ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 июня 2024 г. N АКПИ24-231
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению И.Г. о признании частично недействующими пункта 47 Требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства спорта Российской Федерации
от 30 октября 2015 г. N 999, пункта 15.1 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "шашки", утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1072,
установил:
приказом Министерства спорта Российской Федерации (далее также - Минспорт России)
от 30 октября 2015 г. N 999 утверждены требования к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации (далее также - Требования). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 5 апреля 2016 г., регистрационный номер 41679, опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 8 апреля 2016 г.
Согласно пункту 47 Требований спортивная подготовка в организации осуществляется в соответствии с годовым тренировочным планом, рассчитанным на 52 недели, в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки (при наличии) на основе утвержденной программы.
Ежегодное планирование спортивной подготовки осуществляется в соответствии со следующими сроками: перспективное планирование (на олимпийский цикл - 4 года), позволяющее определить этапы реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки; ежегодное планирование, позволяющее составить план проведения групповых и индивидуальных тренировочных занятий, аттестации; ежеквартальное планирование, позволяющее спланировать работу по проведению индивидуальных тренировочных занятий, самостоятельную работу лиц, проходящих спортивную подготовку, по индивидуальным планам, учебно-тренировочные сборы, участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях; ежемесячное планирование (не позднее чем за месяц до планируемого срока проведения), инструкторская и судейская практика, а также медико-восстановительные и другие мероприятия.
Приказом Минспорта России от 24 ноября 2022 г. N 1072 утвержден Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта "шашки" (далее также - Стандарт). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 13 декабря 2022 г., регистрационный номер 71496, опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 14 декабря 2022 г.
В силу пункта 15.1 Стандарта дополнительная образовательная программа спортивной подготовки рассчитывается на 52 недели в год.
Учебно-тренировочный процесс в организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки, должен вестись в соответствии с годовым учебно-тренировочным планом (включая период самостоятельной подготовки по индивидуальным планам спортивной подготовки для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса).
При включении в учебно-тренировочный процесс самостоятельной подготовки ее продолжительность составляет не менее 10% и не более 20% от общего количества часов, предусмотренных годовым учебно-тренировочным планом организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки.
И.Г., осуществляя трудовую деятельность в качестве директора и тренера-преподавателя (по совместительству) в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Спортивная школа "Шашки русские" города Калуги, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующими пункта 47 Требований и пункта 15.1 Стандарта в той части, в какой они не позволяют спортивным школам предоставлять обучающимся в спортивных школах длительный отдых (каникулы), ссылаясь на их противоречие пункту 10 части 2 статьи 34.3 Федерального закона
от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", пункту 11 части 1 статьи 34 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Административный истец полагает, что оспариваемые им нормативные положения нарушают его права, свободы и законные интересы, поскольку непредоставление учащимся длительного отдыха (каникул) приведет к изнурительному процессу обучения, что скажется на результатах участников соревнований, к оттоку обучающихся и, следовательно, к уменьшению финансирования учреждения, которое повлияет на уровень оплаты труда тренеров-преподавателей.
Административный ответчик Минспорт России в письменных возражениях, заинтересованные лица Минюст России и Министерство просвещения Российской Федерации в письменных отзывах указали, что оспариваемые положения Требований и Стандарта не нарушают прав административного истца, не противоречат положениям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, а сами нормативные акты изданы федеральным органом исполнительной власти в пределах его полномочий.
В судебном заседании представитель административного истца И.Б. поддержал заявленное требование.
В судебном заседании представители Минспорта России В. и П.Д., представитель Министерства просвещения Российской Федерации П.В. и представитель Минюста России М. поддержали изложенные в возражениях и отзыве правовые позиции.
Выслушав объяснения представителя административного истца И.Б., возражения представителей Министерства спорта Российской Федерации В. и П.Д., мнения представителя Министерства просвещения Российской Федерации П.В. и представителя Министерства юстиции Российской Федерации М., заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления по нижеследующим мотивам.
Согласно пунктам 2.2 и 21.1 статьи 6 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" к полномочиям Российской Федерации в области физической культуры и спорта относятся обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта требованиями; организация разработки и утверждение федеральных стандартов спортивной подготовки и примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.
Федеральные стандарты спортивной подготовки разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта в установленном им порядке (пункт 1 статьи 34 поименованного федерального закона).
Министерство спорта Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта, который самостоятельно принимает федеральные стандарты спортивной подготовки, а также нормативные правовые акты по другим вопросам установленной сферы деятельности Министерства, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (пункт 1, подпункты 4.2.27 и 4.2.32 пункта 4 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 19 июня 2012 г. N 607).
Процедура издания, введения в действие и опубликования вышеуказанных приказов соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 13 августа 1997 г. N 1009.
Следовательно, Требования и Стандарт утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок принятия нормативных правовых актов, а также требования к их государственной регистрации и опубликованию соблюдены и не оспариваются административным истцом.
Согласно положениям части 1 статьи 32 и части 1 статьи 33 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" система спортивной подготовки включает в себя в том числе федеральные стандарты спортивной подготовки, примерные дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, организации, реализующие дополнительные образовательные программы спортивной подготовки. Федеральные стандарты спортивной подготовки являются обязательными при разработке примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" федеральные стандарты спортивной подготовки предназначены для обеспечения: 1) единства основных требований к спортивной подготовке на всей территории Российской Федерации; 2) планомерности осуществления спортивной подготовки на всей территории Российской Федерации; 3) подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд, в том числе спортивных сборных команд Российской Федерации.
Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта, к числу которых относятся дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, урегулированы статьей 84 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
В силу частей 3.4 и 3.5 статьи 84 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта реализуются организациями дополнительного образования со специальным наименованием "спортивная школа" (далее - спортивная школа). Спортивные школы реализуют дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки.
Оспариваемые административным истцом положения Требований и Стандарта применимы только при реализации спортивной школой дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, поскольку, как следует из части 3 статьи 32 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", на спортивно-оздоровительный этап спортивной подготовки, в ходе которого реализуются дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта в соответствии с законодательством об образовании, не распространяются требования федеральных стандартов спортивной подготовки.
Частью 6 статьи 32 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" установлено, что система спортивной подготовки создает условия для непрерывного прохождения этапов спортивной подготовки с учетом физической подготовленности лиц, проходящих спортивную подготовку.
Частью 8 статьи 84 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что для обеспечения непрерывности освоения обучающимися образовательных программ, указанных в части 7 этой статьи, образовательной организацией в период каникул могут организовываться физкультурно-спортивные лагеря, а также может обеспечиваться участие этих обучающихся в учебно-тренировочных сборах, проводимых образовательными организациями и (или) физкультурно-спортивными организациями.
Исходя из положений части 9 статьи 84 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта могут устанавливаться в части, не противоречащей поименованному закону, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта.
С учетом изложенного федеральным законодателем установлены требования о непрерывности освоения обучающимися спортивных школ дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.
Пунктом 2 Особенностей организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки, утвержденных приказом Минспорта России от 3 августа 2022 г. N 634, установлено, что организация и осуществление образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки проводятся с учетом особенностей организации непрерывного учебно-тренировочного процесса, комплектования учебно-тренировочных групп, организации и проведения промежуточной аттестации.
Таким образом, Министерство спорта Российской Федерации, исходя из предоставленных ему дискреционных полномочий (зависящих от собственного усмотрения), установило определенные особенности организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки, в частности, требование о реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки непрерывно в соответствии с годовым тренировочным планом, то есть в течение 52 недель (календарного года), что не противоречит приведенным требованиям нормативных актов.
В расписании (графике) тренировочных занятий указывается еженедельный график проведения занятий по группам подготовки, утвержденный приказом руководителя организации на календарный год, спортивный сезон, согласованный с тренерским советом в целях установления наиболее благоприятного режима учебно-тренировочного процесса, отдыха спортсменов (пункт 48 Требований).
В соответствии с приложением N 3 к Стандарту на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства предусмотрены восстановительные мероприятия до 10 суток, а на этапе начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе (этап спортивной специализации) предельная продолжительность восстановительных мероприятий не установлена.
В силу части 2 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательные организации при реализации образовательных программ свободны в определении содержания образования, выборе образовательных технологий, а также в выборе учебно-методического обеспечения, если иное не установлено названным федеральным законом. Разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации отнесена пунктом 6 части 3 этой же статьи названного закона к компетенции образовательной организации.
Следовательно, оспариваемые положения пункта 47 Требований и пункта 15.1 Стандарта не препятствуют спортивной школе выстраивать свою работу таким образом, чтобы соблюдался баланс прав, обязанностей и законных интересов учащихся в вопросах их спортивной подготовки в соответствии с установленными стандартами, и позволяют рассчитывать образовательную программу спортивной подготовки на каникулярное время с использованием соответствующих видов (форм) обучения, определяемых спортивной школой, а потому не могут быть расценены как нарушающие права административного истца в указанном им аспекте.
Доводы административного истца о противоречии пункта 47 Требований и пункта 15.1 Стандарта пункту 10 части 2 статьи 34.3 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", пункту 11 части 1 статьи 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" несостоятельны, поскольку положения указанных норм содержат общие обязанности организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, и основные академические права обучающихся, в том числе на каникулы в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком, и не регулируют вопросы подготовки спортивного резерва и установления требований к спортивной подготовке по видам спорта.
Федерального закона или нормативного правового акта, обладающего большей юридической силой, устанавливающего другой период проведения дополнительной образовательной программы, не имеется.
Доводы административного истца фактически сводятся к несогласию с действующим правовым регулированием и к целесообразности его изменения, однако разрешение подобного рода вопросов не отнесено к компетенции Верховного Суда Российской Федерации. При разрешении дел в порядке абстрактного нормоконтроля (проверка законности нормативного правового акта вне связи с нарушением прав конкретного лица) Верховный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права, а вопросы о целесообразности того или иного варианта регулирования с точки зрения необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт не рассматривает.
С учетом того, что оспариваемые положения Требований и Стандарта соответствуют нормативным правовым актам большей юридической силы, прав и законных интересов административного истца в упоминаемых им аспектах не нарушают, в удовлетворении заявленных требований следует отказать на основании пункта 2 части 2 статьи
215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями
175 -
180,
215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления И.Г. о признании частично недействующими пункта 47 Требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства спорта Российской Федерации
от 30 октября 2015 г. N 999, пункта 15.1 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "шашки", утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1072, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ