НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 03.12.2012 N АКПИ12-1379 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца первого пункта 2 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации""

"Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца первого пункта 2 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации""
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 декабря 2012 г. N АКПИ12-1379
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре К.И.,
с участием прокурора Коробкова Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.С. о признании частично недействующим абзаца первого пункта 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации",
установил:
22 сентября 1993 г. Советом Министров - Правительством Российской Федерации принято постановление N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление). Постановление опубликовано в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации 4 октября 1993 г., N 40.
Пунктом 2 Постановления определено засчитывать в выслугу лет для назначения пенсий в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, время обучения их до определения на военную службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев. На таких же условиях включается в выслугу лет время обучения в гражданских высших образовательных учреждениях офицерам, которые, будучи студентами, непосредственно из указанных образовательных учреждений до их окончания зачислены для продолжения учебы в высшие военно-образовательные учреждения (абзац первый).
К.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца первого пункта 2 Постановления в части, ограничивающей включение в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы офицерам времени их обучения до определения на службу условием получения специальности, окончания вуза до определения на службу.
В обоснование заявленного требования ссылается на то, что данная норма в указанной части противоречит статье 18 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 в редакции от 8 ноября 2011 г., которая такого ограничения не содержит, пункту 4 статьи 1 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее - Положение о порядке прохождения военной службы), нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.
Считает нарушенным свое право на включение в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы из военной прокуратуры периода его учебы в Дальневосточном государственном университете г. Владивостока с 1 по 4 курс, то есть до определения его на военную службу в органы военной прокуратуры.
К.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству обороны Российской Федерации (поручение от 23 октября 2012 г. N ВС-П4-6297).
Представитель заинтересованного лица Б. возражал против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на то, что оспариваемое нормативное положение издано высшим органом исполнительной власти в рамках делегированных ему полномочий, не противоречит действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов заявителя и не создает препятствий к их осуществлению.
Выслушав представителя Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" на военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное обеспечение (за исключением положений части второй статьи 43 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1), медицинское и другие виды обеспечения военнослужащих.
Постановление от 22 сентября 1993 г. N 941 издано высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации во исполнение части третьей статьи 18 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ), согласно которой порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно части первой статьи 18 указанного Закона в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Установив возможность и порядок зачета в выслугу лет времени учебы, федеральный законодатель не определил типы и виды образовательных учреждений, условия обучения в образовательных учреждениях, время учебы в которых может быть включено на соответствующих условиях в выслугу лет для назначения пенсии.
Правительство Российской Федерации, исходя из предоставленных ему дискреционных полномочий (зависящих от собственного усмотрения) по определению порядка исчисления выслуги лет, в абзаце первом пункта 2 Постановления установило условия обучения в гражданских образовательных учреждениях, время обучения в которых до поступления на службу засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение на условиях и по нормам, предусмотренным Законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Такими условиями, закрепленными в абзаце первом пункта 2 Постановления, являются получение в гражданском образовательном учреждении специальности, соответствие полученной специальности воинской должности, наличие в образовательном учреждении циклов или отделений военной подготовки.
Получение в образовательном учреждении специальности по существу означает завершение высшего профессионального образования, которое согласно статье 7 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" удостоверяется дипломом бакалавра, дипломом специалиста с высшим профессиональным образованием, дипломом магистра.
Установленный Законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок зачета в выслугу лет периодов, не связанных с прохождением военной службы, по существу, является льготой, позволяющей увеличивать выслугу для назначения пенсии. Заявитель, как следует из содержания его заявления и представленных им документов, полагает, что в выслугу лет для назначения пенсий должно засчитываться все время учебы в высшем образовательном учреждении до определения на службу (в том числе неполное), то есть фактически ставит вопрос об установлении более льготных условий назначения пенсии лицам, проходившим военную службу. Разрешение этого вопроса не входит в компетенцию Верховного Суда Российской Федерации, а является прерогативой законодателя.
Ссылка заявителя на противоречие оспариваемой нормы положениям Конвенции о техническом и профессиональном образовании (заключена в г. Париже 10 ноября 1989 г.) и Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (ETS N 165) (заключена в г. Лиссабоне 11 апреля 1997 г.), носит произвольный характер, так как эти акты имеют иной предмет правового регулирования, чем оспариваемое нормативное положение, которое не может им противоречить.
Поскольку оспариваемое нормативное положение не нарушает права и законные интересы заявителя, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то на основании части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления К.С. о признании частично недействующим абзаца первого пункта 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после его вынесения судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА