НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 22.10.2002 N КАС02-573 "Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 02.09.2002 N ГКПИ02-799, которым была оставлена без удовлетворения жалоба о признании незаконной Инструкции о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции, утв. Приказом ФСНП РФ от 25.06.2001 N 285"

"Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 02.09.2002 N ГКПИ02-799, которым была оставлена без удовлетворения жалоба о признании незаконной Инструкции о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции, утв. Приказом ФСНП РФ от 25.06.2001 N 285"
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 октября 2002 г. N КАС02-573
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председательствующего: Федина А.И.,
членов коллегии: Манохиной Г.В., Ермилова В.М.,
с участием прокурора: Федотовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 22 октября 2002 г. гражданское дело по жалобам Ф. и СП ООО <...> на Инструкцию о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции, утвержденной Приказом директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 25 июня 2001 года N 285 по кассационной жалобе заявителей на решение Верховного Суда РФ от 2 сентября 2002 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения Ф., ее представителя Б., адвокатов Родионовой И.В. и Чернышева Ю.И., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя ФСНП России Х., возражавшего против кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
Приказом директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 25 июня 2001 года N 285 утверждена Инструкция о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции.
Ф. от своего имени и от имени совместного предприятия общества с ограниченной ответственностью <...> (президентом которого она является) обратилась в Верховный Суд РФ с жалобой на данную Инструкцию, ссылаясь на несоответствие ее закону и нарушение прав и законных интересов предприятия действием этого нормативного акта.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе заявители ставят вопрос об отмене судебного решения, считая его незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Как правильно указал суд в своем решении, оспоренная Инструкция издана Федеральной службой налоговой полиции в пределах предоставленных ей Положением о Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 25 сентября 1999 года N 1272.
Согласно п/п 5 п. 2 ст. 36 Налогового кодекса РФ органы Федеральной службы налоговой полиции полномочны при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления; производить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации; по результатам проверки составляется акт о проверке налогоплательщика органами налоговой полиции, на основании которого органами налоговой полиции принимается соответствующее решение.
В соответствии с указанным выше Положением о Федеральной службе налоговой полиции РФ эта служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоохранительные функции в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, защиты ее экономических интересов и непосредственно реализующим основные направления деятельности федеральных органов налоговой полиции.
Проводимые органами налоговой полиции в соответствии с п/п 5 п. 2 ст. 36 Налогового кодекса РФ проверки включают собой и проверку документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе и документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы и произведенные им расходы, органы налоговой полиции вправе проводить в целях, по основаниям и в порядке, установленном законодательством об оперативно-розыскной деятельности и уголовно-процессуальным законодательством.
Федеральные органы налоговой полиции наделены правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность (с проведением соответствующих проверок) и Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности".
В частности, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 7 приведенного Закона основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
С учетом изложенных положений действующего законодательства суд пришел к правильным выводам о том, что органы налоговой полиции вправе проводить проверки налогоплательщиков в соответствии с действующим законодательством и что налоговая полиция не является налоговым органом.
Обоснованно указал суд в своем решении и на то, что оспоренная Инструкция соответствует нормам части первой Налогового кодекса РФ от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ, являющегося действующим и в настоящее время.
В решении суда изложены оспариваемые положения Инструкции и приведены нормы Закона, которым эти положения соответствуют.
В настоящей кассационной жалобе выводы Верховного Суда РФ о соответствии конкретных пунктов Инструкции федеральным законам, Указу Президента РФ от 25 сентября 1999 г. N 1272 (утвердившему Положение о Федеральной службе налоговой полиции РФ) и Постановлению Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 года N 4991-1 (утвердившему Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации) не оспариваются.
Довод в кассационной жалобе о том, что оспоренная Инструкция не содержит положений о необходимости руководствоваться требованиями Конституции РФ и всеми другими федеральными законами при проведении органами налоговой полиции проверок, не может служить основанием для отмены судебного решения и признания Инструкции незаконной, поскольку необходимость соблюдения органами налоговой полиции (как и любыми другими органами исполнительной власти) требований Конституции РФ и других федеральных законов безусловна и предписана как самой Конституцией РФ, так и федеральными законами.
Кроме того, суд не наделен полномочиями вмешиваться в нормотворческий процесс органов исполнительной власти.
Заявитель Ф. в кассационной жалобе также утверждает, что при осуществлении своих полномочий органы налоговой полиции Сахалинской области допускали в отношении ее нарушения конституционных прав и законных интересов.
Однако фактические действия органов исполнительной власти Ф. вправе оспорить в судебном порядке, и эти обстоятельства сами по себе не могут свидетельствовать о незаконности положений Инструкции.
Несостоятелен и довод в кассационной жалобе о нарушении Верховным Судом РФ подведомственности настоящей жалобы судам общей юрисдикции (заявитель утверждает, что ее жалоба подлежала рассмотрению арбитражным судом).
В соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают, в частности, дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Федеральный закон, который бы определил подсудность настоящего дела арбитражному суду, отсутствует. Федеральная служба налоговой полиции РФ, как это отмечено выше, не является налоговым органом.
Ссылка в кассационной жалобе (изложенной в виде телеграммы) о несоответствии конкретных положений Инструкции нормам УПК РФ (в части сроков проведения проверок и др.) несостоятельна, поскольку проверки налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции хотя и должны производиться с учетом уголовно-процессуальным законодательством, однако в первую очередь порядок их производства должен соответствовать требованиям Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", так как ФСНП России является органом, осуществляющим именно оперативно-розыскную деятельность, который вправе согласно ст. ст. 4 и 10 этого Закона издавать в соответствии с законодательством нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе и с установлением сроков проведения проверок.
Согласно оспоренной инструкции производство процессуальных действий в рамках проверки налогоплательщика федеральными органами налоговой полиции не допускается.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 сентября 2002 года оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителей - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
В.М.ЕРМИЛОВ