НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 08.04.2014 N АКПИ14-148 "О признании частично недействующим пункта 41 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утв. Приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455"

"О признании частично недействующим пункта 41 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утв. Приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455"
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 апреля 2014 г. N АКПИ14-148
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре К.Н.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А. о признании частично недействующим пункта 41 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 455,
установил:
приказом Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России) от 30 декабря 2011 г. N 455 утвержден Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (далее - Административный регламент). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2012 г., регистрационный N 23117, опубликован в "Российской газете", 2012 г., 16 марта.
А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 41 Административного регламента в части положения абзаца первого о том, что все документы, кроме документов, представленных в электронной форме, и учредительных документов некоммерческой организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.
По мнению заявителя, оспариваемая норма, требуя представления документов в двух экземплярах, в том числе одного из них в подлиннике, противоречит статье 16 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", которая не содержит такого требования, устанавливает исчерпывающий перечень документов, представляемых для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии (пункт 1); запрещает федеральному уполномоченному органу требовать от политической партии не предусмотренные пунктом 1 этой статьи документы (пункт 2). А. ссылается на то, что Минюст России приостановил государственную регистрацию политической партии, уполномоченным лицом которой он являлся, одним из мотивов для этого послужило непредставление некоторых документов в двух экземплярах.
Минюст России в письменных возражениях на заявление указал, что требования абзаца первого пункта 41 Административного регламента о представлении двух экземпляров документов для государственной регистрации обусловлено особым порядком государственной регистрации политической партии с участием двух органов государственной власти - уполномоченного органа, каковым является Минюст России, и регистрирующего органа - Федеральной налоговой службы.
Выслушав объяснения представителя заявителя К.Д., возражения представителя Минюста России Ж., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей заявленное требование удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", статья 10 которого предусматривает, что федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
В силу статьи 15 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного данным Федеральным законом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 1); решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами (далее - уполномоченные органы). Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия уполномоченных органов с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений определяется Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Федеральным уполномоченным органом, принимающим решение о государственной регистрации политических партий, является Минюст России (подпункт 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313), а уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, - Федеральная налоговая служба (пункт 1, подпункт 5.3.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506).
Административный регламент согласно его пункту 1 устанавливает стандарт и порядок предоставления центральным аппаратом Минюста России и его территориальными органами государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе в отношении политических партий, при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях.
Перечень документов, представляемых в федеральный уполномоченный орган для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии, закреплен в пункте 1 статьи 16 Федерального закона "О политических партиях". При этом согласно пункту 2 статьи 16 названного Федерального закона федеральный уполномоченный орган не вправе требовать от политической партии представления документов, не предусмотренных в пункте 1 этой статьи.
В указанном исчерпывающем перечне документов, необходимых для государственной регистрации политической партии, определены документы, которые должны представляться не в подлиннике, а в виде их копий, и требуемое количество экземпляров документов.
Однако норма, содержащаяся в абзаце первом пункта 41 Административного регламента, по ее буквальному смыслу, требует для государственной регистрации любых некоммерческих организаций, включая политические партии, представления подлинного экземпляра каждого документа и его копии, что не соответствует положениям статьи 16 Федерального закона "О политических партиях".
Довод представителя Минюста России о том, что требование о представлении документов в двух экземплярах основано на установленной федеральным законом обязанности направить в регистрирующий орган весь комплект документов, поданных в федеральный уполномоченный орган, для включения в единый государственный реестр юридических лиц, лишен правовых оснований.
Статья 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", определяющая содержание государственных реестров, не включает в содержание единого государственного реестра юридических лиц в полном объеме всех документов, на основании которых федеральным уполномоченным органом принято решение о государственной регистрации политической партии.
Федеральный законодатель, определив особый порядок государственной регистрации политической партии, предусматривающий участие двух органов государственной власти - федерального уполномоченного органа и регистрирующего органа, не установил обязанность политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии, представлять для каждого из этих органов государственной власти документы, необходимые для осуществления государственной регистрации.
Согласно пунктам 3, 5 статьи 15 Федерального закона "О политических партиях" документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, представляются в федеральный уполномоченный орган, который при установлении их соответствия требованиям этого Федерального закона принимает решение о государственной регистрации политической партии и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
Из приведенных законоположений во взаимосвязи с пунктами 1, 2 статьи 16 Федерального закона "О политических партиях" следует, что федеральный уполномоченный орган направляет в регистрирующий орган лишь те документы, которые входят в состав документов, поданных политической партией в соответствии с утвержденным перечнем, и необходимы для ведения единого государственного реестра юридических лиц.
Данный вывод подтверждается и изменением количества экземпляров устава политической партии, которые политическая партия обязана представить для государственной регистрации в федеральный уполномоченный орган (с двух до трех). Изменение внесено в подпункт "б" пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О политических партиях" Федеральным законом от 8 декабря 2011 г. N 421-ФЗ и, как усматривается из пояснительной записки к проекту этого федерального закона, обусловлено особым порядком государственной регистрации некоммерческих организаций с участием двух органов государственной власти. Устав политической партии относится к учредительным документам, необходимым для ведения единого государственного реестра юридических лиц, и один экземпляр устава из числа представленных в федеральный уполномоченный орган направляется этим органом в регистрирующий орган на основании пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О политических партиях" для включения в документы регистрационного дела.
Из исследованной в судебном заседании регистрационной части учетного дела по регистрации политической партии, уполномоченным лицом которой являлся А., усматривается, что оспариваемая норма была применена в отношении заявителя. То обстоятельство, что Минюст России потребовал от него представления второго экземпляра лишь части документов из числа поданных для государственной регистрации и не обязал представить подлинники всех документов, само по себе не свидетельствует о законности оспариваемого нормативного положения в части, относящейся к государственной регистрации политических партий.
Положение абзаца первого пункта 41 Административного регламента в силу своей правовой неопределенности допускает возможность его произвольного применения, что создает угрозу нарушения права граждан Российской Федерации на объединение в политическую партию.
С учетом изложенного абзац первый пункта 41 Административного регламента в части, распространяющей на политические партии обязанность подавать в федеральный уполномоченный орган для государственной регистрации все документы в двух экземплярах, один из которых является подлинником, не соответствует требованиям федерального закона и подлежит признанию недействующим.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление А. удовлетворить. Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 41 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 455, в той мере, в какой данный пункт позволяет распространить на перечень документов, представляемых для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии, требование о представлении всех документов на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ