НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 11.04.1969 N 2 (ред. от 27.11.1981) "О некоторых вопросах применения судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из перевозки грузов и багажа"

"О некоторых вопросах применения судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из перевозки грузов и багажа"
ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 1969 г. N 2
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда СССР
от 27.11.81 N 7)
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРИ РАССМОТРЕНИИ СПОРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ПЕРЕВОЗКИ
ГРУЗОВ И БАГАЖА
В связи с возникающими в судебной практике вопросами по применению Устава железных дорог Союза ССР, Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР, Кодекса торгового мореплавания Союза ССР и Воздушного кодекса Союза ССР, а также соглашений о прямом международном железнодорожном грузовом сообщении Пленум Верховного Суда СССР постановляет дать судам следующие разъяснения:
1. При рассмотрении дел по спорам, возникающим из перевозок грузов и багажа внутренним железнодорожным, водным и воздушным транспортом, суды должны руководствоваться ст. ст. 72 - 77 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, соответствующими статьями гражданских кодексов союзных республик, транспортными уставами и кодексами, а также издаваемыми в установленном порядке правилами перевозок, тарифами и техническими условиями. Эти дела подведомственны судам, если одной из сторон в споре является колхоз, межколхозное, государственно-колхозное предприятие, организация либо их объединение или гражданин.
2. В силу ст. 76 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик суд принимает к своему производству иски, предъявленные к перевозчику, если ему предварительно была заявлена претензия.
В связи с этим по всем таким искам суд должен требовать от истца приобщения к исковому заявлению копии претензии и ответ перевозчика о полном либо частичном отклонении претензии, а в случае, когда претензия оставлена без ответа, - доказательства предъявления претензии (ст. 169 Устава железных дорог Союза ССР, ст. 218 Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР, ст. 294 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР, ст. 112 Воздушного кодекса Союза ССР <*>).
Судья отказывает в принятии искового заявления, если требование к перевозчику в претензионном порядке не заявлено или если истцом, не получившим ответа на претензию, исковое заявление подано до окончания срока, установленного для ответа.
Вместе с тем судья не вправе отказать в принятии искового заявления, если претензия, заявленная перевозчику, оставлена им без рассмотрения по мотивам, обоснованность которых истец оспаривает (предъявление претензии с пропуском срока, непредставление в подтверждение претензии необходимых документов и т.д.).
В тех случаях, когда при рассмотрении дела будет установлено, что претензионный порядок истцом не соблюден и возможность его применения не утрачена, суд выносит определение об оставлении искового заявления без рассмотрения, а если возможность разрешения спора в претензионном порядке утрачена, суд прекращает производство по делу.
2.1. В силу ст. 119 ГПК РСФСР и соответствующих статей ГПК других союзных республик подведомственные судам иски к перевозчикам, вытекающие из перевозки грузов или багажа на внутреннем транспорте, предъявляются по месту нахождения транспортной организации, к которой в установленном порядке была заявлена претензия, в том числе и тогда, когда наряду с перевозчиком в деле участвует в качестве второго ответчика грузоотправитель.
--------------------------------
<*> См. ст. 107 Воздушного кодекса Союза ССР 1983 г.
3. Имущественная ответственность колхозов за невыполнение плана перевозок наступает при условии, если перевозки были включены в план по их заявке либо с их согласия по заявке соответствующего органа.
Обратить внимание судов на то, что законодательством (например, ст. ст. 145 и 146 Устава железных дорог Союза ССР, ст. ст. 183 и 184 Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР) предусмотрены обстоятельства, при наступлении которых стороны освобождаются от имущественной ответственности за невыполнение плана перевозок.
При подготовке дел к судебному разбирательству судья должен истребовать от истца предусмотренные уставами (кодексами) и правилами перевозок документы, подтверждающие невыполнение вытекающих из плана перевозки грузов обязательств, расчет причитающихся штрафных сумм, в необходимых случаях - заверенные выписки из плана перевозок, а также другие доказательства.
4. По делам о возврате штрафа, взысканного в безакцептном порядке за простой судов и вагонов, должны быть представлены, в частности, документы, подтверждающие сроки погрузочно-разгрузочных работ, время подачи перевозочных средств под погрузку или выгрузку, копия платежного требования перевозчика либо банковский документ о списании штрафа, доказательства предъявления претензии.
От перевозчика должны быть истребованы доказательства, подтверждающие основания для списания штрафа.
Предъявленное перевозчиком в банк платежное требование о списании штрафа за простой вагонов и судов может быть оспорено в судебном порядке и до фактического списания сумм штрафа со счета должника, однако предъявление иска не влечет за собой приостановления взыскания штрафа.
Претензии о возврате списанных перевозчиком в безакцептном порядке сумм штрафа могут быть в соответствии со ст. 76 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик заявлены в течение шестимесячного срока.
На требования об обратном взыскании сумм штрафов в судебном порядке распространяется общий двухмесячный срок исковой давности, установленный той же статьей Основ, исчисляемый со дня получения ответа на претензию или со дня истечения срока для ответа.
5. Согласно ст. 16 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик суд может признать уважительной причину пропуска сроков исковой давности как в отношении требований к перевозчику, так и по требованиям перевозчика.
Возможность восстановления судами сроков на предъявление претензий к перевозчику действующим законодательством не предусмотрена.
5.1. При рассмотрении дел, связанных с недостачей и порчей при перевозке сельскохозяйственной продукции, следует тщательно проверять соблюдение грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем установленных правил погрузки, транспортировки, выдачи и приемки сельскохозяйственной продукции, в том числе скоропортящейся, в целях установления, кто из участников договора перевозки (грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель) и в какой степени был виновен в несохранности продукции.
В случае просрочки доставки скоропортящегося груза суды должны учитывать, в какой степени это повлияло на его порчу, и возлагать обязанность по возмещению ущерба за порчу в размере той суммы, на которую понизилась стоимость груза по вине перевозчика.
Когда порча груза не связана с допущенной просрочкой в доставке и перевозчик докажет, что эта порча произошла по причинам, зависящим только от грузоотправителя, ответственность должна возлагаться на грузоотправителя.
6. Передача отправителем или получателем груза права на предъявление претензии и иска в соответствии с требованиями ст. 172 Устава железных дорог Союза ССР, ст. 221 Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР, ст. 297 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР и ст. 114 Воздушного кодекса Союза ССР <*> должна быть удостоверена переуступочной надписью.
--------------------------------
<*> См. ст. 109 Воздушного кодекса Союза ССР 1983 г.
7. По делам о взыскании сумм, полученных перевозчиком за груз, не доставленный получателю и переданный другой организации, необходимо требовать от перевозчика доказательства, подтверждающие причины передачи груза.
Если груз передан другой организации вследствие его повреждения или порчи, суд разрешает вопрос об ответственности транспортных органов или отправителя за повреждение или порчу груза в зависимости от их вины. В этих случаях суд может привлечь к участию в деле в качестве соответчика ту организацию, которой передан груз.
8. При разрешении споров, возникающих из перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, суды руководствуются нормами об этих перевозках, содержащимися в Уставе железных дорог Союза ССР, Уставе внутреннего водного транспорта Союза ССР, Кодексе торгового мореплавания Союза ССР и в правилах перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно - водном сообщении. В случае отсутствия в этих нормах соответствующих указаний об ответственности за причиненный ущерб применяются нормы уставов, кодекса, правил и тарифов, регулирующих перевозки соответствующим видом транспорта.
Иски, возникающие из этих перевозок, на основании действующих положений предъявляются: управлению железной дороги назначения груза, когда конечным пунктом перевозки является железнодорожная станция; управлению пароходства, в ведении которого находится порт (пристань), когда конечным пунктом перевозки является порт (пристань).
Если имеются данные, что груз утрачен или поврежден до передачи его дороге или пароходству назначения, суд должен обсудить вопрос о привлечении к участию в деле в качестве соответчика того перевозчика, в отношении которого имеются материалы о том, что в пункте перевалки он не передал груз или передал его с недостачей или повреждением либо испорченным.
Исходя из правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, транспортная организация, участвующая в смешанной железнодорожно-водной перевозке, не может быть привлечена соответчиком по делу, если ей своевременно не была направлена претензия той транспортной организацией, которая получила претензию от получателя или отправителя груза.
9. В соответствии с действующими правилами ответственность за целость и сохранность груза при перевозках в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении до момента фактической передачи лежит на сдающей стороне, а после фактической передачи - на стороне, принявшей груз.
Передача груза одной транспортной организацией другой устанавливается на основании документов, составление которых предусмотрено правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.
Основным доказательством передачи груза одной транспортной организацией другой с недостачей или повреждением либо испорченным является коммерческий акт. При отсутствии коммерческого акта конечный перевозчик может быть освобожден от ответственности за несохранность груза, если будут представлены доказательства об ответственности грузоотправителя или предыдущего перевозчика.
10. Уведомление транспортной организации, участвующей в смешанной железнодорожной перевозке, о направлении претензионных материалов другому перевозчику, участнику той же перевозки, для проверки обстоятельств, касающихся утраты, недостачи или повреждения груза, не может рассматриваться как отказ в удовлетворении претензии и вместе с тем не удлиняет срок на рассмотрение претензии.
В этом случае срок на предъявление иска исчисляется со дня получения ответа на претензию того перевозчика, на рассмотрение которого претензия была передана конечным перевозчиком, или со дня истечения шестимесячного срока, установленного для рассмотрения претензий.
11. По требованиям, возникающим из перевозки багажа, суды должны иметь в виду, что: при перевозке багажа железной дорогой претензия предъявляется к управлению железной дороги отправления или назначения; при перевозке багажа по внутренним водным путям - к управлению пароходства отправления или назначения; при перевозке багажа морским транспортом в каботаже - к перевозчику в порту отправления либо в порту назначения; при перевозке багажа воздушным транспортом - к воздушно-транспортному предприятию места отправления или места назначения через аэропорт отправления или назначения (ст. 170 Устава железных дорог Союза ССР, ст. 222 Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР, ст. 294 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР и ст. 112 Воздушного кодекса Союза ССР <*>).
Обращение к начальнику железнодорожной станции либо речного порта (пристани) назначения или отправления с заявлением о розыске или о возмещении стоимости багажа с приложением документов, подтверждающих это требование, приравнивается к предъявлению претензии.
Если заявление было направлено начальником станции или порта (пристани) на рассмотрение в управление железной дороги либо пароходства, то срок на рассмотрение претензии исчисляется со дня получения управлением железной дороги либо пароходства этих материалов.
--------------------------------
<*> См. ст. 107 Воздушного кодекса Союза ССР 1983 г.
12. В случае утраты, недостачи, порчи либо повреждения багажа, сданного к перевозке без объявления ценности, ущерб возмещается в размере, установленном действующим на данном виде транспорта тарифом, а при представлении истцом доказательств о действительной стоимости недоставленного, поврежденного либо испорченного багажа - исходя из действительной его стоимости, если законодательством применительно к данному виду транспорта не установлено иное.
13. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 12 февраля 1960 года, ст. 25 ГПК РСФСР и соответствующим статьям ГПК других союзных республик споры между государственными предприятиями, учреждениями, организациями, кооперативными организациями, их объединениями, другими общественными организациями, с одной стороны, и органами железнодорожного или воздушного транспорта - с другой, вытекающие из договоров перевозки грузов в прямом международном и воздушном грузовом сообщении, разрешаются судами в соответствии с международными соглашениями. Эти споры рассматриваются судами независимо от суммы иска, если международным соглашением не установлено иное.
К международным железнодорожным перевозкам, споры о которых рассматриваются судами, относятся перевозки грузов с участием железных дорог двух или более стран на основе международных соглашений и по предусмотренным ими единым перевозочным документам, хотя бы груз и не проследовал через государственную границу.
Споры между транспортными организациями по взаимным расчетам, связанным с перевозкой грузов в прямом международном железнодорожном сообщении, о взыскании штрафов за невыполнение плана перевозок грузов, штрафов за простой вагонов и сбора за хранение грузов судам неподведомственны.
14. Судам необходимо иметь в виду, что если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в советском гражданском законодательстве или в советском законодательстве о гражданском судопроизводстве, то при разрешении споров, возникающих из договоров о международных перевозках, применяются правила международного договора (ст. 129 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, ст. 64 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик). Внутреннее законодательство СССР применяется в случаях, предусмотренных международным договором, а также при отсутствии в договоре соответствующих указаний (ст. 35 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении).
15. Разрешая эти споры, суды должны иметь в виду следующее: ст. 30 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС - Тарифное руководство 11а) предусмотрено, что истечением срока исковой давности погашается не только право на удовлетворение требования, но и право на предъявление иска.
Ст. 16 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик о восстановлении пропущенного срока исковой давности к правоотношениям, возникающим из договора перевозки, заключенного на основании данного международного соглашения, не применяется.
Условия и пределы ответственности железных дорог за несохранность груза при перевозке в международном железнодорожном грузовом сообщении предусмотрены ст. ст. 21 - 27 названного Соглашения, а также соответствующими статьями других соглашений о прямых международных железнодорожных и железнодорожно-водных грузовых и пассажирских сообщениях. Правила, установленные ст. ст. 148 - 153 Устава железных дорог Союза ССР, к указанным правоотношениям не применяются.
16. Порядок предъявления и рассмотрения претензий, вытекающих из договоров перевозки грузов в прямом международном железнодорожном сообщении, регламентируется правилами, установленными соответствующим международным соглашением.
Согласно приложению 13 к ст. 28 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении претензии предъявляются: грузополучателями в СССР за несохранные перевозки - управлениям железных дорог СССР назначения груза; грузополучателями в СССР за просрочку в доставке груза - управлениям входных пограничных железных дорог СССР; грузополучателями в СССР претензии всех видов - управлениям выходных пограничных железных дорог СССР.
В отношении претензий, предъявляемых советскими получателями грузов (в том числе и заказчиками) по перевозкам в международном сообщении, действуют внутренние Правила предъявления и рассмотрения претензий, утвержденные Министерством внешней торговли СССР и Министерством путей сообщения СССР и согласованные с Министерством финансов СССР.
17. Если управлением железной дороги назначения заявленная грузополучателем претензия не была рассмотрена и возвращена заявителю по основаниям, не предусмотренным пар. 8 внутренних Правил предъявления и рассмотрения претензий, то заявитель претензии, считая уклонение перевозчика от рассмотрения претензии по существу неправильным, вправе в установленные Соглашением сроки предъявить к управлению железной дороги иск в судебном порядке. Суд в этом случае разрешает вопрос лишь об ответственности советской железной дороги, и его решение не должно касаться ответственности иностранного перевозчика.
Если управлением железной дороги назначения претензия грузополучателя возвращена заявителю и в соответствии с пар. 10 и 11 Правил заказчиком груза была предъявлена управлению входной для данного груза пограничной железной дороги СССР, то при рассмотрении иска, вытекающего из данной перевозки, суд разрешает дело в отношении соответствующего управления (пар. 17 Правил). При необходимости по такого рода искам суд может привлечь в качестве соответчика по делу управление железной дороги, которому первоначально была предъявлена претензия.
18. При разрешении исков о возмещении убытков, вызванных утратой, недостачей, повреждением или порчей грузов, перевозимых в прямом международном грузовом сообщении, суд должен разрешить вопрос об ответственности перевозчика. Споры между получателями груза и заказчиками груза, между заказчиками груза и импортными объединениями суду неподведомственны.
18.1. При разрешении споров, возникающих из перевозки грузов и багажа, судам следует полнее выяснять причины и условия, способствовавшие утрате, недостаче, порче и повреждению грузов и багажа, острее реагировать путем вынесения частных определений на установленные случаи безответственного отношения к сохранности груза и багажа, а также на недостатки в рассмотрении претензий. При наличии в деле данных о фактах хищения грузов и багажа или иных преступлений, связанных с перевозкой, сообщать об этом прокурору либо возбуждать уголовное дело.
19. Признать утратившими силу: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 7 мая 1948 г. N 9/8у "О судебной практике по искам граждан к железным дорогам о возмещении стоимости утраченного багажа"; Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 21 февраля 1958 г. N 1 "О судебной практике по спорам, вытекающим из перевозки грузов по железнодорожным и водным путям" и п. 3 раздела 2 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 14 марта 1963 г. N 1 "О признании утратившими силу или изменении некоторых постановлений Пленума Верховного Суда СССР по гражданским и уголовным делам".