ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июля 2000 г. N КАС 00-249
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Лаврентьевой М.Н.
и Толчеева Н.К.,
с участием прокурора Федотовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 4 июля 2000 г. гражданское дело по жалобе Соповой О.Н. на пункты 4.4 и 4.5 "Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии" по кассационной жалобе Соповой О.Н. на решение Верховного Суда РФ от 10 мая 2000 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения Соповой О.Н., поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя ФКЦБ России Орлова А.К., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17 сентября 1996 г. N 19 в редакции Постановления от 11 ноября 1998 г. N 47 утверждены "Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии" (Стандарты).
Сопова О.Н. обратилась в Верховный Суд РФ с жалобой на пункты 4.4 и 4.5 этого нормативного акта, сославшись на несоответствие содержащихся в нем положений требованиям Федерального закона "Об акционерных обществах" и Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", а также на превышение ФКЦБ России своих полномочий при издании оспоренного нормативного акта.
Верховный Суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Сопова О.Н. ставит вопрос об отмене судебного решения, сославшись на ошибочность выводов суда о правомерности издания ФКЦБ России Стандартов и о соответствии обжалуемых положений акта закону.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит судебное решение подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
Заявительница обжаловала содержащиеся в пунктах 4.4 и 4.5 Стандартов следующие положения:
"4.4. В случае, если из содержания решения о размещении акций путем закрытой подписки определенно следует, что в процессе их размещения возможно совершение сделки, признаваемой в соответствии со статьей 78 Федерального закона
от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" крупной, решение о согласии на ее совершение должно быть принято до представления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации выпуска акций.
Решение о согласии на совершение крупной сделки принимается в соответствии со статьей 79 Федерального закона "Об акционерных обществах". При этом решение о согласии на совершение крупной сделки, связанной с размещением обыкновенных акций либо привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные акции, составляющих от 25 до 50 процентов ранее размещенных обыкновенных акций, принимается советом директоров акционерного общества единогласно, без учета голосов выбывших членов совета директоров. В случае, если единогласие совета директоров акционерного общества о согласии на совершение такой сделки не достигнуто, вопрос о согласии на ее совершение может быть вынесен на решение общего собрания акционеров.
Решение о согласии на совершение крупной сделки, связанной с размещением обыкновенных акций либо привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные акции, составляющих свыше 50 процентов ранее размещенных обыкновенных акций, принимается общим собранием акционеров акционерного общества большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, присутствующих на собрании.
В случае, если решение о согласии на совершение крупной сделки, связанной с размещением обыкновенных акций либо привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные акции, принимается общим собранием акционерного общества, акционеры - владельцы голосующих акций имеют право требовать выкупа принадлежащих им акций в соответствии со статьей 75 Федерального закона "Об акционерных обществах".
4.5. В случае, если из содержания решения о размещении акций путем закрытой подписки определенно следует, что в процессе их размещения возможно совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, решение о согласии на совершение такой сделки должно быть принято до представления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации выпуска акций. Решение о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается в соответствии со статьей 83 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Признавая соответствующими закону положения абзаца 1 п. 4.4 и пункта 4.5 Стандартов, определяющие момент, когда должно быть принято решение о согласии на совершение крупной сделки, связанной с размещением эмиссионных ценных бумаг, или сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предписание ФКЦБ России о необходимости принятия таких решений до представления в регистрирующий орган документов принято комиссией в пределах предоставленных ей законом полномочий и по существу соответствует требованиям федерального закона, а следовательно, не может нарушать права и законные интересы акционеров и других лиц.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" ФКЦБ России является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг.
Как правильно указал суд в своем решении, одной из функций ФКЦБ России является согласно п. 2 ст. 42 указанного выше Закона утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов и порядка регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 8 ст. 83 Федерального закона "Об акционерных обществах" дополнительные требования к порядку заключения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, могут быть установлены Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ.
ФКЦБ России является правопреемником Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ.
Вопрос же о моменте принятия решения о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность (как, впрочем, и сделки, признаваемой крупной), относится к стандартам эмиссии ценных бумаг.
Следовательно, с учетом приведенных выше норм Закона ФКЦБ России была компетентна установить такие дополнительные требования к порядку заключения сделок обоих видов, связанных с размещением акций общества посредством закрытой подписки.
В кассационной жалобе заявительница, оспаривая правомерность абзаца 1 п. 4.4 и пункт 4.5 Стандартов, опускает имеющие правовое значение слова, а именно о закрытой подписке, посредством которой распределяются акции общества и при которой действуют содержащиеся в данных абзацах положения Стандартов о времени принятия решений о согласии на совершение сделок.
По существу содержащиеся в абзаце 1 п. 4.4 и в пункте 4.5 Стандартов положения соответствуют требованиям закона и вытекают из него.
Согласно ст. 39 Федерального закона "Об акционерных обществах" акционерное общество вправе проводить размещение акций и ценных бумаг общества, конвертируемых в акции посредством открытой и закрытой подписки.
Из смысла определения открытой подписки, данного в этой же статье Закона, закрытая подписка предполагает предложение акций заранее определенному кругу лиц (см. также п. 1.2 Стандартов).
Статьей 26 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" предусмотрено, что эмитент вправе начать размещение только после государственной регистрации выпуска эмиссионных бумаг.
Поскольку (как указано выше) при размещении акций путем закрытой подписки круг лиц, которым будут отчуждаться акции, определяется заранее, указание в абзаце 1 п. 4.4 и в пункте 4.5 Стандартов о необходимости принятия решения о таких сделках до подачи документов на государственную регистрацию правомерно, логично и соответствует требованиям Закона.
В противном случае ФКЦБ России на основании ст. 21 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" не вправе регистрировать такой выпуск эмиссионных ценных бумаг.
По изложенным обстоятельствам довод в кассационной жалобе о незаконности судебного решения в части обжалования абзаца 1 пункта 4.4 и пункта 4.5 Стандартов является необоснованным.
Вместе с тем с выводом суда о соответствии требованиям Закона положений Стандартов, содержащихся в абзацах 2, 3 и 4 пункта 4.4, согласиться нельзя.
Как пояснял представитель ФКЦБ России в суде первой инстанции и на заседании Кассационной коллегии, порядок совершения крупных сделок, связанных с размещением акций, Федеральным законом "Об акционерных обществах" не установлен.
Действительно, в соответствии со ст. 78 этого Закона различаются два вида крупных сделок: сделки, связанные с приобретением имущества, и сделки, связанные с размещением обыкновенных акций.
Статьей 79 Федерального закона "Об акционерных обществах" регламентирован лишь порядок принятия решения об осуществлении крупной сделки с имуществом, стоимость которого определяется в соответствии с балансовой стоимостью, и полномочия общего собрания акционеров и совета директоров по даче согласия на совершение такой сделки разграничены в зависимости от доли стоимости имущества, выраженной в процентах от балансовой стоимости активов общества на дату принятия решения, а также в зависимости от того, достигнуто ли согласие совета директоров общества по вопросу о совершении крупной сделки, и в зависимости от наличия его решения о вынесении рассмотрения такого вопроса общим собранием акционеров.
Относительно же порядка принятия решения об осуществлении крупной сделки, связанной с размещением акций, в Законе никаких положений не содержится (статьей 78 Закона лишь предусмотрено, что размер крупной сделки, связанной с размещением акций, определяется в процентном отношении от ранее размещенных акций общества).
Довод представителя ФКЦБ России о том, что в соответствии с возложенными на федеральную комиссию полномочиями она вправе была бы в принципе применить по аналогии нормы ст. 79 Закона к порядку совершения крупных сделок с эмиссионными ценными бумагами при их размещении, если бы эти отношения не были в части компетенции общего собрания акционеров и совета директоров по принятию решений урегулированы законодателем.
Между тем согласно пп. 18 п. 1 ст. 48 Федерального закона "Об акционерных обществах" компетенция общего собрания акционеров в части решения вопроса о совершении крупных сделок ограничена лишь сделками, связанными с приобретением и отчуждением обществом имущества, в случаях, предусмотренных статьей 79 настоящего Федерального закона (как указано выше, и это не оспаривается представителем ФКЦБ России, статьей 79 Закона регламентирован лишь порядок принятия решения об осуществлении крупной сделки с имуществом, стоимость которого определяется в соответствии с балансовой стоимостью).
Полномочия же совета директоров (наблюдательного совета) общества по вопросу о заключении крупных сделок определены п. 17 ст. 65 Федерального закона "Об акционерных обществах", согласно которому к его компетенции отнесен вопрос по заключению крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением обществом имущества, в случаях, предусмотренных главой X настоящего Федерального закона (эта глава Закона предусматривает возможность совершения обществом крупной сделки, как связанной с приобретением или отчуждением обществом имущества, так и сделки, связанной с размещением обыкновенных акций либо привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные акции).
Данным положениям Федерального закона явно противоречат абзацы 2, 3 и 4 пункта 4.4 Стандартов, в которых, в частности, предусмотрено, что решение о согласии на совершение крупной сделки (связанной с размещением обыкновенных акций либо привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные акции) вправе дать совет директоров лишь в том случае, если эти акции составляют от 25 до 50% ранее размещенных акций (абзац 2), а если акции составляют свыше 50% ранее размещенных обыкновенных акций, такое решение должно приниматься общим собранием акционеров (абзац 3).
Противоречит положение абзаца 2 пункта 4.4 Стандартов, предусматривающее необходимость единогласного принятия советом директоров общества решения о согласии на совершение крупной сделки, связанной с размещением обыкновенных акций (при их определенном процентном отношении), а в случае недостижения единогласного принятия такого решения - возможность о вынесении этого вопроса на решение общего собрания акционеров и ст. 68 Федерального закона "Об акционерных обществах", которая не предусматривает такую процедуру принятия решения советом директоров, как единогласное принятие (процедура же принятия советом директоров решений о совершении сделок касается, как указано выше, лишь крупных сделок, связанных с приобретением или отчуждением обществом имущества, а не размещением акций).
В связи с этим неправомерной является и ссылка во 2-м абзаце п. 4.4 Стандартов на ст. 79 Закона, которая не распространяется на совершение крупных сделок, связанных с размещением акций.
Абзац 4 пункта 4.4 Стандартов в части указания на право акционеров - владельцев голосующих акций требовать выкупа принадлежащих им акций в соответствии со ст. 75 Федерального закона "Об акционерных обществах" (при принятии общим собранием общества решения о согласии на совершение крупной сделки, связанной с размещением обыкновенных акций) противоречит, кроме приведенных выше норм Закона, также и положению п. 1 ст. 75 и п. 2 ст. 79 Закона.
В пункте 1 ст. 75 Закона, предусматривающем право акционеров - владельцев голосующих акций требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций (в том числе в случае совершения крупной сделки), предусмотрено, что решение о совершении такой сделки общее собрание акционеров должно принимать в соответствии с п. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона.
То есть законодатель предоставляет общему собранию акционеров право для принятия в подобных случаях решения о совершении лишь такой крупной сделки, которая связана опять же с приобретением или отчуждением обществом имущества, а не с размещением обыкновенных акций, поскольку ст. 79 Закона регулирует порядок принятия решений по совершению крупной сделки, связанной лишь с имуществом.
При таком положении и абзацем 4 пункта 4.4 Стандартов ФКЦБ России неправомерно наделила общее собрание акционеров общества правом принимать решение о согласии на совершение крупной сделки, связанной с размещением акций.
По изложенным основаниям выводы суда первой инстанции о соответствии оспоренных заявительницей абзацев 2, 3 и 4 пункта 4.4 Стандартов требованиям Закона являются ошибочными, а вынесенное по делу судебное решение в приведенной части не может быть признано законным и подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся материалов, а при применении к возникшему спору суд неправильно истолковал Закон и не применил другой закон, подлежащий применению, Кассационная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об удовлетворении жалобы в части оспаривания абзацев 2, 3 и 4 пункта 4.4 Стандартов.
Руководствуясь п. 4 ст. 305, п. 4 ст. 306 и п. п. 1, 3 ст. 307 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 мая 2000 года отменить в части; признать недействительными абзацы 2, 3 и 4 пункта 4.4 "Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии", утвержденных Постановлением ФКЦБ России от 17 сентября 1996 года N 19 в редакции Постановления ФКЦБ России от 11 ноября 1998 года N 47.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Соповой О.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии:
М.Н.ЛАВРЕНТЬЕВА
Н.К.ТОЛЧЕЕВ