ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 5 апреля 2001 г. N ВКПИ 01-14
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в лице
Судьи Верховного Суда РФ
генерал - лейтенанта юстиции Яськина В.А.,
при секретаре
старшем лейтенанте юстиции Безнасюке А.С.,
с участием заявителя
подполковника юстиции Юшкова С.В.,
представителей Правительства РФ
полковника Романова О.А.
и майора юстиции Морозова С.В.,
а также военного прокурора
отдела Главной военной прокуратуры
полковника юстиции Тумбасова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Юшкова С.В. о признании незаконным Постановления Правительства РФ
от 19 декабря 1997 года N 1598,
установила:
19 декабря 1997 года в соответствии со ст. 19 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее Закон N 114-Ф3) Правительство РФ издало Постановление N 1598 "О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба" (далее Постановление N 1598).
Частью 1-й пункта 1 этого Постановления установлено, что разрешение на выезд из Российской Федерации военнослужащим дается Министром обороны РФ и руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, или уполномоченными ими лицами.
Согласно пункту 2 Постановления N 1598 документы, удостоверяющие личность гражданина РФ, по которым военнослужащий осуществляет выезд из Российской Федерации (паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка), оформляются на основании справки, выдаваемой воинскими частями и учреждениями.
Абзацами 3 и 4 пункта 3 Постановления N 1598 предписано Министру обороны РФ и федеральным органам исполнительной власти определить перечни воинских частей, организаций и учреждений, наделенных полномочиями выдавать справки, и установить порядок получения документов, по которым военнослужащий осуществляет выезд за границу, а также порядок сдачи и последующего хранения этих документов, выдаваемых военнослужащим, осведомленным в сведениях, составляющих государственную тайну.
С.В. Юшков просит признать Постановление N 1598 в этой части незаконным и не действующим с момента принятия, утверждая, что оно ограничивает его конституционные права на свободный выезд за границу и обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях, проживающих в Литовской Республике.
По его мнению, часть первая пункта 1 Постановления N 1598 противоречит ст. ст. 2 и 15 Закона РФ N 114-Ф3, поскольку согласно ст. 2 гражданин РФ не может быть ограничен в праве выезда из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном этим Законом, а статья 15 предусматривает исчерпывающий перечень ограничений, в числе которых возможность временного запрета на выезд за границу лишь в отношении граждан, допущенных к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне. Поэтому предоставление частью 1 Постановления N 1598 Министру обороны РФ и уполномоченным им лицам права не разрешать выезд из Российской Федерации военнослужащим, допущенным к сведениям со степенью секретности не выше "секретно", является незаконным.
Юшков С.В. также считает, что пункт 2 и абзац 3 пункта 3 Постановления N 1598 противоречит ст. 9 Закона N 114, которая не предусматривает представления какой-либо справки, а абзац 4 пункта 3 - статьям 6, 8, 9 и 18 Закона N 114-ФЗ, которыми установлен порядок оформления, выдачи, передачи на хранение и изъятия документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за границей.
Заслушав объяснения заявителя Юшкова С.В., поддержавшего свое заявление, представителей Правительства РФ Романова О.А. и Морозова С.В., возразивших против удовлетворения заявления, и заключение военного прокурора Тумбасова А.А., полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, Военная коллегия находит, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи
55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Применительно к закрепленному в ч. 2 статьи 27 Конституции РФ праву на свободный выезд за границу такое ограничение установлено не только ст. 15, но и статьей 19 Закона N 114-Ф3.
Как указано в статье 19 Закона N 114-ФЗ, военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, выезжают из Российской Федерации при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в самом Законе N 114-ФЗ для военнослужащих в отличие от других граждан установлено, что без разрешения командования они не вправе выехать из Российской Федерации.
При этом законодатель не связывает возможность отказа в разрешении на выезд за границу лишь с обстоятельствами, указанными в статье 15 Закона N 114-ФЗ.
Согласно статье 6 Закона РФ "О статусе военнослужащих" право на свободу передвижения военнослужащими реализуется с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту службы.
В соответствии со статьей 6 Закона РФ "О статусе военнослужащих" и статьей 243 Устава внутренней службы для выезда военнослужащих даже за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, необходимо разрешение командования.
Как указано в статье 19 Закона N 114-ФЗ, порядок оформления разрешения на выезд военнослужащего из Российской Федерации устанавливается Правительством РФ.
Действуя в пределах предоставленных законодателем полномочий, Правительство и издало рассматриваемое Постановление N 1598.
Содержащиеся в оспариваемых пункте 2 и абзаце 3 пункта 3 указание о необходимости представления справки и поручение Министру обороны РФ и федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, определить перечни воинских частей, наделенных полномочиями выдавать эти справки, относятся к вопросам порядка оформления разрешения на выезд, а следовательно, разрешены Правительством РФ в пределах полномочий, предоставленных ему статьей 19 Закона N 114-ФЗ.
Не противоречит законодательству РФ и оспариваемый абзац 4 пункта 3 Постановления N 1598, поскольку не содержит каких-либо указаний о том, что порядок получения, сдачи и хранения документов, по которым военнослужащий осуществляет выезд из Российской Федерации, должен отличаться от порядка, установленного Законом N 114-ФЗ. Кроме того, этот абзац требует установить порядок сдачи и хранения упомянутых документов лишь военнослужащих, осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну.
Это требование согласуется со статьей 18 Закона N 114-ФЗ, согласно которой в случае ограничения выезда гражданина РФ в связи с допуском к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну, его паспорт подлежит передаче на хранение до истечения срока временного ограничения.
Изложенное свидетельствует, что Постановление N 1598 соответствует действующему законодательству, регламентирующему выезд военнослужащих за границу, а следовательно, не ограничивает право заявителя и других военнослужащих на выезд из Российской Федерации и обязанность Юшкова С.В. заботиться о нетрудоспособных родителях.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решила:
отказать Юшкову Сергею Васильевичу в удовлетворении требований о признании незаконными и недействующими части первой пункта 1, пункта 2, абзацев третьего и четвертого пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации
от 19 декабря 1997 года N 1598 "О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
генерал - лейтенант юстиции
В.А.ЯСЬКИН