НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> ВАС РФ от 17.04.1997 N С1-7/ОУ-265, "О Послании Президента РФ Федеральному Собранию" (вместе с информационно-методическим письмом ВАС РФ от 17.04.97 N 6 "О деятельности арбитражных судов по предупреждению правонарушений в сфере экономики")

"О Послании Президента РФ Федеральному Собранию" (вместе с информационно-методическим письмом ВАС РФ от 17.04.97 N 6 "О деятельности арбитражных судов по предупреждению правонарушений в сфере экономики")
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 апреля 1997 г. N С1-7/ОУ-265
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию проникнуто решимостью наведения правового порядка во всех сферах жизни страны и особенно в экономике.
В Послании, в частности, подчеркивается, что: "В условиях рыночной экономики особую роль играет система арбитражных судов. Этот вид правосудия позволяет установить жесткую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический произвол чиновников, цивилизованно осуществлять процесс банкротства".
В Послании сформулированы принципиальные положения о необходимости наведения правового порядка во власти. При этом не только выделена особая роль арбитражных судов, но и проявлена озабоченность состоянием их финансирования.
Как показало изучение деятельности арбитражных судов, во многих из них наряду с разрешением споров накоплен положительный опыт использования и других форм предупреждения правонарушений в экономике.
С учетом положений, содержащихся в Послании Президента Российской Федерации, и опыта работы арбитражных судов, направляю информационно - методические письмо "О деятельности арбитражных судов по предупреждению правонарушений в сфере экономики". Прошу изучить письмо с судьями и специалистами, наметить меры по его реализации в суде.
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
от 17 апреля 1997 г. N 6
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (ст. 5) в числе основных задач арбитражных судов указывает на содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Эти требования Закона приобретают особую актуальность в свете Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране".
В Послании с учетом масштабов и сложности стоящих перед страной проблем определены наиболее приоритетные задачи на ближайшее время и перспективу. К числу важнейших из них отнесено наведение в стране и во власти четкого правового порядка.
Президент, в частности, отметил: "Эффективное рыночное хозяйство - это не только свобода частной инициативы, но и строгий правовой порядок, единые, стабильные и неукоснительно соблюдаемые всеми правила экономической деятельности. Задача государства - установить эти правила и обеспечить их выполнение".
Наведение четкого правового порядка для арбитражных судов как одной из ветвей власти заключается в повышении эффективности правосудия.
При этом следует продумать и наметить меры, обеспечивающие высокую культуру и образцовый порядок при исполнении своих обязанностей судьями и работниками аппарата суда.
Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации предложено специально рассмотреть вопрос о том, какую роль могут сыграть суды в декриминализации экономической жизни.
В целях реализации этого положения Послания необходимо рекомендовать судьям при выявлении фактов грубых нарушений Закона по результатам рассмотрения конкретных дел доводить об этом до сведения органов прокуратуры для принятия соответствующих мер по предупреждению и пресечению преступных проявлений, а также привлечению виновных к ответственности.
Выполняя требования Закона, арбитражные суды субъектов Российской Федерации за последнее время накопили некоторый опыт по предупреждению правонарушений в сфере экономики. Актуальность этой работы для арбитражных судов обусловлена не только положениями Закона, но и сложностью становления рыночных отношений, необходимостью укрепления законности в хозяйственных отношениях, повышения правовой культуры руководителей организаций и предпринимателей.
Анализ информации (отчетов) арбитражных судов, материалов статистики показывает, что суды стали чаще использовать разнообразные формы и методы в профилактике правонарушений. Одни из них обусловлены деятельностью арбитражных судов по осуществлению правосудия. Другие выработаны практикой предупредительной работы, учитывающей особенности и возможности судебной деятельности.
Как отмечено в Послании Президента: "Для обеспечения правового порядка наиболее действенным инструментом является судебный контроль.
Судебная власть - стержневой инструмент, обеспечивающий правовой порядок... Судебная власть должна в полной мере осознать, что ее роль не менее ключевая, чем у правоохранительных органов".
Наиболее эффективными средствами в деятельности суда по предупреждению правонарушений в сфере экономики, по мнению большинства судей, являются хорошо организованное и четко проведенное судебное заседание, законный и обоснованный судебный акт, принятый в установленный Законом срок, своевременно и в полном объеме исполненное решение (постановление) суда.
"Одной из главных причин, порождающих возникновение острейших социальных проблем в стране, стал крайне неэффективный контроль за качеством управления, за исполнительской дисциплиной, соблюдением законов, других нормативных актов, а также судебных решений", - подчеркнуто в Послании Президента.
В свете этого положения следует уделить больше внимания повышению уровня исполнительской дисциплины среди судей арбитражных судов. Вопросы личного поведения соблюдения трудовой дисциплины, отношения судьи к порученному делу нужно рассматривать как своеобразную форму профилактической деятельности, поскольку они оказывают определенное воздействие на участников процесса. Назрела необходимость усиления роли квалификационных коллегий в отборе кандидатов на должность судьи, проявления принципиальности при оценке поступков судей, которые в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона "О статусе судей Российской Федерации" "при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должны избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности". "На белых одеждах Фемиды не должно быть пятен. Квалификационные коллегии судей обязаны тщательнее и строже контролировать чистоту судейского корпуса".
При должной организации работы арбитражного суда на участников судебного процесса и присутствующих в зале суда оказывается большое воздействие. Судебное разбирательство, законность и обоснованность принятого решения убеждают их в справедливости и эффективности правосудия, реальной возможности защиты их прав и законных интересов. Поэтому необходимо постоянно обращать их внимание на решение задач профилактики правонарушений в сфере экономики.
Учитывая это, во многих судах намечаются и осуществляются прежде всего меры, направленные на повышение эффективности судебной деятельности: обобщение судебной практики применения материального и процессуального законодательства, соблюдения сроков производства по делам, действенности мероприятий по обеспечению исполнения решений судов.
Для повышения предупредительного воздействия судебного процесса, принимаемых судебных актов арбитражные суды в необходимых случаях организуют выездные судебные заседания.
Например, по инициативе председателя Арбитражного суда Республики Башкортостан Шайхутдинова В.Х. судом за последнее время рассмотрено 43 актуальных спора о нарушении налогового законодательства с выездом в организации и на предприятия. В судебных заседаниях участвовали представители налоговой службы. Аналогичную форму предупреждения правонарушений в сфере экономической деятельности использует и Арбитражный суд Кировской области. Здесь организаторами выездных процессов являются заместитель председателя суда Опалев М.П., а также председатель судебного состава Дьяконова Т.М.
В арбитражных судах Новосибирской, Свердловской, Московской областей поддерживается связь с представителями средств массовой информации, что дает возможность своевременно и объективно информировать общественность о деятельности суда, решаемых им проблемах.
В Послании Президента указано, что "большие возможности для реализации общественного контроля заложены в Указе Президента Российской Федерации от 6 июня 1996 года "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы". Согласно ему руководители разных уровней обязаны в трехдневный срок рассматривать сообщения в средствах массовой информации о нарушениях, допущенных должностными лицами, и в течение двух недель направлять информацию об итогах рассмотрения".
При проведении судебных заседаний на предприятиях и в организациях задачи судей усложняются. Прежде всего необходимо подобрать дело. Оно должно быть актуальным и для региона, и для аудитории. К его рассмотрению нужно более тщательно готовиться. Действия суда в этом случае проходят на виду (или станут достоянием) общественности, которая получает наглядный урок практического применения закона при осуществлении правосудия.
При рассмотрении судебных дел особое внимание следует уделять вопросам укрепления договорной дисциплины, расходования бюджетных средств, соблюдения законодательства о банкротстве, защиты прав акционеров, на что специально обращается внимание в Послании.
Следует позаботиться о помещении для проведения процесса и комнате для совещаний судей. Желательно иметь в зале соответствующее оформление, микрофоны для судей и сторон.
Совершенствованию организации и проведения выездных процессов арбитражных судов способствуют взаимные посещения их судьями с последующим обсуждением достоинств и упущений судебного заседания. В этих целях иногда используется видеозапись хода судебного процесса. По итогам посещений судебных заседаний желательно составлять краткие справки для последующего обобщения практики организации таких процессов и выработки общих рекомендаций.
В Послании Президента указывается, что "экстренные меры по декриминализации экономической жизни и ликвидации условий, питающих коррупцию, должны быть предприняты по всем направлениям.
Необходимо обеспечить равенство условий хозяйствования, подконтрольность всех каналов расходования государственных средств".
Роль арбитражных судов в декриминализации экономической жизни заключается также в реагировании на негативные процессы. Помимо вынесения частных определений, судьям следует использовать в этих целях такую форму, как письма арбитражного суда, направляемые соответствующим руководителям организаций и предприятий.
В случае выявления нарушений законов и иных нормативных правовых актов в деятельности организаций при рассмотрении спора суды стали чаще реагировать на такие факты вынесением частных определений. Наиболее активно к этой предусмотренной законом форме предупреждения правонарушений прибегают арбитражные суды республик Башкортостан и Дагестан, Брянской, Курской и Тверской областей, Красноярского и Ставропольского краев. На их долю приходится более трети всех выносимых арбитражными судами частных определений. Острые, хорошо мотивированные частные определения выносят судьи Попов А.А., Горевой Д.А., Дзиова Г.А., Мисникова О.А., Кошечкина Н.М., Лачинов Ф.С., Дорошкова А.Г.
В частном определении, как и в других определениях, выносимых арбитражным судом в виде отдельного акта, должны быть приведены сведения, перечисленные в статье 140 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Обстоятельства, послужившие поводом к вынесению частного определения, исследуются в судебном заседании и основываются доказательствами, оцениваемыми по правилам, установленным статьей 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Организация или должностное лицо, в чей адрес направлено частное определение, в соответствии с требованиями статьи 141 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязаны в месячный срок информировать арбитражный суд о принятых мерах. Поскольку контроль за соблюдением этого положения по смыслу закона должен осуществлять арбитражный суд, следует реагировать на допускаемые нарушения. Можно рекомендовать ведение журнала учета сообщений об исполнении частных определений и наряды с перепиской по ним.
В случае накопления материалов о грубых нарушениях законов и других нормативных правовых актов арбитражным судом может быть подготовлена информация (представление) руководству республики, края, области или отрасли промышленности.
Для совершенствования качества изложения частных определений, улучшения их содержания необходимо периодически обобщать эту работу и доводить до сведения судей. Этот вопрос может стать предметом рассмотрения на заседании президиума арбитражного суда. Правильно поступают руководители судов, которые проводят семинары с судьями по подготовке и оформлению частных определений. С наиболее удачными частными определениями они знакомят судей.
Учитывая определенное отставание законодательства, регулирующего порядок исполнения судебных актов арбитражных судов, при организации работы по предупреждению нарушений законодательства в хозяйственных отношениях указанной проблеме следует уделять особое внимание.
В связи с этим многие арбитражные суды систематически обобщают жалобы на неисполнение судебных актов, выявляют их причины. Некоторые арбитражные суды организуют проведение совещаний глав исполнительной власти регионов, работников судов общей юрисдикции, органов прокуратуры и юстиции, на которых обсуждается состояние работы по исполнению решений арбитражных судов и намечаются меры по ее улучшению. В тех же целях судами проводятся занятия с начальниками юридических служб предприятий и судебными исполнителями по изучению законодательных и иных нормативных правовых актов о порядке исполнения решений арбитражных судов. Выступая в средствах массовой информации на правовые темы, руководители арбитражных судов уделяют внимание и исполнению судебных актов.
Определенный положительный опыт организации исполнения решений имеется в Арбитражном суде Краснодарского края (председатель Журавский А.К.). По инициативе суда исполнение судебных актов неоднократно обсуждалось на совещании работников управления юстиции администрации края, судов общей юрисдикции и прокуратуры. На совещаниях были разработаны конкретные меры по координации усилий в организации исполнения судебных решений, повышению квалификации судебных исполнителей. В арбитражном суде не оставляются без реагирования факты несвоевременного исполнения решений. По наиболее актуальным делам исполнение решений контролируется совместно с управлением юстиции (подробная информация об организации работы по исполнению судебных решений этого суда опубликована в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" - 1996, N 3, стр. 107 - 110).
Разнообразные формы и методы работы по исполнению судебных актов используют арбитражные суды Республик Бурятия, Коми, Хакасия, Алтайского, Красноярского, Приморского краев, Владимирской, Нижегородской, Калининградской, Костромской, Оренбургской, Пензенской, Свердловской, Тюменской областей и города Москвы.
До принятия законов о судебных приставах и об исполнительном производстве следует провести необходимую подготовительную работу по их реализации.
Эффективность осуществляемых арбитражными судами мероприятий не всегда одинакова. Во многом она зависит от подготовленности совещаний и занятий, проводимых по инициативе или с участием арбитражных судов. Здесь большую роль играет настойчивость руководителей арбитражных судов, а также наличие деловых контактов и связей с местными органами власти. Важность осуществления таких мероприятий несомненна, поскольку они не только привлекают внимание к проблемам хозяйственной деятельности, но и во многих случаях способствуют их разрешению в строгом соответствии с законом.
Учитывая особое значение правовых знаний в условиях становления рыночных отношений в экономике и активного развития законодательства в стране, арбитражные суды Республики Удмуртия, Брянской, Калужской, Курской, Ивановской, Пермской, Свердловской, Тамбовской областей, Краснодарского и Красноярского краев умело используют организованные в регионах формы правового обучения хозяйственных кадров и работников юридических служб. Они выступают с сообщениями и лекциями на постоянно действующих семинарах, курсах повышения квалификации по проблемам нового гражданского и арбитражного законодательства.
При этом они исходят из положения, содержащегося в Послании Президента: "Российские законы обязательны для всех. Они могут нравиться или не нравиться, но подчиняться им обязаны все".
При подготовке к таким выступлениям следует прежде всего учитывать и разъяснять основные положения Послания Президента Российской Федерации "Порядок во власти - порядок в стране", исходить из экономической ситуации, сложившейся в регионе, характера и категории споров, рассматриваемых арбитражными судами, а также состава аудитории и интересующих ее вопросов. Желательно заранее подготовить примеры из судебной практики для иллюстрации тех или иных положений законодательства. Естественно, судья должен свободно владеть материалом и быть готовым ответить на вопросы.
Положительной оценки заслуживает работа, проводимая Арбитражным судом Удмуртской Республики (председатель Бойко В.С.). Судьи сделали ряд сообщений по новому Гражданскому кодексу Российской Федерации на семинаре для министров и председателей государственных комитетов. Судьи Арбитражного суда Краснодарского края, помимо проведения занятий с депутатами Законодательного Собрания края, прочитали ряд лекций для сотрудников налоговых служб, подготовили несколько пособий и обобщений судебной практики для работников органов исполнительной власти и специалистов различных отраслей хозяйства.
Хороший отзыв получил семинар с руководящими работниками налоговой инспекции и налоговой полиции области по проблемам и практике применения налогового законодательства, который провели судьи Арбитражного суда Ивановской области по инициативе председателя судебного состава Герасимова В.Д.
В городах Иркутске, Казани, Красноярске, Петрозаводске, Тюмени, Воронеже, Нижнем Новгороде для судей, руководителей предприятий и юридических служб проведены семинары по изучению нового гражданского законодательства с участием руководителей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также разработчиков Гражданского кодекса Российской Федерации, ученых и практиков.
В разъяснении действующего законодательства судьи большинства арбитражных судов активно используют возможности средств массовой информации. Судьи Арбитражного суда Белгородской области, например, регулярно публикуют статьи на правовые темы в областной газете. Руководители суда дважды выступали по радио, организовали "круглый стол", транслировавшийся местным телевидением. Организатором и активным участником этих мероприятий выступает заместитель председателя суда Давыдов В.И.
В целях предупреждения нарушений законности в экономической сфере арбитражными судами активно стали использоваться результаты аналитической работы судов и данные судебной статистики. Обобщения характера споров и анализ статистических показателей, как правило, указывают на состояние законности в работе организаций и предприятий, выявляют определенные закономерности, проблемы и тенденции в хозяйственной деятельности региона. Знакомство с такими обобщениями соответствующих государственных органов власти дает положительные результаты, используется ими при организации своей работы.
Руководители Арбитражных судов Республик Адыгея, Башкортостана, Дагестана и Коми, Вологодской, Нижегородской, Рязанской областей и Ставропольского края в целях укрепления законности в экономике периодически направляют главам администрации информационные документы по материалам обобщения судебной практики. Так, Арбитражный суд Республики Адыгея (председатель суда Пшидаток В.Е.) по результатам обобщения рассмотренных споров, связанных с выдачей кредитов Адыгейским банком СБ РФ и АРФ Агропромбанка РФ, установил, что банки ведут рискованную кредитную политику, ущемляющую интересы вкладчиков, и информировал об этом Президента Республики Адыгея.
Такие информации весьма эффективны, они реально воздействуют на состояние законности в регионе.
При установлении несоответствия региональных законов и иных нормативных правовых актов федеральному законодательству необходимо реагировать на это соответствующим образом.
Таким образом, арбитражные суды за последнее время активнее стали использовать разнообразные формы и методы предупреждения правонарушений в сфере экономики. По имеющимся в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации сведениям, эта работа также способствует повышению роли арбитражных судов как одной из ветвей власти и, следовательно, их авторитета.
"В условиях рыночной экономики особую роль играет система арбитражных судов. Этот вид правосудия позволяет установить жесткую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический произвол чиновников, цивилизованно осуществлять процесс банкротства", - подчеркивается в Послании Президента.
Практика показывает, что качество и эффективность предупредительной деятельности арбитражных судов в значительной мере определяется уровнем ее организации. Поэтому представляется целесообразным рекомендовать судам включать профилактическую деятельность с учетом основных положений Послания Президента Российской Федерации в планы работы; периодически анализировать ее состояние; обсуждать на заседаниях президиума и служебных совещаниях; при распределении функциональных обязанностей поручить одному из заместителей председателя руководство этой работой.
Организационно - контрольное
управление