ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 сентября 2002 г. N КАС 02-482
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Лаврентьевой М.Н.,
Пирожкова В.Н.,
с участием прокурора Федотовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 10 сентября 2002 г. гражданское дело по жалобе Грудцыной Т.В. на распоряжение Правительства РФ
от 8 февраля 2002 г. N 156-р (в части), по кассационной жалобе Грудцыной Т.В. на решение Верховного Суда РФ от 19 июня 2002 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
Грудцына Т.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительным распоряжения Правительства РФ
от 8 февраля 2002 г. N 156-р, исключившего село Локоть Локтевского района Алтайского края из списка населенных пунктов, население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую более 25 сЗв, вследствие ядерного испытания на Семипалатинском полигоне 7 августа 1962 года, ссылаясь на то, что она с 1956 года по 1964 год проживала в этом населенном пункте и в результате издания оспоренного (незаконного, по ее мнению) акта Правительства РФ лишилась права на получение льгот и компенсаций как лицо, подвергшееся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Грудцына Т.В. ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на ошибочность выводов суда о соответствии оспоренного акта закону и о ненарушении законных прав и интересов граждан.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Оспоренным распоряжением Правительства РФ
от 8 февраля 2002 г. N 156-р внесены изменения и дополнения в распоряжение Правительства РФ
от 10 февраля 1994 г. N 162-р.
В соответствии с данными изменениями в перечне населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г., утвержденном распоряжением Правительства РФ
от 10 февраля 1994 г. N 162-р, в названии перечня исключены слова: "29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г."; пункты I и II после слов: "Населенные пункты, население которых получило" дополнены словами: "вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 г.". Перечень дополнен пунктом III "III. Населенные пункты, население которых получило вследствие ядерного испытания 7 августа 1962 года суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв" (в этот пункт Перечня населенный пункт Локоть Локтевского района Алтайского края не включен).
Признавая оспоренный нормативный акт Правительства РФ соответствующим действующему законодательству, Верховный Суд РФ правомерно указал на соответствие данного Перечня (в редакции распоряжения Правительства РФ
от 8 февраля 2002 г. N 156-р) Федеральному закону "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Так, согласно ст. 1 этого Закона устанавливаются гарантии социальной защиты гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Судом первой инстанции установлено, что при подготовке оспариваемого акта Правительства Российской Федерации были использованы расчеты, выполненные специалистами Барнаульского государственного учреждения "НИИ Региональных медико-экономических проблем" в 1997 - 1998 гг. по заказу МЧС России в рамках научного договора по теме: "Разработка перечней населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период 1950 - 1963 годов".
К участию в выполнении указанной работы были привлечены научные институты, имеющие архивные материалы о радиационной обстановке в период проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В итоговых документах по результатам выполнения этой работы имелись сведения обо всех изученных ядерных испытаниях на Семипалатинском полигоне и о дозах облучения населения.
Установление суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения учитывает состав взрыва, срок формирования дозы (основной вклад в дозу вносится за счет облучения населения от выпадения короткоживущих радионуклидов на местность в первые сутки и частичный вклад в дозу в малых долях) в течение года.
На основании научно обоснованных критериев, прошедших экспертную оценку в Российской научной комиссии по радиационной защите, установлено, что население села Локоть Локтевского района могло получить облучение от ядерного испытания 29 августа 1949 г. в дозе свыше 25 сЗв только на день проведения испытания, а граждане, прибывшие на проживание в данное село в течение 30 дней (месяц) от даты взрыва могли получить дозу в пределах 5 - 25 сЗв. По истечении указанного срока уровень облучения населения в данной местности составлял дозу менее 5 сЗв.
В дальнейшем со временем отдаления от даты испытания значения уровней возможного облучения также снижаются.
Доза облучения населения села Локоть Локтевского района Алтайского края от взрыва на Семипалатинском полигоне 7 августа 1962 г. составила 0,241 сЗв, что менее 5 сЗв, предусмотренных законом для соответствующих льгот гражданам, получившим облучение более этой нормы.
Каких-либо официальных, научно обоснованных сведений, которые бы опровергали данные радиационного заражения населенного пункта Локоть в результате ядерного испытания от 7 августа 1962 года, использованные при утверждении Правительством Перечня, сама Грудцына Т.В. суду не представила (на период проведения ядерного взрыва от 29 августа 1949 г. Грудцына Т.В. в п. Локоть не проживала).
Как следует из материалов дела, Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 16 ноября 1993 г. N 1160 "О государственной программе по реабилитации населения и социально-экономическому развитию районов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, на 1994 - 1995 годы и на период до 2000 года и мерах по обеспечению ее реализации" было поручено Министерству обороны Российской Федерации, администрации Алтайского края совместно с Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Российской научной комиссией по радиационной защите и Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации на основе утвержденной в установленном порядке методики и имеющихся научных данных провести в месячный срок ретроспективную оценку радиационной обстановки, сложившейся после проведения конкретных ядерных испытаний в отдельных районах Алтайского края, и возможных доз облучения населения.
Во исполнение данного Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 16 ноября 1993 г. N 1160 была подготовлена ретроспективная оценка радиационной обстановки, сложившейся в отдельных регионах Алтайского края после проведения ядерных испытаний, и возможных доз облучения населения.
Согласно данному документу доза облучения населения села Локоть Локтевского района Алтайского края за счет выпадений радиоактивных продуктов взрыва на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г. составила 25,116 сЗв, а от взрыва 7 августа 1962 г. составила 0,241 сЗв.
Из представленного Правительством РФ отчета по теме: "Разработка перечня населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период 1950 - 1963 гг., в дозах свыше 5 сЗв", подготовленного Барнаульским государственным учреждением НИИ Региональных медико-экологических проблем в 1997 - 1998 гг., следует, что население села Локоть Локтевского района Алтайского края получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр) вследствие воздействия ядерного испытания на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г.
Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период 1949 - 1963 гг., по заключению Российской научной комиссии по радиационной защите является научно обоснованным (л.д. 49 - 50).
При подготовке распоряжения Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 156 документ прошел согласование с МЧС России, Минздравом России, Минтрудом России, Минатомом России, Минобороны России, Минюстом России, Росгидрометом России, Администрацией Алтайского края.
С учетом изложенных обстоятельств Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу о том, что Правительство РФ в пределах своей компетенции и в соответствии с законом внесло изменения и дополнения в перечень населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), включив село Локоть Локтевского района Алтайского края в перечень населенных пунктов, население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв, лишь вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 г.
Довод в кассационной жалобе о том, что в ранее действовавшей редакции Перечень включал поселок в состав населенных пунктов, население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв, - не свидетельствует о незаконности распоряжения Правительства РФ от 8 февраля 2002 года, поскольку данный поселок и в ныне действующем Перечне включен в состав таких населенных пунктов, однако лишь от ядерного взрыва, проведенного 29 августа 1949 года, когда заявительница не проживала в п. Локоть, а не от взрыва, произведенного 7 августа 1962 года.
Другие доводы кассационной жалобы не содержат сведений юридического характера и не могут служить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенных обстоятельств кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Грудцыной Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
М.Н.ЛАВРЕНТЬЕВА
В.Н.ПИРОЖКОВ