ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июня 1995 г. N С1-7/ОЗ-316
Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации 25 января 1995 года приняла Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации". Закон подписан Президентом Российской Федерации 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ и вступил в силу со дня его официального опубликования в "Российской газете" за 22 февраля 1995 г. N 39.
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;
создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;
защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.
При этом Закон не затрагивает отношений, регулируемых Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" (пункт 2 статьи 1).
2. В соответствии со статьей 4 Закона информационные ресурсы, являясь объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами. Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:
порядок документирования информации;
право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;
категорию информации по уровню доступа к ней;
порядок правовой защиты информации.
3. В статье 5 Закона определено, что документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В этом случае юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью. Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования. Право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи осуществляется на основании лицензии.
Следует иметь в виду, что при соблюдении указанных условий, в том числе при подтверждении юридической силы документа электронной цифровой подписью, этот документ может признаваться в качестве доказательства по делу, рассматриваемому арбитражным судом.
4. В статье 6 Закона установлено, что информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.
5. В соответствии со статьей 23 Закона защита прав субъектов в сфере информационных процессов и информатизации осуществляется судом, арбитражным судом, третейским судом с учетом специфики правонарушений и нанесенного ущерба. При решении вопроса о возможности рассмотрения арбитражным судом дел данной категории следует исходить из подведомственности споров, установленной
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
6. Статья 24 Закона устанавливает защиту прав на доступ к информации, в частности, отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке.
Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба (абзац 3 пункта 1 статьи 24 Закона).
При определении подведомственности указанных споров необходимо руководствоваться статьями
20 и
22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (после 1 июля 1995 года - новым
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации), а также учитывать требования Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 августа 1992 г. N 12/12 относительно субъектного состава участников спора и характера правоотношений.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору поставки, купли - продажи и по другим формам обмена информационными ресурсами между организациями рассматриваются арбитражным судом (абзац 2 пункта 1 статьи 24 Закона).
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ