НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Письмо ВАС РФ от 25.02.1994 N ОЩ-7/ОП-118 "О некоторых вопросах подведомственности споров по искам налогоплательщиков к органам налоговой инспекции"

"О некоторых вопросах подведомственности споров по искам налогоплательщиков к органам налоговой инспекции"
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 февраля 1994 г. N ОЩ-7/ОП-118
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ СПОРОВ ПО ИСКАМ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ К ОРГАНАМ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации доводит до сведения рекомендации, касающиеся подведомственности арбитражным судам исков налогоплательщиков - юридических лиц и предпринимателей о признании недействительными актов органов налоговой полиции, а также постановлений этих органов о наложении административного ареста на имущество налогоплательщика.
На основании Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" федеральные органы налоговой полиции для выполнения возложенных на них задач вправе, в частности, налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет, а также осуществлять в необходимых случаях проверки налогоплательщиков в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок. Утверждение актов проверок и применение соответствующих санкций осуществляются начальником органа налоговой полиции или его заместителем.
Кроме того, федеральные органы налоговой полиции при исполнении служебных обязанностей пользуются правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов.
Таким образом, федеральные органы налоговой полиции выполняют как функции правоохранительных органов, так и функции государственных налоговых инспекций. Если налогоплательщик - юридическое лицо или предприниматель считает, что утвержденный в установленном порядке акт проверки органа налоговой полиции нарушает его законные права и интересы, он вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным этого акта.
В том случае, когда по такому акту государственной налоговой инспекцией с налогоплательщика произведено списание денежных средств в виде финансовых санкций или по другим основаниям, иск о возврате списанных сумм может быть предъявлен к соответствующему органу налоговой полиции. При признании исковых требований налогоплательщика обоснованными они подлежат удовлетворению. В резолютивной части решения следует указывать о возврате суммы из соответствующего бюджета.
Если на имущество хозяйствующего субъекта органом налоговой полиции наложен административный арест, то такой субъект не лишается возможности защиты нарушенного права собственности. Поэтому налогоплательщик - юридическое лицо или предприниматель на основании статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным постановления органа налоговой полиции о наложении административного ареста на имущество.
При рассмотрении иска арбитражный суд должен решить вопрос о законности наложения ареста на имущество и с учетом оценки всех материалов дела принять соответствующее решение.
Председатель Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ