НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 05.04.2001 N ВКПИ01-11 "О признании частично недействительным абзаца 8 подпункта "б" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту...""

"О признании частично недействительным абзаца 8 подпункта "б" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту...""
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 5 апреля 2001 г. N ВКПИ 01-11
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
    председательствующего - судьи
    Верховного Суда Российской Федерации -
    генерал - майора юстиции                         Хомчика В.В.,
    при секретаре -
    старшем лейтенанте юстиции                       Нечаеве С.В.,
    с участием военного прокурора отдела
    Главной военной прокуратуры
    полковника юстиции                             Тумбасова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе гражданина Новикова Александра Васильевича о признании незаконным абзаца 8 подпункта "б" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в части установления ограничений в зачете выслуги лет на льготных условиях для лиц, проходивших службу и принимавших участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, уволенных со службы либо откомандированных из этих стран за совершение проступков, порочащих честь военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава,
установила:
Заявитель Новиков А.В. обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что положения оспариваемой нормы лишают его части льгот, установленных законом для военнослужащих, находившихся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан.
По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит закону и Конституции Российской Федерации и нарушает его права, поскольку на ее основании после увольнения с военной службы выслуга лет для назначения пенсии за период службы и участия в боевых действиях на территории Республики Афганистан в связи с понижением в должности и откомандированием из этой страны засчитана ему в календарном исчислении, а не на льготных условиях.
Заявитель Новиков А.В. в судебном заседании свои требования поддержал.
Представитель Правительства Российской Федерации полковник Московкин Е.А. с жалобой заявителя не согласился и просил об оставлении ее без удовлетворения, пояснив при этом, что пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" N 4468-1 от 12 февраля 1993 года. Оспариваемое Постановление Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года издано в соответствии с указанным Законом N 4468-1 от 12 февраля 1993 года и не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, Конституции Российской Федерации. Указанное ограничение при льготном исчислении выслуги лет направлено на укрепление боеготовности Вооруженных Сил и не противоречит действующему законодательству.
Выслушав объяснения представителя Правительства Российской Федерации полковника Московкина А.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Тумбасова А.А., полагавшего необходимым абзац 8 подпункта "б" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 в части установления ограничений в зачете выслуги лет на льготных условиях для лиц, проходивших службу и принимавших участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, уволенных со службы либо откомандированных из этих стран за совершение проступков, порочащих честь военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, признать незаконным, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит жалобу Новикова А.В. обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 18 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" N 4468-1 от 12 февраля 1993 года для назначения пенсии определено понятие выслуги лет, в которую засчитываются периоды военной и приравненной к ней службы.
В соответствии с частями 2 и 3 указанной статьи время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, определяется Правительством Российской Федерации.
При этом Закон не содержит каких-либо ограничений при исчислении выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу в особых условиях.
Указанный Закон также не раскрывает понятия "особые условия" военной службы и не определяет критерии отнесения условий военной службы к "особым".
Правовым основанием для установления порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, в том числе и на льготных условиях, является Постановление Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993 года, а также Приложения к нему N 1 и N 2.
Правительство Российской Федерации, также не раскрывая понятия "особые условия" в своем Постановлении, к особым условиям службы относит такие ее периоды, как:
- служба в составе действующей армии, участие в боевых действиях в зонах чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, в том числе и за пределами Российской Федерации,
- участие в ликвидации радиационных аварий, последствий стихийных бедствий,
- служба в отдаленных местностях, неблагоприятных климатических условиях,
- служба на определенных воинских специальностях, при выполнении некоторых видов работ, боевых и других специальных задач, в подразделениях специального назначения, и др.
Таким образом, указанные критерии определения особых условий службы отражают объективные факторы прохождения военной службы, конкретизируют установленное законом право военнослужащих на льготное исчисление выслуги лет за службу в особых условиях.
Вместе с тем, как справедливо указано заявителем, обжалуемая им норма (абзац 8 подпункта "б" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941) устанавливает ограничения в зачете выслуги лет на льготных условиях для лиц, проходивших службу и принимавших участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, уволенных со службы либо откомандированных из этих стран за совершение проступков, порочащих честь военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава.
Однако для военнослужащих, участвовавших в иных военных действиях, в том числе и за пределами бывшего СССР и Российской Федерации, а также в зонах чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, при выполнении задач по поддержанию правопорядка, а также для всех других, указанных в этом нормативном акте категорий военнослужащих, проходивших службу в особых условиях, таких ограничений не установлено.
Таким образом, данное ограничение не является объективным критерием прохождения военной службы.
Не может быть отнесено это ограничение в полной мере, как это определено законом, и к порядку исчисления выслуги лет, установление которого относится к компетенции Правительства Российской Федерации.
По своей природе рассматриваемое ограничение служит для военнослужащего наказанием (санкцией) за совершение порочащего поступка, которое лишает его части пенсионного обеспечения либо права на него вовсе, поскольку это право находится в прямой зависимости от расчета выслуги лет именно в льготном исчислении.
Преамбулой и п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека перед законом и судом.
Исходя из указанных конституционных положений и норм закона, Военная коллегия приходит к выводу, что военнослужащие, уволенные с военной службы и имеющие право на получение пенсии, соответственно должны обладать и равным правом на льготное исчисление выслуги лет за службу в особых условиях.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" таких ограничений не устанавливает.
Напротив, норма этого Закона о зачете времени прохождения службы в особых условиях в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении является императивной.
В соответствии с нормами действующего уголовного и уголовно - исполнительного законодательства гражданин может быть лишен прав, льгот и свобод либо ограничен в них только в порядке исполнения уголовного наказания, назначенного по приговору суда.
Таким образом, установив рассматриваемые ограничения, Правительство РФ вышло за пределы своей компетенции, определенной законом, а обжалуемая заявителем норма в этой части должна быть признана незаконной (недействительной) как противоречащая ст. ст. 19 и 55 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" и ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей".
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Военная коллегия Верховного Суда РФ
решила:
Жалобу Новикова Александра Васильевича удовлетворить.
Признать незаконным (недействительным) абзац 8 подпункта "б" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в части установления ограничений в зачете выслуги лет на льготных условиях для лиц, проходивших службу и принимавших участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, уволенных со службы либо откомандированных из этих стран за совершение проступков, порочащих честь военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий -
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.ХОМЧИК