НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 29.07.2021 № АКПИ21-360

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № АКПИ21-360

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Москва 29 июля 2021 г. 

Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда
Российской Федерации ФИО1
при секретаре Глазковой А.В.
с участием прокурора Власовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению ФИО2 о  признании частично недействующим абзаца первого пункта 8 Порядка выдачи  удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской  Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской  Федерации от 29 сентября 2017 г. № 595, 

установил:

приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября  2017 г. № 595 (далее - Приказ) утвержден Порядок выдачи удостоверений  ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации  (далее - Порядок). Нормативный правовой акт опубликован 25 октября 2017 г.  на «Официальном интернет-портал правовой информации  пир:/Лулу\у.ргауо.§оу.ги», зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской  Федерации (далее - Минюст России) 24 октября 2017 г., № 48654. 

В соответствии с абзацем первым пункта 8 Порядка выдача  удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской  Федерации осуществляется на основании заявления (рапорта), вместе с  которым представляются две фотографии (для военнослужащих в военной  форме одежды) размером 3x4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия  паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих),  и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии 


в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах,  обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении,  прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие,  убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные  удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки  и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в  соответствии с законодательством Российской Федерации). 

ФИО2. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с  административным исковым заявлением о признании не действующим абзаца  первого пункта 8 Порядка в части, возлагающей на лицо, обратившееся за  выдачей удостоверения ветерана боевых действий, обязанность представлять  подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых  действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах,  обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении,  прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие,  убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные  удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки  и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в  соответствии с законодательством Российской Федерации), ссылаясь на то, что  оспариваемое положение в нарушение статьи 4 Федерального закона от 27 мая  1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный  закон № 76-ФЗ) допускает не учитывать интересы военнослужащих, ранее  получивших удостоверения ветерана боевых действий, и налагает на него  обязанность по представлению в военный комиссариат выписок из приказов  командиров воинских частей о направлении в войсковую часть для участия в  контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона. 

В обоснование своего требования административный истец указал, что  ранее проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах  Российской Федерации, получает военную пенсию, в 2004 году получил  удостоверение ветерана боевых действий, а в 2014 году - его дубликат. При  переезде из г. Абакана на новое место жительство в г. Москву с октября 2018 г.  военный комиссариат г. Москвы прекратил ему начислять ежемесячную  доплату к военной пенсии как ветерану боевых действий. В ответ на его  письменное заявление военный комиссариат г. Москвы отказал в назначении  выплаты со ссылкой на оспариваемую норму, предложив ему представить  выписки из приказов командира войсковой части об убытии в Чеченскую  Республику. Действия военного комиссариата он оспорил в Мещанский  районный суд г. Москвы, решением которого ему отказано в удовлетворении  требования. В настоящее время решение обжаловано им в апелляционном  порядке в Московский городской суд. 

По мнению административного истца, оспариваемая норма не отвечает  принципу правовой определенности, что влечет неоднозначное толкование,  позволяющее органу, к компетенции которого относится рассмотрение и  решение вопроса о выдаче заявителю удостоверения, применять ее по 


собственному усмотрению, в том числе и к лицам, ранее получившим  указанное удостоверение. 

В судебном заседании ФИО2. поддержал заявленное требование,  просил его удовлетворить. 

Административный ответчик Министерство обороны Российской  Федерации (далее - Минобороны России) и заинтересованное лицо Минюст  России в письменных возражениях на административное исковое заявление  указали на то, что Приказ издан уполномоченным федеральным органом  исполнительной власти, оспариваемое положение не противоречит актам  большей юридической силы и не нарушает права, свободы и законные  интересы административного истца, поскольку не обязывает заявителя,  обратившегося с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых  действий, представлять документы, находящиеся в распоряжении  государственных органов, так как данные документы представляются  заявителями только при наличии, их непредставление не является основанием  для отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий. Помимо этого  оспариваемое положение не распространяет свое действие на  административного истца в части выдачи удостоверения ветерана боевых  действий, которое было им получено в 2004 году, а дубликат - в 2014 году, так  как было издано в 2017 году, и может быть применено к ФИО2. лишь в  части выдачи дубликата удостоверения. Доводы административного искового  заявления направлены на оспаривание решения Мещанского районного суда от  2 декабря 2020 г. по гражданскому делу № 2-11203/2020, которое  апелляционным определением Московского городского суда от 18 мая 2021 г.  отменено. 

В судебном заседании представители Минобороны России - ФИО3., ФИО4, Минюста России - ФИО5 поддержали  изложенные в возражениях правовые позиции, просили отказать в  удовлетворении административного иска. 

Выслушав стороны, заинтересованное лицо, проверив нормативный  правовой акт в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым  актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора  Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей в  удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный  Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения  заявленного требования. 

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской  Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь,  активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает  Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», пунктом 1  статьи 28 которого закреплено, что реализация мер социальной поддержки  ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников  Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется  при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для  каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов 


войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых  действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством  Российской Федерации. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря  2003 г. № 763 утверждены единый образец бланка удостоверения ветерана  боевых действий, описание бланка удостоверения ветерана боевых действий, а  также инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения  ветерана боевых действий (далее - Инструкция). 

Пунктом 2 Инструкции установлено, что выдача удостоверений  производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных  органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и  органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по  заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы. 

В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской  Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от  16 августа 2004 г. № 1082, Минобороны России является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации  государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области  обороны, иные установленные федеральными конституционными законами,  федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации функции в этой области, осуществляет  самостоятельно на основании и во исполнение Конституции Российской  Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов,  актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской  Федерации правовое регулирование в установленной сфере деятельности.  Минобороны России возглавляет Министр обороны Российской Федерации,  который издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции,  уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, дает  указания, организует и проверяет их исполнение (пункты 1, 7, 9 и 10). 

Приказ, утвердивший Порядок, издан Минобороны России во исполнение  пункта 2 Инструкции, был представлен на государственную регистрацию в  Минюст России в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных  правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их  государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства  Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, по результатам  проведенных правовой и антикоррупционной экспертиз зарегистрирован  Минюстом России и опубликован на «Официальном интернет-портале  правовой информации» (\\г\у\у.ргауо.§оу.ги). 

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и  муниципальных услуг соответственно федеральными органами  исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов,  исполнительными органами государственной власти субъектов Российской  Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного  самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные  полномочия, регулирует Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об 


организации предоставления государственных и муниципальных услуг»,  согласно которому органы, предоставляющие государственные услуги, и  органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от  заявителя представления документов и информации, которые находятся в  распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов,  предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов,  органов местного самоуправления либо подведомственных государственным  органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в  предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 этого федерального закона  государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными  правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами  субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за  исключением документов, включенных в определенный частью 6 данной  статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные  документы и информацию в органы, предоставляющие государственные  услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной  инициативе (статья 1, пункт 2 части 1 статьи 7). 

Оспариваемый абзац первый пункта 8 Порядка, как ошибочно полагает  административный истец, не обязывает заявителя, обратившегося с заявлением  о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, представлять документы,  находящиеся в распоряжении государственных органов, поскольку  предусматривает представление подтверждающих документов (выписки из  приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях,  заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных  задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава,  постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты,  командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки),  трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии,  заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации) только  при их наличии, что соответствует приведенным положениям Федерального  закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ. 

Помимо этого, пунктом 10 Порядка предусмотрено, что в случае  отсутствия у заявителя документов, предусмотренных пунктами 8-9 Порядка,  должностными лицами, приведенными в этом пункте, организуется работа по  розыску указанных документов (абзац шестой). 

Не противоречит оспариваемая норма и статье 4 Федерального  закона № 76-ФЗ, определяющей правовые основы статуса военнослужащих,  согласно пункту 2 которой правовые и социальные гарантии военнослужащим,  включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов  обеспечения, предусмотренные этим федеральным законом, не могут быть  отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными  правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений  и дополнений в поименованный федеральный закон. 

Вопреки доводам административного истца, оспариваемое положение не  регулирует правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры 


их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения,  предусмотренные названным федеральным законом, также не содержит  положений, устанавливающих основания для отказа в предоставлении  ежемесячной денежной выплаты ветеранам боевых действий, предусмотренной  статьей 231 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». 

Положение абзаца первого пункта 8 Порядка каких-либо неясностей,  приводящих к неоднозначному толкованию, не содержит, распространяется на  лиц, обратившихся за выдачей удостоверения ветерана боевых действий  впервые. 

Неправильное применение оспариваемой нормы, повлекшее отказ в  назначении ежемесячной доплаты, не является основанием для признания ее  недействующей. 

С учетом того, что Порядок в оспариваемой части соответствует  нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не  нарушает права, свободы и законные интересы административного истца,  заявленное требование в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворению  не подлежит. 

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской  Федерации 

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 о признании частично недействующим абзаца первого  пункта 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в  Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного приказом  Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 595,  отказать. 

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия  в окончательной форме. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации ФИО1