение по программе бакалавриата в образовательной организации высшего образования может осуществляться в очной, очно-заочной и заочной формах.
Согласно примечанию 1 к данному пункту обучение по программе бакалавриата допускается в заочной форме лиц, имеющих среднее профессиональное образование по специальности, входящей в укрупненную группу специальностей среднего профессионального образования 40.00.00 Юриспруденция или при получении лицами второго или последующего высшего образования.
М. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим примечания 1 к пункту 1.3 Стандарта, ссылаясь на то, что оспариваемое положение противоречит пункту 7 части 1 статьи 3 и частям 2 и 4 статьи 5 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), является дискриминирующим, нарушает конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина и основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, поскольку необоснованно устанавливает дополнительные ограничения реализации права на выбор формы получения образования, фактически запрещая получение первого высшего юридического образования в заочной форме впервые.
Административный истец М. и ее представитель О., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Административный ответчик Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее также - Минобрнауки России) в письменных возражениях на административное исковое заявление, а заинтересованное лицо Минюст России в отзыве на административный иск указали, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным федеральным органом исполнительной органом в установленном законом порядке, не противоречит в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы административного истца. Минобрнауки России соблюдены требования Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 12 апреля 2019 г. N 434.
В судебном заседании представитель Минобрнауки России А. поддержал изложенную в возражениях правовую позицию, просил отказать в удовлетворении административного иска.
Заинтересованное лицо Минюст России заявил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Обсудив доводы административного истца и заинтересованного лица, выслушав объяснения представителя административного ответчика, проверив соответствие оспариваемого положения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом N 273-ФЗ, пунктом 6 части 1 статьи 6 которого утверждение федеральных государственных образовательных стандартов отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования.
В силу Федерального закона N 273-ФЗ порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 9 статьи 11).
Пунктами 3, 4 и 27 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 12 апреля 2019 г. N 434, установлено, что Минобрнауки России обеспечивает разработку проектов стандартов высшего образования и вносимых в указанные стандарты изменений с привлечением учебно-методических объединений в системе образования, образовательных, научных и иных организаций, представителей работодателей, а также органов исполнительной власти и иных заинтересованных лиц. Стандарты утверждаются соответствующим уполномоченным органом.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, согласно пункту 1 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 15 июня 2018 г. N 682, является Минобрнауки России, которое в установленном порядке принимает федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (подпункт 4.2.38 пункта 4 названного положения).
Таким образом, Стандарт утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации во исполнение требований федерального закона в соответствии с полномочиями данного федерального органа исполнительной власти и с соблюдением порядка принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта.
Гарантируя в пункте 1 статьи 43 право каждого на образование,
Конституция Российской Федерации закрепляет, что Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (пункт 5 статьи 43).
Под федеральным государственным образовательным стандартом Федеральный закон N 273-ФЗ понимает совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования (пункт 6 статьи 2).
Одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования (пункт 7 части 1 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ).
Федеральный закон N 273-ФЗ в статье 11 закрепил, что федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ; 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения (часть 1). Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения (часть 2). Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся (часть 4). Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатываются по уровням образования либо по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, а также по областям и видам профессиональной деятельности, утверждаемым в соответствии с трудовым законодательством (часть 5).
Статьей 17 Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрено, что обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме (часть 2). При этом формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности, направлению подготовки и научной специальности определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и самостоятельно устанавливаемыми требованиями, если иное не установлено названным федеральным законом (часть 5).
Таким образом, Стандарт, являясь в силу пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ частью системы образования, соответствует положениям данного закона.
Примечание 1 к пункту 1.3 Стандарта, вопреки доводам административного истца, не содержит каких-либо дискриминирующих предписаний и не нарушает право обучающихся на образование и выбор форм получения образования, которые, как следует из анализа приведенного законодательства, определяются в том числе соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Какой-либо федеральный закон или другой нормативный правовой акт большей юридической силы, которым бы противоречил Стандарт в оспариваемой части, отсутствуют.
Учитывая, что Стандарт в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, заявленное требование в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи
215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями
175 -
180,
215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления М. о признании недействующим примечания 1 к пункту 1.3 федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
от 13 августа 2020 г. N 1011, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА