НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 12.10.2011 N ГКПИ11-1431 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца второго пункта 2 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации""

"Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца второго пункта 2 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации""
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 октября 2011 г. N ГКПИ11-1431
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре К.И.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М.Н. о признании недействующим абзаца второго пункта 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации",
установил:
абзацем вторым пункта 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление от 22 сентября 1993 г. N 941), в редакции от 8 августа 2003 г. N 475, определено засчитывать в выслугу лет для назначения пенсий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
М.Н. оспорил в Верховном Суде Российской Федерации приведенную правовую норму в части, устанавливающей ограничения в зачете выслуги лет для сотрудников органов внутренних дел времени их обучения до поступления на службу в образовательных учреждениях, реализующих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования. Ссылается на то, что данная норма в указанной части противоречит статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1), которая такого ограничения не содержит. Считает нарушенным свое право на включение в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы в органах внутренних дел периода его учебы в профессиональном училище N 13 г. Самары, являющимся в настоящее время образовательным учреждением среднего профессионального образования.
М.Н., отбывающий наказание в местах лишения свободы, о месте и времени судебного разбирательства извещен, своего представителя в судебное заседание не направил. Письменное ходатайство заявителя о переводе из исправительной колонии в следственный изолятор г. Москвы отклонено в связи с отсутствием процессуальных норм, позволяющих изменять место отбывания наказания и доставлять осужденных для участия в рассмотрении гражданского дела. Его личное участие в судебном заседании судом признано не обязательным, поскольку рассмотрение и разрешение настоящего дела связано с правовой оценкой судом оспариваемого нормативного правового акта и не требует установления фактических обстоятельств.
Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации, представляющие интересы Правительства Российской Федерации по поручению от 12 августа 2011 г., в своих возражениях указали на то, что оспариваемое нормативное положение издано высшим органом исполнительной власти в рамках делегированных ему полномочий, направлено на стимулирование привлечения на службу в органах внутренних дел граждан, имеющих высшее и среднее специальное образование, не нарушает прав заявителя, предоставленных ему федеральным законом.
Обсудив доводы заявителя, выслушав возражения представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации Г., К.А., М.Г., Министерства обороны Российской Федерации Ч. и Федеральной службы безопасности Российской Федерации К.Н., проверив оспариваемое нормативное положение на предмет соответствия федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для признания оспариваемой правовой нормы недействующей.
Постановление от 22 сентября 1993 г. N 941 издано высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации во исполнение части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ), согласно которой порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации. Постановление опубликовано в "Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации" за 1993 г. N 40.
Периоды времени, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсии, определены в части 1 статьи 18 указанного Закона Российской Федерации, содержащей положение о том, что в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Таким образом, федеральный законодатель, установив возможность и порядок зачета в выслугу лет времени учебы, не определил типы и виды образовательных учреждений, время учебы в которых может быть включено на соответствующих условиях в выслугу лет для назначения пенсии.
Правительство Российской Федерации исходя из предоставленных ему дискреционных полномочий (зависящих от собственного усмотрения) по определению порядка исчисления выслуги лет в абзаце втором пункта 2 Постановления от 22 сентября 1993 г. N 941 установило перечень образовательных учреждений, время обучения в которых до поступления на службу засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение на условиях и по нормам, предусмотренным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Отсутствие в этом перечне учреждений начального профессионального образования не противоречит требованиям статьи 18 указанного Закона Российской Федерации, которая не предусматривает включение времени обучения в таких учреждениях в выслугу лет для назначения пенсий. Нет и других нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу по отношению к оспариваемой норме, обязывающих засчитывать время учебы в учреждениях начального профессионального образования в выслугу лет лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
Не имеет правового значения ссылка заявителя на пункт 11 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 543, в силу которого в среднем специальном учебном заведении могут реализовываться другие образовательные программы, в том числе начального профессионального образования. Среднее специальное учебное заведение в части реализации этих образовательных программ руководствуется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих видов и типов.
Следовательно, при реализации в среднем специальном учебном заведении образовательной программы начального профессионального образования выпускникам, освоившим такую образовательную программу, выдается диплом государственного образца о начальном профессиональном образовании (пункт 26 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 521).
Правительство Российской Федерации осуществило правовое регулирование в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое нормативное положение основано на нормах федерального закона и соответствует им, прав и свобод заявителя не нарушает.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления М.Н. о признании недействующим абзаца второго пункта 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ