НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 30.05.2001 N 261пв-2000 "Об отмене определения Верховного Суда РФ от 10.08.2000 N КАС00-318 и оставлении в силе решения Верховного Суда РФ от 21.06.2000 N ГКПИ00-479, которым был признан частично недействительным раздел 1 "Порядок открытия в учреждениях Банка России или кредитных организациях организациям, финансируемым из федерального бюджета, счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" Указания Банка России от 18.06.1999 N 579-У"

"Об отмене определения Верховного Суда РФ от 10.08.2000 N КАС00-318 и оставлении в силе решения Верховного Суда РФ от 21.06.2000 N ГКПИ00-479, которым был признан частично недействительным раздел 1 "Порядок открытия в учреждениях Банка России или кредитных организациях организациям, финансируемым из федерального бюджета, счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" Указания Банка России от 18.06.1999 N 579-У"
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2001 г. N 261пв-2000
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
    председательствующего                          Меркушова А.Е.,
    членов Президиума                              Сергеевой Н.Ю.,
                                                      Верина В.П.,
                                                     Жуйкова В.М.,
                                                     Смакова Р.М.,
                                                   Кузнецова В.В.,
                                                    Каримова М.А.,
                                                   Свиридова Ю.А.,
                                                      Попова Г.Н.,
                                                 Вячеславова В.К.,
    с участием заместителя Генерального
    прокурора Российской Федерации                   Давыдова В.И.
рассмотрел в порядке надзора по протесту заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Жуйкова В.М. гражданское дело по заявлению общеобразовательной школы N 204 Российской Академии образования о признании частично недействительными Указаний Центрального банка Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 579-У.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Колычевой Г.А., объяснения представителя государственного общеобразовательного учреждения - общеобразовательной школы N 204 им. Горького Российской Академии образования Красильникова Т.С. (доверенность в деле), объяснения директора школы N 204 Клименко Г.М., объяснения представителей Центрального банка Российской Федерации Тимербаевой С.М., Министерства финансов Российской Федерации Яниной Н.Г., Украинцевой Е.В. (доверенности в деле), заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Давыдова В.И., полагавшего протест удовлетворить, Президиум Верховного Суда Российской Федерации
установил:
18 июня 1999 года Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации было принято Указание N 579-У "О порядке открытия и ведения счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по учету средств, поступающих во временное распоряжение организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организаций".
Указание N 579-У от 18 июня 1999 года согласно разделу 1 устанавливает порядок открытия и ведения счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, организаций образования, культуры, здравоохранения и науки, финансируемых из федерального бюджета, в учреждениях Банка России и кредитных организациях.
В соответствии с п. п. 1.5 - 1.7 Указания N 579-У от 18 июня 1999 года открытые до введения в действие Указания N 579-У от 18 июня 1999 года счета организаций, финансируемых из федерального бюджета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в учреждениях Банка России или кредитных организациях должны быть закрыты.
Согласно п. 1.1 Указания N 579-У от 18 июня 1999 года для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, организации, финансируемые из федерального бюджета, должны открыть в банках на балансовом счете лицевые счета; при этом при открытии счета организации, финансируемые из федерального бюджета, должны представить разрешение соответствующего органа федерального казначейства по форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации. Указанный лицевой счет открывается, как правило, в том же учреждении Банка России или кредитной организации, в которой данной организации или соответствующему органу федерального казначейства открыт счет по учету средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 1.2 Указания N 579-У от 18 июня 1999 года срок действия договора на открытие организацией, финансируемой из федерального бюджета, счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, ограничивается сроком действия разрешения соответствующего органа федерального казначейства. Досрочный отзыв разрешения на открытие счета является основанием для закрытия счета (п. 1.2, п. 1.4 Указания N 579-У от 18 июня 1999 г.).
Государственное общеобразовательное учреждение - общеобразовательная школа N 204 им. Горького Российской Академии образования обратилась с жалобой в Верховный Суд Российской Федерации о признании частично недействительным раздела 1 Указания N 579-У от 18 июня 1999 года, считая, что нормы данного Указания противоречат действующему законодательству и нарушают его права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации решением от 21 июня 2000 года жалобу заявителя удовлетворила.
Суд первой инстанции установил, что отсутствует федеральный закон, который обязывал бы образовательные учреждения, финансируемые за счет средств федерального бюджета, представлять в банк разрешение органа федерального казначейства на открытие банковского счета. В связи с тем, что согласно ч. 4 ст. 30 Закона "О банках и банковской деятельности" порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов устанавливается Банком России в соответствии с федеральными законами, возложение обязанности на образовательные учреждения по представлению в банки разрешений на открытие счета не может быть признано законным. При этом согласно ст. 43 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения самостоятельно осуществляют финансово - хозяйственную деятельность, имеют самостоятельный баланс и расчетный счет, а в силу ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании" при осуществлении предпринимательской деятельности приравниваются к предприятию и подпадают под действие законодательства в области предпринимательской деятельности.
Не может быть признано законным требование Банка России закрыть счета, открытые до введения Указания N 579-У от 18 июня 1999 года, поскольку Гражданским кодексом Российской Федерации банку не предоставлено право принимать решения по расторжению договора банковского счета. Согласно ст. 859 Гражданского кодекса Российской Федерации такие договоры могут быть расторгнуты по заявлению клиента или решению суда. В связи с чем суд не признал правомерность ограничения срока действия договора банковского счета сроком действия разрешения на открытие счета, поскольку это требование не основано на законе. Указанные в решении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации предписания Банка России ограничивают право образовательных учреждений, финансируемых за счет средств федерального бюджета, распоряжаться доходами от собственной деятельности согласно п. 7 ст. 39 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2000 года решение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 21 июня 2000 года было отменено и вынесено новое решение, которым жалоба заявителя была оставлена без удовлетворения.
В протесте заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации поставлен вопрос об отмене определения Кассационной коллегии и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит протест обоснованным.
При постановлении определения от 10 августа 2000 года Кассационная коллегия мотивировала применением норм Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст. ст. 42, 159, 161), которые, по мнению Кассационной коллегии, предоставляют органам федерального казначейства право устанавливать правило о получении бюджетными учреждениями разрешения на открытие счета в банках для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Между тем из названных норм такое правило не вытекает.
Неосновательна и ссылка Кассационной коллегии на то, что установление правила о получении разрешения следует из контрольных полномочий государства, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения (п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При формулировании данного вывода Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации неправильно применила нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие субсидиарную ответственность (ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации). Согласно п. п. 1, 3 ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации привлечение лица, несущего субсидиарную ответственность, к ответственности по долгам основного должника осуществляется только в судебном порядке с обязательным привлечением к участию в деле основного должника. При этом лицо, несущее субсидиарную ответственность, вправе предъявить регрессные требования к основному должнику (п. 3 ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации). Указанные нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не наделяют лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам основного должника, в том числе органы государственной власти по обязательствам бюджетных учреждений, правом устанавливать какой-либо особый порядок осуществления хозяйственной деятельности основными должниками.
Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" органы государственного управления вправе предписанием приостановить деятельность образовательных учреждений в случае нарушения ими законодательства России и (или) своего устава до решения суда по данному вопросу (п. 6 ст. 37, п. 5 ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием, осуществляется в судебном порядке (ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Указанные нормы не наделяют органы государственного управления полномочиями устанавливать дополнительные правила осуществления образовательными учреждениями хозяйственной деятельности.
Таким образом, утверждение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации о том, что установление правила о получении разрешения на открытие счета бюджетными учреждениями вытекает из контрольных полномочий государства, не основано на законе.
Также Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации неправильно применила законодательство о банках и банковской деятельности в части установления порядка открытия и ведения банковских счетов.
Согласно ч. 4 ст. 30 Закона Российской Федерации "О банках и банковской деятельности" порядок открытия и ведения счетов в кредитных организациях устанавливается Банком России в соответствии с федеральными законами. Этот порядок установлен главой 45 Гражданского кодекса Российской Федерации "Банковский счет" (ст. ст. 845 - 860 Гражданского кодекса Российской Федерации). Согласно ст. ст. 845, 860 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок открытия и ведения счетов в кредитных организациях устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными актами, под которыми, согласно п. 6 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, понимаются только указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Указанные нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не наделяют Банк России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации устанавливать дополнительные, не предусмотренные федеральными законами условия об открытии счетов в кредитных организациях.
Постановление Правительства Российской Федерации N 1001 от 22 августа 1998 года "О мероприятиях по переводу в органы федерального казначейства счетов, организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" не предусматривает установления каких-либо дополнительных условий открытия и ведения счетов в кредитных организациях бюджетными учреждениями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета. Согласно п. 2 данного Постановления Министерству финансов Российской Федерации совместно с Банком России было поручено утвердить только порядок открытия и ведения лицевых счетов бюджетным учреждениям в органах федерального казначейства, а не порядок открытия и ведения счетов в кредитных организациях, что было сделано Банком России совместно с Министерством финансов Российской Федерации в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 г. N 1001 . Нельзя согласиться с доводом в определении Кассационной коллегии о том, что нормы Указания ЦБ Российской Федерации N 579-У от 18 июня 1999 года не нарушают право образовательных учреждений самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от приносящей доход деятельности. В разрешениях на открытие счета, выдаваемых органом федерального казначейства, указываются перечни источников формирования и направления использования полученных доходов, что противоречит подп. 2 п. 2 ст. 32, п. 2 ст. 43 Закона Российской Федерации "Об образовании", п. 2 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым образовательные учреждения самостоятельно определяют источники формирования и направления использования средств, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствии со своим уставом; а также п. 7 ст. 39 Закона Российской Федерации "Об образовании", согласно которой образовательные учреждения имеют право собственности на средства, полученные от приносящей доход деятельности.
При таком положении следует признать, что у Кассационной коллегии не имелось оснований к отмене решения суда первой инстанции. Самой Коллегией при вынесении определения от 10 августа 2000 года допущено неправильное применение норм материального права, что в соответствии с п. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РСФСР является основанием к его отмене в надзорном порядке.
Руководствуясь п. 4 ст. 324 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2000 года отменить. Оставить в силе решение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 21 июня 2000 года.