ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 декабря 2001 г. N КАС01-474
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: Федина А.И.,
членов коллегии: Толчеева Н.К., Петроченкова А.Я.,
с участием прокурора: Федотовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 18 декабря 2001 г. гражданское дело по заявлению З. о признании частично недействительным абзаца 2 пункта 6 "Порядка проведения в 2001 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации
от 19 марта 2001 г. N 222 по кассационной жалобе Правительства РФ на решение Верховного Суда РФ от 1 октября 2001 года, которым жалоба заявителя удовлетворена.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителей Правительства РФ Лукиной Г.П. и Яниной Н.Г., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения З., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Постановлением Правительства Российской Федерации
от 19 марта 2001 г. N 222 утвержден "Порядок проведения в 2001 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" (далее - Порядок).
З. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным абзаца 2 пункта 6 данного Порядка проведения компенсации вкладов (в той части, в которой он лишает участников Великой Отечественной войны права на получение предварительной компенсации вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г.), как противоречащего ст. 112 Федерального закона от 14 декабря 2000 г. "О федеральном бюджете на 2001 год".
По мнению заявителя, в ст. 112 названного Закона не содержится ограничений по выплате предварительной компенсации вкладов участникам Великой Отечественной войны в 2001 г. Между тем Правительство РФ, указав в абзаце 2 пункта 6 Порядка проведения в 2001 году предварительной компенсации вкладов на то, что, за исключением случая, установленного в абзаце 1 пункта 6 данного Порядка, "в остальных случаях вклады граждан, по которым были произведены начисления и выплата предварительной компенсации, не подлежат повторной компенсации в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год", тем самым лишило участников Великой Отечественной войны права на получение предварительной компенсации вкладов, полагающейся им согласно ст. 112 этого Закона независимо от того, получали ли они ранее такую компенсацию.
Ограничив круг получателей предварительной компенсации (в данном случае за счет исключения участников Великой Отечественной войны, ранее получавших денежную компенсацию по вкладам), Правительство РФ вышло тем самым за пределы предоставленных ей Федеральным законом полномочий.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Правительство РФ ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на ошибочность выводов суда о несоответствии оспоренного положения нормативного правового акта требованиям закона и о превышении Правительством РФ полномочий при принятии оспоренной части акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.
Признавая оспоренное положение Постановления Правительства РФ незаконным, Верховный Суд РФ правильно сослался на то, что Федеральный закон предусмотрел необходимость выплаты предварительной компенсации вкладов участникам Великой Отечественной войны и при этом никаких ограничений, связанных с ранее выплачиваемыми компенсациями по этим вкладам по иным основаниям, не установил.
Данный вывод суда полностью соответствует требованиям закона.
Так, статьей 112 Федерального закона
от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено: направить в 2001 году на финансирование расходов на обеспечение неотложных социально необходимых нужд граждан, которым принадлежат права по гарантированным сбережениям, определенным Федеральным законом от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", средства, предусмотренные настоящим Федеральным законом на погашение государственного внутреннего долга Российской Федерации, в сумме 12,0 млрд. рублей, в том числе:
на выплату предварительной компенсации вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года - в сумме 10,0 млрд. рублей.
До вступления в силу федерального закона, устанавливающего порядок обслуживания целевых долговых обязательств Российской Федерации в целях обеспечения неотложных социально необходимых нужд граждан по гарантированным сбережениям, указанные в настоящей статье средства федерального бюджета направляются Правительством Российской Федерации на выплату предварительной компенсации отдельным категориям граждан Российской Федерации по их вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года и вкладам (взносам) в организации государственного страхования (Российской государственной страховой компании и ее дочерних обществах) по состоянию на 1 января 1992 года по гарантированным сбережениям, определенным Федеральным законом от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".
Правительство Российской Федерации обеспечивает выплату предварительной компенсации вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года и вкладов (взносов) в организации государственного страхования (Российской государственной страховой компании и ее дочерних обществах) в сумме до 1,0 тыс. рублей следующим категориям граждан (в том числе наследникам первой очереди, относящимся к указанным категориям граждан):
гражданам Российской Федерации по 1928 год рождения включительно;
инвалидам I группы;
участникам Великой Отечественной войны;
инвалидам II группы по 1940 год рождения включительно;
родителям детей-инвалидов.
Выплата предварительной компенсации производится вкладчикам организации государственного страхования (Российской государственной страховой компании и ее дочерних обществ) исходя из размера уплаченных в период до 1 января 1992 года страховых взносов по закончившимся договорам страхования.
В случае смерти владельца гарантированных сбережений наследникам на оплату ритуальных услуг выплачивать компенсацию:
в размере 6 тыс. рублей, если сумма вкладов либо уплаченных взносов умершего владельца больше 400 рублей или равна 400 рублям (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году);
в размере, равном сумме вкладов либо уплаченных взносов умершего владельца, умноженной на коэффициент 15, если сумма вкладов (взносов) меньше 400,0 рублей (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году).
В случае, если владелец гарантированных сбережений ранее получал предварительную компенсацию по вкладу в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года или в организации государственного страхования (Российской государственной страховой компании и ее дочерних обществах) по состоянию на 1 января 1992 года, сумма компенсации, выплачиваемая наследникам умершего владельца гарантированных сбережений на оплату ритуальных услуг в соответствии с настоящей статьей, уменьшается на сумму предварительной компенсации, полученной владельцем гарантированных сбережений ранее.
Правительству Российской Федерации в двухмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утвердить порядок проведения в 2001 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации по их вкладам (взносам) в организации государственного страхования (Российской государственной страховой компании и ее дочерних обществах) по состоянию на 1 января 1992 года по гарантированным сбережениям, определенным Федеральным законом от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".
Приведенные нормы закона судом первой инстанции обоснованно истолкованы таким образом, что, независимо от ранее получаемой владельцем вклада предварительной компенсации (в рассматриваемом случае - по основанию достижения определенного возраста), такой гражданин имеет право получить предварительную компенсацию в установленном Правительством РФ размере и как участник Великой Отечественной войны.
Довод в кассационной жалобе о том, что из статьи 112 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" якобы следует, что законодатель предусмотрел возможность выплаты предварительной компенсации после получения владельцем вклада такой компенсации лишь наследникам владельца вклада, нельзя признать обоснованным. Такой вывод из приведенной нормы закона не следует.
Кроме того, законодатель в ст. 112 Закона предусмотрел самостоятельного субъекта (наследника) на получение компенсации на оплату ритуальных услуг в конкретном размере в зависимости от уплаченных сумм вкладов и указал именно на необходимость уменьшения суммы компенсации (на оплату ритуальных услуг) на сумму предварительной компенсации, полученной владельцем гарантированных сбережений ранее.
Нельзя согласиться и с доводом в кассационной жалобе о том, что, имея полномочия по направлению бюджетных средств на выплату предварительной компенсации отдельным категориям граждан по их вкладам и по обеспечению такой выплаты, Правительство РФ не имело возможности предусмотреть выплату предварительной компенсации по каждому из оснований независимо от ранее произведенных выплат, поскольку на указанные цели Федеральным законом было выделено всего 10,0 млрд. рублей.
Согласно ч. III ст. 112 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" Правительству РФ предоставлено право обеспечивать выплату предварительной компенсации вкладов в Сберегательном банке РФ в сумме до 1,0 тыс. руб. (в судебном решении ошибочно указана сумма в 10,0 тыс. руб.).
Таким образом, Правительство РФ имело реальную возможность обеспечить выплату указанных компенсаций участникам Великой Отечественной войны независимо от ранее произведенных по иным основаниям выплат, определив сумму выплат менее 1,0 тыс. руб.
В кассационной жалобе Правительство РФ утверждает, что оспоренное положение нормативного акта принято в пределах полномочий, имеющихся у него на основании статей 1 и 15 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", согласно которым Правительство РФ, являясь высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, наделено полномочиями в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики и осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации.
Однако, согласно ст. 115 Конституции РФ, Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.
Как указано выше, положение оспоренного абзаца 2 пункта 6 Порядка не соответствует ст. 112 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год", хотя во исполнение именно ст. 112 и принято оспоренное Постановление Правительства РФ, как это следует из преамбулы акта.
С учетом изложенных обстоятельств кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 октября 2001 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства РФ - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
А.Я.ПЕТРОЧЕНКОВ