ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 28 июля 1995 г. N С1-7/ОП-434
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ, ПРИНЯТЫХ НА СОВЕЩАНИЯХ
ПО СУДЕБНО - АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКЕ
1. О правомерности проведения конкурса на право заключать договор аренды нежилого помещения до истечения срока действия ранее заключенного договора аренды этого помещения
Действующим законодательством не запрещено проведение конкурса на право заключать договор аренды нежилого помещения до истечения срока действия ранее заключенного арендного договора. Однако при проведении арендодателем такого конкурса в условиях его проведения должно быть указано, что новый договор может быть заключен только после истечения срока действия первоначального договора. Если же на конкурс выставлено имущество, обремененное соответствующими обязательствами, но без этой оговорки, арендатор вправе предъявить в суд требование о признании конкурса недействительным.
При проведении конкурса арендодатель должен поставить в известность его участников о том, что арендатор, имеющий с арендодателем договор, обладает преимущественным перед другими лицами правом на его возобновление.
Поскольку согласно пункту 3 статьи 86 Основ гражданского законодательства арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на возобновление договора, он вправе потребовать от арендодателя возобновить с ним договор на условиях, на которых договор мог быть заключен с победителем конкурса, независимо от того, являлся ли арендатор участником конкурса или не являлся.
Если с победителем конкурса договор аренды еще не заключен, а арендодатель уклоняется от заключения договора с прежним арендатором, последний вправе обратиться в арбитражный суд с иском об обязании арендодателя заключить с ним договор аренды на условиях, предложенных победителем конкурса. При доказанности требований арендатора они подлежат удовлетворению.
В случае, когда с победителем конкурса уже заключен договор аренды, прежний арендатор может предъявить к арендодателю соответствующий иск о возобновлении с ним договора аренды. При этом в качестве третьего лица привлекается победитель конкурса, с которым заключен договор. При подтверждении требований прежнего арендатора суд производит замену арендатора, заключившего договор аренды, указывая об этом в решении.
2. О применении Правил перевозки экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции не в прямом международном сообщении, в случаях отгрузки таких грузов портами, расположенными в Литовской, Эстонской и Латвийской республиках
Правилами перевозок экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции не в прямом международном сообщении, утвержденными 22.01.91 МПС СССР, Минморфлотом СССР и Минвнешэкономсвязи СССР по поручению Совета Министров СССР (Постановление Совета Министров СССР от 13.12.90 N 1274), были установлены: порядок отгрузки импортных грузов из морских портов, определение их количества и веса при погрузке в вагоны и ответственность морских портов и железных дорог за утрату, недостачу, порчу и повреждение импортных грузов, прибывших в пункт назначения в исправном вагоне и с неповрежденной пломбой порта. Это Постановление не вносило изменений в Устав железных дорог.
По сообщению компетентных органов Латвийской, Литовской и Эстонской республик, на территориях этих государств Правила перевозки экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции не в прямом международном сообщении, не применяются.
Порты, отгружающие импортные грузы, являются обычными грузоотправителями, и железные дороги при приеме от порта к перевозке импортного груза не проверяют количество, его вес.
Долевая ответственность железной дороги и порта перед получателем за утрату, недостачу, порчу и повреждение импортных грузов, прибывших в пункт назначения в исправном вагоне и с неповрежденной пломбой порта, установлена Постановлением Совета Министров СССР N 1274 и указанными выше Правилами, которые не применяются на территориях Латвийской, Литовской, Эстонской республик. Поэтому на железную дорогу не может быть возложена ответственность за недостачу, порчу и повреждение грузов, поступивших из портов указанных государств за исправными пломбами портов и в исправных вагонах.
В Правилах перевозки экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции не в прямом международном сообщении, которые применяются на территории Российской Федерации, предусмотрено, что выдача импортных грузов получателям на станции назначения, в том числе прибывших в исправных вагонах с неповрежденными пломбами, производится приемосдатчиком железной дороги с проверкой количества мест, а в соответствующих случаях - массы и состояния груза.
Следовательно, дорога при выдаче грузополучателям импортного груза, отгруженного морскими портами Литовской, Латвийской и Эстонской республик, должна проверить количество, вес и состояние груза, а при установлении недостачи, порчи и повреждения груза - составить коммерческий акт и в том случае, когда груз поступил в исправном вагоне и с исправными пломбами порта.
3. О правомерности применения к банкам, нарушающим п. 2.3 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, санкций, предусмотренных п. 4 ст. 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и пп. "з" пункта 12 "Положения о Федеральном казначействе Российской Федерации"
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" банкам и кредитным учреждениям запрещено задерживать исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет или во внебюджетный фонд и использовать неперечисленные налоги в качестве кредитных ресурсов. При установлении таких фактов налоговому органу предоставлено право взыскивать полученный доход в федеральный бюджет и привлекать руководителей этих учреждений к административной ответственности. Эта ответственность не освобождает банк от других видов ответственности.
Часть 4 ст. 15 Закона об ответственности банков и кредитных учреждений за несвоевременное выполнение поручений налогоплательщиков по перечислению суммы налога следует применять в совокупности с частью 3 этой статьи. При этом банки и кредитные учреждения обязаны выполнять поручения налогоплательщиков о перечислении в бюджет или во внебюджетный фонд суммы налогов в сроки, указанные в п. 2.3 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации.
Предусмотренная частью 4 статьи 15 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" ответственность банков и кредитных учреждений наступает за нарушение установленных п. 2.3 Положения сроков выполнения поручения налогоплательщиков по перечислению налогов и в том случае, когда банк перечислил суммы в установленные для налогоплательщика сроки уплаты налогов.
4. На какие акционерные общества распространяется действие пункта 9.10 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий.
До какого момента правовое положение акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, регулируется законодательством о приватизации
Указом Президента Российской Федерации
от 24.12.93 N 2284 утверждена Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи
96 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" Государственной программой приватизации устанавливаются цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации. В связи с этим нормы, содержащиеся в Государственной программе приватизации, не могут применяться к отношениям вне сферы приватизации. Поэтому Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, и, в частности, пункт 9.10 о защите прав акционеров, распространяется на акционерные общества, созданные в процессе приватизации. Последний абзац пункта 9.10.2 указанной программы применяется в случае, когда в государственной (муниципальной) собственности находится не более 25 процентов акций данного акционерного общества.
Законами и иными правовыми актами о приватизации государственных и муниципальных предприятий следует руководствоваться до полного завершения процесса приватизации, то есть до полной распродажи акций, принадлежащих государству, или до прекращения действия золотой акции, если иное не будет предусмотрено законом или другим правовым актом.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ