НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 07.06.2001 N ГКПИ2001-875 "О признании недействительным абзаца первого пункта 2 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет...""

"О признании недействительным абзаца первого пункта 2 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет...""
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 7 июня 2001 г. N ГКПИ 2001-875
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
    судьи Верховного Суда Российской Федерации       Зайцева В.Ю.,
    при секретаре                                    Дончило В.В.,
    с участием прокурора                           Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Сухановой Надежды Владимировны о признании частично недействительным (незаконным) абзаца первого пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей",
установил:
пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 (далее - Постановление) были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.
Абзацем первым пункта 2 Постановления установлено, что Список и Правила, утвержденные пунктом 1 данного Постановления, применяются в отношении педагогической деятельности, осуществлявшейся в государственных и муниципальных школах и других государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Заявитель Суханова Н.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительным (незаконным) вышеизложенного предписания нормативного акта Правительства Российской Федерации, ссылаясь на то, что оно существенно нарушает ее право на получение пенсии на выслугу лет в связи с педагогической деятельностью и не соответствует Закону РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В обоснование жалобы заявительница указала, что органами социальной защиты населения г. Норильска ей было отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с тем, что она работает в образовательном учреждении для детей, которое является структурным подразделением ОАО "Норильская горная компания". Со дня вступления в силу оспариваемого Постановления Правительства Российской Федерации (1 ноября 1999 г.) ее работа в качестве воспитателя детского сада не была зачтена в стаж, дающий право на получение пенсии за выслугу лет.
Заявительница просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представители Правительства Российской Федерации Назаров А.С. и Васильева Т.Ю. жалобу Сухановой Н.В. не признали, пояснив, что оспариваемый правовой акт действующему законодательству не противоречит, поскольку именно Правительству Российской Федерации предоставлено Законом определять, следует ли отнести ту или иную "педагогическую" должность к тем должностям, работа в которых должна засчитываться в выслугу для назначения пенсии, а также предусмотреть особые условия включения в выслугу той или иной работы.
Заслушав объяснения представителя Правительства Российской Федерации и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., просившей об удовлетворении жалобы, Верховный Суд Российской Федерации полагает, что жалоба Сухановой Н.В. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 77 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в редакции от 16 апреля 2001 г.) пенсия за выслугу лет устанавливается в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью.
В соответствии со статьями 80 и 83 того же Закона пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет. Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в редакции от 22 сентября 1993 г. N 953) был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
В силу пункта 2 названного Постановления в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Из этого следует, что по Постановлению Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в редакции от 22 сентября 1993 г. N 953) работники негосударственных образовательных учреждений имели право на получение пенсии за выслугу лет наравне с работниками государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Согласно пункту 2 оспариваемого Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 (в редакции от 1 февраля 2001 г.) вновь утвержденные Список и Правила применяются в отношении педагогической деятельности, осуществлявшейся в государственных и муниципальных школах и других государственных и муниципальных учреждениях для детей.
При этом в соответствии с абзацем 2 пункта 3 того же Постановления Правила, утвержденные этим Постановлением, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении выслуги лет за период работы до 1 ноября 1999 г.
Таким образом, оспариваемым заявительницей предписанием Постановления от 22 сентября 1999 г. N 1067 сужена сфера действия Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и с 1 ноября 1999 г. педагогическая деятельность в образовательных учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, не дает права на получение пенсии за выслугу лет.
Между тем Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", его статьи 80 и 83, во исполнение которых было принято оспариваемое Постановление, не содержат положений, предусматривающих возможность назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в зависимости от организационно - правовой формы образовательного учреждения. Законодатель уполномочил Правительство Российской Федерации лишь на составление списков соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, не оговаривая при этом форму собственности учреждений для детей.
Следовательно, оспариваемое предписание Постановления, как нарушающее право граждан на пенсию в связи с педагогической деятельностью и не соответствующее закону, должно быть признано недействительным.
Данный вывод подтверждается положением статьи 55 Федерального закона "Об образовании" (в редакции от 7 августа 2000 г.) о том, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет.
Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот Закон также не связывает возможность их реализации с организационно - правовыми формами образовательных учреждений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "Об образовании" образовательные учреждения по своим организационно - правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно - правовой формы.
Принимая решение, суд учитывает и то обстоятельство, что на день принятия оспариваемого Постановления редакция статей 80 и 83 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не претерпела никаких изменений.
Руководствуясь ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Сухановой Надежды Владимировны удовлетворить.
Признать недействительным (незаконным) и не порождающим правовых последствий абзац первый пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей".
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.
Судья Верховного Суда