НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 07.02.2001 N ВКПИ01-01 "Об отказе в удовлетворении жалобы на подпункт "а" пункта 10 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054"

"Об отказе в удовлетворении жалобы на подпункт "а" пункта 10 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054"
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 7 февраля 2001 г. N ВКПИ 01-01
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
    председательствующего - судьи
    Верховного Суда Российской Федерации        Петроченкова А.Я.,
    при секретаре                                    Нечаеве С.В.,
    с участием военного прокурора управления
    Главной военной прокуратуры                    Тумбасова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе подполковника запаса Хайрутдинова Ильдара Магарифовича на подпункт "а" пункта 10 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства",
установил:
Хайрутдинов обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой оспаривает подпункт "а" пункта 10 вышеназванных Правил, полагая, что эта норма противоречит ст. ст. 35 и 40 Конституции Российской Федерации.
В частности, Хайрутдинов не согласен с тем, что военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий при наличии у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры), и полагает, что при наличии у его семьи собственности (квартиры) он имеет право на получение жилой площади.
Хайрутдинов о времени и месте судебного разбирательства извещен, но в судебное заседание не явился.
Заслушав объяснения представителя Правительства Российской Федерации Юркина В.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение прокурора Тумбасова А.А., полагавшего жалобу оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации находит, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
По мнению заявителя, положения подпункта "а" пункта 10 вышеназванных Правил ограничивают его конституционные права и противоречат ст. ст. 35 и 40 Конституции Российской Федерации. В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и льгот, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РСФСР правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, действуя в пределах своей компетенции, определенной Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", своим Постановлением утвердило "Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
В пункте 10 вышеназванных Правил содержатся основания, по которым военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Подпункт "а" этого пункта не позволяет признавать военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающимися в улучшении жилищных условий при наличии у них в собственности квартиры или индивидуального жилого дома.
Данная норма нисколько не противоречит требованиям ст. ст. 25, 35, 40 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 1 и 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 19 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", ст. ст. 28 и 29 Жилищного кодекса РСФСР, ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Ни один из перечисленных Законов не содержит нормы, позволяющей при наличии имеющейся в собственности квартиры или индивидуального жилого дома быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий без учета установленных социальных норм.
Напротив, государство гарантирует только единожды гражданам безвозмездное предоставление жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, с учетом дополнительной общей площади жилого помещения, предоставленной в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации отдельным категориям военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, что закреплено в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и оспариваемом заявителем Постановлении Правительства Российской Федерации.
Таким образом, государство гарантирует каждому гражданину улучшение жилищных условий, независимо от наличия у него в собственности квартиры, но с учетом общих требований: предоставление жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации.
Обжалуемая заявителем норма основана на единых принципах и нормах, вытекающих из требований жилищного законодательства Российской Федерации об улучшении жилищных условий, исходя из социальных норм жилой площади.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231 - 232, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении жалобы Хайрутдинова Ильдара Магарифовича на подпункт "а" пункта 10 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.