НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 27.02.2024 N АКПИ23-1075 "Об отказе в удовлетворения заявления о признании недействующим пп. "г" п. 13 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утв. постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097"

"Об отказе в удовлетворения заявления о признании недействующим пп. "г" п. 13 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утв. постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097"
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 февраля 2024 г. N АКПИ23-1075
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Кузьмичева С.И.,
при секретаре Е.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Л. о признании недействующим подпункта "г" пункта 13 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 1097,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 1097 (далее также - Постановление N 1097) утверждены Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений (далее также - Правила).
Абзац второй пункта 13 Правил содержит перечень маневров, путем выполнения которых при проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий "A" и "M" и подкатегории "A1" у кандидата в водители проверяются навыки управления транспортными средствами указанных категорий и подкатегории; одним из таких маневров является скоростное маневрирование (подпункт "г").
Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта "г" пункта 13 Правил, ссылаясь на его несоответствие пункту 3 части 1 статьи 3, пункту 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), статье 7 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей).
По мнению административного истца, указанный в подпункте "г" пункта 13 Правил маневр "скоростное маневрирование", путем выполнения которого при проведении практического экзамена на право управления транспортным средством у кандидата в водители проверяются навыки управления, и требование по ограничению времени выполнения этого маневра нарушают его права на безопасное для жизни и здоровья обучение, а также на получение водительского удостоверения. С учетом того, что учебные транспортные средства категорий "A" и "M" и подкатегории "A1" дублирующими органами управления не оборудуются, при установлении критерия времени выполнение испытательного упражнения "скоростное маневрирование" влечет риски получения обучающимся лицом травм. Процедура обучения в образовательной организации, осуществляющей обучение вождению, не предусматривающая выполнение упражнения "скоростное маневрирование" с критерием времени прохождения испытательных упражнений, и процедура сдачи экзамена на право управления транспортным средством противоречат друг другу.
Нарушение своих прав Л. связывает с тем, что, пройдя в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение в мотошколе, он не сдал экзамен на право управления транспортными средствами категорий "A" и "M" и подкатегории "A1", поскольку превысил время выполнения испытательного упражнения "скоростное маневрирование".
Административный ответчик Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручение от 22 декабря 2023 г. N МХ-П50-20872), в письменных возражениях на административный иск указавшему, что оспариваемый нормативный правовой акт издан исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, в оспариваемой части соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Административный истец Л., принимавший участие в судебном заседании путем использования системы веб-конференции, поддержал заявленное требование, просил его удовлетворить.
В судебном заседании представители Правительства Российской Федерации Г. и С. поддержали изложенную в письменных возражениях правовую позицию и просили отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Нефедова О.Н., заслушав пояснения административного истца и представителей административного ответчика, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Согласно статье 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).
Аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта содержались в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) проведение экзаменов на право управления транспортными средствами (далее также - экзамен), определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации издало Постановление N 1097, которым утвердило Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений.
Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru) 28 октября 2014 г., опубликован 31 октября 2014 г. в "Российской газете", N 250 и 3 ноября 2014 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 44, ст. 6063.
Процедура издания, введения в действие и опубликования нормативного правового акта соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Таким образом, нормативный правовой акт издан уполномоченным исполнительным органом государственной власти Российской Федерации с соблюдением формы и порядка введения в действие, что не оспаривается административным истцом. Данные обстоятельства ранее также установлены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации, в том числе от 6 апреля 2016 г. N АКПИ16-140, от 30 июня 2020 г. N АКПИ20-58.
Закон о безопасности дорожного движения определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, которое осуществляется в том числе посредством организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения (абзац первый статьи 1, абзац восьмой статьи 5).
Согласно пунктам 2, 4 статьи 25 Закона о безопасности дорожного движения право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 данного закона, и подтверждается водительским удостоверением.
Из пункта 3 названной статьи следует, что экзамены проводятся уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации. Экзамены могут проводиться с применением технических средств контроля теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых.
Правила устанавливают порядок проведения экзаменов на предоставление специального права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и входящих в них подкатегорий, предусмотренных пунктом 1 статьи 25 Закона о безопасности дорожного движения, определяют состав технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требования к указанным техническим средствам и условия их применения, а также устанавливают порядок выдачи российских национальных и международных водительских удостоверений и обмена иностранных национальных и международных водительских удостоверений на российские национальные и международные водительские удостоверения (пункт 1).
Пунктом 2 Правил проведение экзаменов возложено на уполномоченные подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - подразделения Госавтоинспекции).
Для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами категорий "A", "B", "C", "D", "M", "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "A1", "B1", "C1", "D1", "C1E" и "D1E", за исключением лиц, указанных в подпунктах "в" и "г" пункта 9 Правил, уполномоченными должностными лицами подразделений Госавтоинспекции проводятся теоретический и практический экзамены (пункты 6, 7, подпункт "а" пункта 9 Правил).
В соответствии с пунктом 13 Правил практический экзамен на право управления транспортными средствами категорий "A" и "M" и подкатегорий "A1" и "B1" проводится на автодромах, автоматизированных автодромах и закрытых площадках, требования к которым предусмотрены приложением N 1 к этим правилам. При проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий "A" и "M" и подкатегории "A1" у кандидата в водители проверяются навыки управления транспортным средством указанных категорий и подкатегории путем выполнения перечисленных в данном пункте маневров, в том числе скоростного маневрирования (подпункт "г").
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона о безопасности дорожного движения к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного данной статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение. Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Обучение лиц навыкам управления транспортными средствами, предшествующее сдаче экзамена на право управления транспортными средствами, и проведение этого экзамена представляют собой разные процедуры.
Оспариваемые в части Правила вопросы обучения кандидатов в водители навыкам управления транспортными средствами не регламентируют, в связи с чем, имея иной предмет правового регулирования, не могут противоречить нормам Закона об образовании, приведенным административным истцом в обоснование заявленного требования.
Доводы административного истца о несоответствии подпункта "г" пункта 13 Правил положениям статьи 7 Закона о защите прав потребителей, определяющей право потребителя на безопасность услуги, поскольку учебное транспортное средство дублирующими органами управления не оборудуется, что при установлении критерия времени выполнения испытательного упражнения "скоростное маневрирование" влечет риски получения обучающимся травм, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Правила определяют порядок проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и не содержат критериев оценки навыка управления транспортным средством, в том числе критерия времени выполнения кандидатом в водители маневра "скоростное маневрирование".
При этом к сдаче экзамена на право управления транспортным средством допускается лишь лицо, прошедшее соответствующую подготовку, результатом которой являются приобретенные необходимые навыки по управлению транспортным средством в различных условиях движения.
Непосредственное предоставление государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений определено Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. N 80.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2022 г. N АКПИ22-207 положения пункта 19 приложения N 7 к названному административному регламенту, устанавливающие, что время выполнения испытательного упражнения N 4 "Скоростное маневрирование" не должно превышать 35 секунд, признаны соответствующими нормативным правовым актам большей юридической силы.
Оспариваемое административным истцом нормативное положение в системном единстве с положениями Закона о безопасности дорожного движения (статьи 1, 3, пункты 2 - 4 статьи 25, пункт 1 статьи 26) является частью порядка проведения экзамена на право управления транспортным средством, в рамках которого устанавливается необходимый для достижения задачи охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий уровень освоения кандидатом в водители навыков управления транспортным средством в условиях дорожного движения и реализуется один из принципов обеспечения безопасности дорожного движения, закрепляющий приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, то есть служит цели определения возможности допуска кандидата в водители к управлению транспортными средствами и выдачи ему водительского удостоверения соответствующих категорий и подкатегорий.
Подпункт "г" пункта 13 Правил не содержит неопределенности и не предполагает возможности его произвольного применения, а потому не может расцениваться как нарушающий в указанном в административном исковом заявлении аспекте права административного истца.
Как следует из содержания административного искового заявления, требование административного истца обусловлено несогласием с результатом сдачи практического экзамена на право управления транспортными средствами и фактически сводится к отстаиванию позиции о внесении целесообразных, с его точки зрения, изменений в Правила, а именно исключению из них подпункта "г" пункта 13, что в силу действующего законодательства отнесено к дискреционным полномочиям Правительства Российской Федерации и не может служить правовым основанием для удовлетворения административного иска.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Л. о признании недействующим подпункта "г" пункта 13 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 1097, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
С.И.КУЗЬМИЧЕВ