ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 апреля 2024 г. N АКПИ24-127
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
при секретаре К.Ю.,
с участием прокурора Русакова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.В. о признании частично недействующим приложения N 9 к Административному регламенту Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему, утвержденному приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации
от 26 июня 2018 г. N 221,
установил:
приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее также - Росгвардия)
от 26 июня 2018 г. N 221 (далее также - Приказ N 221) утвержден Административный регламент Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему (далее также - Административный регламент).
Из пунктов 4, 6, абзаца третьего пункта 52 Административного регламента следует, что одним из результатов предоставления государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему (далее также - разрешение) является выдача разрешения, которое оформляется на бланке серии РОХа, форма которого приведена в приложении N 9 к Административному регламенту (далее также - Приложение N 9).
Формой "Разрешение серии РОХа" Приложения N 9 (далее - Форма) предусмотрено указание на лицевой стороне фамилии, имени, отчества (при наличии), адреса регистрации по месту жительства владельца разрешения, на оборотной стороне - модели, калибра, серии, номера, года выпуска охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему, в отношении которых владелец разрешения имеет право хранения по адресу регистрации по месту жительства и ношения.
К.В., владеющий несколькими единицами охотничьего оружия и оружия самообороны, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании Приложения N 9 не действующим в части указания на оборотной стороне Формы слов "имеет право хранения по адресу регистрации по месту жительства", ссылаясь на его противоречие пункту 59 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 21 июля 1998 г. N 814 (далее также - Правила оборота оружия), устанавливающему условия хранения оружия, патронов, а также инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (порох, капсюли) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию гражданами Российской Федерации, в том числе в местах временного пребывания.
Нарушение своих прав Приложением N 9 в оспариваемой части административный истец связывает с отсутствием указания в Форме на допустимость хранения оружия и патронов к нему в местах временного пребывания, что, по его мнению, исключает возможность такого хранения.
Административный ответчик Росгвардия в письменных возражениях и заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменном отзыве на административный иск указали, что Административный регламент разработан и утвержден полномочным органом, в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы административного истца.
Административный истец К.В. и его представитель, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители Росгвардии Е., К.А. в судебном заседании просили в удовлетворении административного искового заявления отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Минюст России направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, изучив доводы административного истца и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административным регламентом - нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, разработка проекта которого осуществляется органом, предоставляющим государственную услугу, или органом, предоставляющим муниципальную услугу (пункт 4 статьи 2, часть 1 статьи 12, часть 1 статьи 13 Федерального закона
от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
Действовавшими на момент принятия Административного регламента Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, было закреплено, что регламент разрабатывается и утверждается органом, предоставляющим государственные услуги, если иное не установлено федеральными законами (пункт 2).
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 20 июля 2021 г. N 1228.
Полномочия Росгвардии как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оборота оружия, определены в статьях 22, 24.1 Федерального закона
от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии), пункте 15 части 1 статьи 9 Федерального закона
от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", пункте 1 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации
от 30 сентября 2016 г. N 510 (далее - Положение). Росгвардия организует и осуществляет выдачу в установленном порядке гражданам и организациям лицензий, разрешений и иных видов документов, связанных с оборотом оружия; разрабатывает и утверждает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, административные регламенты предоставления государственных услуг в установленных сферах деятельности (подпункты 19, 23 пункта 9 Положения).
Реализуя предоставленные полномочия, Росгвардия Приказом N 221 по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации утвердила Административный регламент, который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц Росгвардии и ее территориальных органов по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему (пункт 1).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России по результатам проведения правовой и антикоррупционной экспертиз 12 декабря 2018 г., регистрационный номер 52985, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 13 декабря 2018 г.
Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа N 221, утвердившего Административный регламент, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 13 августа 1997 г. N 1009.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие, что не оспаривается административным истцом.
Доводы административного истца о несоответствии Формы в оспариваемой части пункту 59 Правил оборота оружия основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
В соответствии с положениями статьи 22 Закона об оружии хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется гражданами Российской Федерации, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия (часть первая).
Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию определяются Правительством Российской Федерации (часть шестая).
Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации
от 21 июля 1998 г. N 814, регулирующие оборот гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов (составных частей патронов) к нему, включая хранение, ношение, в главах XI, XII определяют требования к условиям хранения оружия и патронов, к ношению и использованию оружия.
Согласно пункту 54 Правил оборота оружия хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия.
Из пункта 59 Правил оборота оружия следует, что принадлежащие гражданам Российской Федерации оружие и патроны, а также инициирующие и воспламеняющие вещества и материалы (порох, капсюли) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию должны храниться по месту их жительства с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок (замки) сейфах, сейфовых шкафах или металлических шкафах для хранения оружия, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальные органы, органы внутренних дел по месту жительства (пребывания) владельцев имеют право проверять условия хранения зарегистрированного оружия (абзац первый).
Хранение оружия, патронов, а также инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (порох, капсюли) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию гражданами Российской Федерации в местах временного пребывания должно осуществляться с соблюдением условий, исключающих доступ к ним посторонних лиц (абзац второй).
Таким образом, в силу части шестой статьи 22 Закона об оружии именно Правила оборота оружия устанавливают имеющие прямое действие требования к условиям хранения, ношения различных видов гражданского и служебногро оужия и патронов к нему, тогда как оспариваемый в части Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц Росгвардии по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение соответствующих видов оружия, оформляемого на бланках установленной формы.
Разрешение, выдача которого является одним из результатов предоставления указанной государственной услуги, подтверждает прохождение заявителем предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере оборота оружия необходимых процедур, предшествующих его выдаче.
Оспариваемая Форма, являясь бланком, не предполагает приведения в ней исчерпывающего перечня прав и обязанностей граждан Российской Федерации в сфере оборота оружия и не устанавливает требования к условиям хранения и ношения оружия.
Вопреки доводам административного истца, указание в Форме в отношении конкретного экземпляра охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения на право владельца разрешения хранить это оружие и патроны к нему по адресу регистрации по месту жительства не исключает возможности хранения указанного в разрешении оружия по месту пребывания его владельца.
Как следует из содержания административного искового заявления, требование административного истца фактически сводится к отстаиванию позиции о внесении целесообразных, с его точки зрения, соответствующих изменений в Приложение N 9 к Административному регламенту, что в силу действующего законодательства отнесено к дискреционным полномочиям Росгвардии и не может служить правовым основанием для удовлетворения административного иска.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое нормативное положение соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает и не ограничивает прав административного истца в упоминаемых им аспектах.
В силу пункта 2 части 2 статьи
215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями
175 -
180,
215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления К.В. о признании частично недействующим приложения N 9 к Административному регламенту Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему, утвержденному приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации
от 26 июня 2018 г. N 221, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ