НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Письмо ВАС РФ от 17.02.1994 N ОЩ-7/ОЗ-103 "О Законе РФ "О федеральных органах налоговой полиции"

"О Законе РФ "О федеральных органах налоговой полиции"
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 февраля 1994 г. N ОЩ-7/ОЗ-103
Верховным Советом Российской Федерации 24 июня 1993 года принят Закон Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции", который вступил в действие с момента опубликования (опубликован в "Российской газете" N 134 от 15 июля 1993 года). В порядке информации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации сообщает следующее.
Закон определяет правовые основы, принципы организации и деятельности, систему и структуру, а также полномочия федеральных органов налоговой полиции.
В соответствии со статьями 1 и 2 Закона федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и создаются с целью выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений; обеспечения безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей; предупреждения, выявления и пресечения коррупции в налоговых органах.
Согласно статье 5 Закона систему федеральных органов налоговой полиции составляют:
Департамент налоговой полиции Российской Федерации на правах государственного комитета Российской Федерации;
органы налоговой полиции в республиках в составе Российской Федерации;
органы налоговой полиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
органы налоговой полиции городов и районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов Департамента налоговой полиции.
В соответствии со статьей 9 Закона федеральные органы налоговой полиции решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с налоговыми органами и иными государственными органами. Основой взаимодействия федеральных органов налоговой полиции, налоговых органов и иных государственных органов является обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей.
В целях реализации возложенных на федеральные органы налоговой полиции контрольных функций статья 11 Закона наделяет их следующими полномочиями:
пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов <*> и агентам валютного контроля (п. 2 части первой статьи 11);
--------------------------------
<*> См. статью 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и статью 14 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
осуществлять в необходимых случаях проверки налогоплательщиков (в том числе контрольные) после проверок, проведенных должностными лицами органов Государственной налоговой службы Российской Федерации, в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок. Утверждение актов проверок и применения соответствующих санкций <**> осуществляются начальником органа налоговой полиции или его заместителем (п. 3 части первой статьи 11);
--------------------------------
<**> См. пункт 8 статьи 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и статью 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. Решение о приостановлении операций по указанным счетам принимает начальник органа налоговой полиции или его заместитель (п. 4 части первой статьи 11);
налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет (п. 12 части первой статьи 11).
По вопросам применения пунктов 2, 3, 4 и 12 части первой статьи 11 Закона арбитражным судам будут направлены соответствующие рекомендации, принятые на совещании по судебно-арбитражной практике.
Частью первой статьи 20 Закона установлено, что вред, причиненный гражданам, предприятиям и организациям противоправными действиями сотрудника налоговой полиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном уголовным и гражданским законодательством. Частью второй статьи 20 Закона предусматривается возможность обжалования гражданами и юридическими лицами действий сотрудника налоговой полиции в вышестоящие органы налоговой полиции, прокуратуру или суд.
Учитывая, что основания ответственности за вред, причиненный незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, а также порядок его возмещения предусматриваются статьями 12 и 127 Основ гражданского законодательства, споры, возникающие в связи с причинением вреда гражданам - предпринимателям или юридическим лицам противоправными действиями органов налоговой полиции и их должностных лиц, подлежат рассмотрению арбитражными судами согласно статье 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Споры об обжаловании действий сотрудников налоговой полиции арбитражным судам неподведомственны.
Следует также иметь в виду, что п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" установлено, что Департамент налоговой полиции Российской Федерации, департаменты (управления) налоговой полиции республик в составе Российской Федерации, управления (отделы) Департамента налоговой полиции Российской Федерации автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга являются правопреемниками соответственного Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации, управлений (отделов) налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Председатель Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ