НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 11.10.2001 N ГКПИ2001-1184, 1467 "О признании частично недействительным и не порождающим правовых последствий пункта 3 "Порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 г. N 455"

"О признании частично недействительным и не порождающим правовых последствий пункта 3 "Порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 г. N 455"
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 11 октября 2001 г. N ГКПИ 2001-1184, 1467
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
    судьи Верховного Суда Российской Федерации       Зайцева В.Ю.,
    при секретаре                                  Бирюковой Е.Ю.,
    с участием прокурора                           Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобам Кировской и Псковской областных организаций Общероссийской общественной организации инвалидов Союз "Чернобыль" России о признании частично недействительным пункта 3 "Порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 г. N 455,
установил:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 г. N 455 был утвержден "Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы" (далее - Порядок).
Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, получающим пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей", выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г. органами, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных граждан, исходя из суммы 700 рублей в месяц в зависимости от степени утраты трудоспособности.
Кировская и Псковская областные организации Общероссийской общественной организации инвалидов Союз "Чернобыль" России обратились в Верховный Суд Российской Федерации с жалобами о признании недействительным (незаконным) с момента принятия пункта 3 Порядка.
В обоснование жалоб заявители ссылались на то, что ограничение заработка, из которого должно производиться возмещение вреда, причиненного здоровью, суммой, равной 700 рублей в месяц, не соответствует закону и нарушает права на возмещение вреда здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.
В судебном заседании представители заявителей Богданова А.В. и Кошурников М.А. уточнили предмет жалобы и просили признать недействительным пункт 3 оспариваемого Порядка в части слов "исходя из суммы 700 рублей в месяц".
Представитель Правительства Российской Федерации Гришанин Н.М. и Толмачев Ю.Е. жалобу заявителей не признали и просили отказать в ее удовлетворении за необоснованностью.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., просившей удовлетворить жалобы заявителей, Верховный Суд Российской Федерации находит жалобы заявителей подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" абзац четвертый подпункта 1 пункта 23 статьи 1 данного Закона в части, лишающей военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, причиненного их здоровью, признан противоречащим статьям 19 (части 1 и 2), 42 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и утрачивающим силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения данного Постановления.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации также отмечено, что Федеральному Собранию в течение шести месяцев надлежит внести изменения в Закон Российской Федерации от 18 июня 1992 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г., вытекающие из данного Постановления.
Соответствующие изменения в пункт 2 статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были внесены Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, закрепившим, что военнослужащие (и приравненные к ним лица), направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой статьи 14 указанного Закона.
Кроме того, статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что выплата гражданам недополученных денежных компенсаций производится в течение 2001 - 2003 годов. Исчисление указанных денежных компенсаций осуществляется со 2 июня 1998 года в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Порядок и условия возврата гражданам недополученных денежных компенсаций определяются Правительством Российской Федерации.
Анализ приведенных положений статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ позволяет суду прийти к следующим выводам:
во-первых, законодатель признал, что военнослужащие, получающие пенсию за выслугу лет и ставшими инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на возмещение вреда, причиненного их здоровью, начиная со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 г. (момент вступления в силу Закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ);
во-вторых, законодатель не установил для этих лиц какого-либо особого порядка исчисления денежных сумм, подлежащих выплате в возмещение вреда здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, и не ограничил семьюстами рублями сумму месячного заработка, из которого исчисляется сумма возмещения вреда (денежная компенсация);
в-третьих, законодатель поручил Правительству Российской Федерации определить лишь порядок и условия возврата гражданам недополученных за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 г. сумм в возмещение вреда здоровью (денежных компенсаций) и не уполномочивал его на определение порядка исчисления этих сумм, в том числе на определение предельного размера месячного заработка, из которого исчисляются суммы возмещения вреда здоровью.
Следовательно, закрепив в пункте 3 оспариваемого Порядка предписание о том, что выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, должна производиться за прошлое время из суммы 700 рублей в месяц, Правительство Российской Федерации вышло за пределы полномочий, предоставленных ему частью 2 статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ.
При этом предусмотренный в пункте 3 оспариваемого правового акта порядок исчисления сумм в возмещение вреда здоровью гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц, получающих пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей", не соответствует действовавшим в период со 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г. положениям пункта 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно названной норме Федерального закона (в редакции от 24.11.1995) инвалидам из числа военнослужащих гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составлял менее одного календарного месяца, размер возмещения вреда исчислялся исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчислялась сумма возмещения вреда, не мог быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда (в редакции от 24.11.1995) и не ниже 700 рублей (в редакции от 07.08.2000).
С 6 января 2000 г. порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту), регулируется Федеральным законом "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В соответствии со статьей 12 данного Закона размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного до наступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.
Средний месячный заработок работника подсчитывается путем деления общей суммы его заработка за 12 месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая или утрате либо снижению его трудоспособности (по выбору застрахованного), на 12. Если до наступления страхового случая застрахованный работал менее 12 месяцев, средний месячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы его заработка за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших наступлению страхового случая, на число этих месяцев. При подсчете среднего месячного заработка не полностью проработанные застрахованным месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются в случае невозможности их замены.
По желанию застрахованного при наступлении страхового случая по причине получения им профессионального заболевания средний месячный заработок может быть подсчитан за последние 12 месяцев работы, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.
По существу аналогичный порядок исчисления размера возмещения вреда, причиненного работнику увечьем, был закреплен в статьях 13 - 15 "Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей", утративших силу с 6 января 2000 г.
Таким образом, при возмещении вреда, причиненного здоровью работника при исполнении обязанностей по трудовому договору в период со 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г., законодатель не ограничивал предельным размером - "700 рублей в месяц" сумму заработка, из которого исчисляется размер ежемесячной страховой выплаты.
Установив данное ограничение, Правительство Российской Федерации фактически уменьшило размер недополученных денежных компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью, лицам, перечисленных в пункте 3 оспариваемого Порядка. Между тем в силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 данного Кодекса, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
С учетом вышеизложенного пункт 3 оспариваемого Порядка в части слов "исходя из суммы 700 рублей в месяц" не соответствует также статьям 1064, 1084 - 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку ограничивает по сравнению с этими нормами размер возмещения вреда военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.
Не соответствует пункт 3 оспариваемого Порядка и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 1 декабря 1997 г. N 18-П, согласно которой военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от получения ими пенсии за выслугу лет, по смыслу статьи 42 Конституции Российской Федерации, должны иметь право на возмещение вреда, равно как и иные граждане, пострадавшие от чернобыльской катастрофы.
Поскольку при рассмотрении дела судом установлено, что оспариваемое заявителями предписание нормативного акта не соответствует закону и нарушает права на возмещение вреда здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, это предписание на основании статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации должно быть признано недействительным.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231, 232 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобы заявителей удовлетворить.
Признать недействительным и не порождающим правовых последствий со дня издания пункт 3 "Порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 г. N 455, в части слов "исходя из суммы 700 рублей в месяц".
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ