НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 13.07.2012 N АКПИ12-699 "Об удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца второго пункта 19 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утв. Приказом МВД России от 22.11.2005 N 950"

"Об удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца второго пункта 19 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утв. Приказом МВД России от 22.11.2005 N 950"
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 июля 2012 г. N АКПИ12-699
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.Р. о признании частично недействующим абзаца второго пункта 19 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 ноября 2005 г. N 950,
установил:
согласно пункту 19 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах ИВС, при этом раздельно: мужчины и женщины; несовершеннолетние и взрослые; подозреваемые и обвиняемые с осужденными, приговоры в отношении которых вступили в законную силу; подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу; впервые привлекаемые к уголовной ответственности и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы.
Администрация ИВС, исходя из имеющихся возможностей, принимает меры к тому, чтобы отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержались:
подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений против основ конституционного строя, безопасности государства и преступлений против мира и безопасности человечества;
подозреваемые и обвиняемые в совершении следующих преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации: убийство; убийство матерью новорожденного ребенка; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; заражение ВИЧ-инфекцией; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; торговля несовершеннолетними; грабеж; разбой; вымогательство, совершенное при отягчающих обстоятельствах; терроризм; захват заложников; организация незаконного вооруженного формирования; бандитизм; организация преступного сообщества (преступной организации); пиратство; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное следствие; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа; дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества;
подозреваемые и обвиняемые при особо опасном рецидиве преступлений;
иностранные граждане и лица без гражданства при наличии условий для их содержания отдельно от других подозреваемых и обвиняемых;
лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, службы судебных приставов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск МВД России;
по решению администрации ИВС либо по письменному решению лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других обвиняемых и подозреваемых.
Гражданин П.Р., содержащийся под стражей в следственном изоляторе, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим пункта 19 названных Правил, допускающего совместное содержание в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, являющихся или являвшихся судьями, адвокатами, сотрудниками уголовно-исполнительной системы, службы судебных приставов, налоговой инспекции, сотрудниками правоохранительных органов, с подозреваемыми и обвиняемыми, не являющимися таковыми.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 2 статьи 33 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и нарушают права на безопасность и охрану здоровья указанных лиц.
П.Р. извещен о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
К., представляющая по доверенности интересы П.Р., поддержала заявленные требования.
Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации П.Ю., М., З. признали частично заявленные требования и пояснили суду, что Правила изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Оспариваемые положения включены в пункт 19 Правил исходя из практических соображений, но фактически случаев совместного содержания с другими подозреваемыми и обвиняемыми судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов не было.
Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации С., Министерства юстиции Российской Федерации И. поддержали заявленные требования, поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат действующему законодательству.
Выслушав объяснения К., представляющей интересы П.Р., представителей МВД России П.Ю., М., З., Генеральной прокуратуры Российской Федерации С., Минюста России И., исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление подлежащим удовлетворению.
Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предоставляет право федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органам исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждать Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (статья 16).
Министерство внутренних дел Российской Федерации, реализуя предоставленные ему федеральным законодателем полномочия, приказом от 22 ноября N 950 утвердило Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, действующие в редакции приказа МВД России от 30 декабря 2011 г. N 1343 (далее - Правила). Правила согласованы с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 9 декабря 2005 г., регистрационный номер 7246, и опубликованы в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 51, 19 декабря 2005 г.
Правила регламентируют внутренний распорядок в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Абзац первый пункта 19 Правил содержит положения о раздельном размещении подозреваемых и обвиняемых в камерах. В абзаце втором пункта 19 Правил закреплено, что администрация ИВС, исходя из имеющихся возможностей, принимает меры к тому, чтобы отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержались лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, службы судебных приставов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск МВД России.
Основные требования обеспечения изоляции определены в статье 32 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". В соответствии с этими требованиями подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах.
Требование раздельного размещения закреплено в статье 33 названного Федерального закона. Отдельно от других подозреваемых и обвиняемых согласно пункту 2 части 2 статьи 33 Федерального закона содержатся лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, службы судебных приставов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Данная норма предписывает обязательное соблюдение требования о раздельном содержании под стражей судей, адвокатов, работников прокуратуры и других должностных лиц правоохранительных органов.
Положения абзаца второго пункта 19 Правил, предусматривающие принятие администрацией ИВС мер к тому, чтобы отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержались судьи, адвокаты, сотрудники правоохранительных органов, исходя из имеющихся возможностей, а в случае отсутствия такой возможности допускающие возможность отступления от требований, установленных законодателем о раздельном содержании указанной категории подозреваемых и обвиняемых, противоречат Федеральному закону "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (статья 33).
В силу части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление П.Р. удовлетворить:
признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац второй пункта 19 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 ноября 2005 г. N 950, в части, допускающей соблюдение требования о раздельном размещении в изоляторах временного содержания указанных в данном пункте подозреваемых и обвиняемых, исходя из имеющихся возможностей.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ