ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № АКПИ21-360
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Москва 29 июля 2021 г.
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда
Российской Федерации ФИО1
при секретаре Глазковой А.В.
с участием прокурора Власовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 о признании частично недействующим абзаца первого пункта 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 595,
установил:
приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 595 (далее - Приказ) утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Порядок). Нормативный правовой акт опубликован 25 октября 2017 г. на «Официальном интернет-портал правовой информации пир:/Лулу\у.ргауо.§оу.ги», зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 24 октября 2017 г., № 48654.
В соответствии с абзацем первым пункта 8 Порядка выдача удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации осуществляется на основании заявления (рапорта), вместе с которым представляются две фотографии (для военнослужащих в военной форме одежды) размером 3x4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии
в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации).
ФИО2. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим абзаца первого пункта 8 Порядка в части, возлагающей на лицо, обратившееся за выдачей удостоверения ветерана боевых действий, обязанность представлять подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), ссылаясь на то, что оспариваемое положение в нарушение статьи 4 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон № 76-ФЗ) допускает не учитывать интересы военнослужащих, ранее получивших удостоверения ветерана боевых действий, и налагает на него обязанность по представлению в военный комиссариат выписок из приказов командиров воинских частей о направлении в войсковую часть для участия в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона.
В обоснование своего требования административный истец указал, что ранее проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, получает военную пенсию, в 2004 году получил удостоверение ветерана боевых действий, а в 2014 году - его дубликат. При переезде из г. Абакана на новое место жительство в г. Москву с октября 2018 г. военный комиссариат г. Москвы прекратил ему начислять ежемесячную доплату к военной пенсии как ветерану боевых действий. В ответ на его письменное заявление военный комиссариат г. Москвы отказал в назначении выплаты со ссылкой на оспариваемую норму, предложив ему представить выписки из приказов командира войсковой части об убытии в Чеченскую Республику. Действия военного комиссариата он оспорил в Мещанский районный суд г. Москвы, решением которого ему отказано в удовлетворении требования. В настоящее время решение обжаловано им в апелляционном порядке в Московский городской суд.
По мнению административного истца, оспариваемая норма не отвечает принципу правовой определенности, что влечет неоднозначное толкование, позволяющее органу, к компетенции которого относится рассмотрение и решение вопроса о выдаче заявителю удостоверения, применять ее по
собственному усмотрению, в том числе и к лицам, ранее получившим указанное удостоверение.
В судебном заседании ФИО2. поддержал заявленное требование, просил его удовлетворить.
Административный ответчик Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) и заинтересованное лицо Минюст России в письменных возражениях на административное исковое заявление указали на то, что Приказ издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, оспариваемое положение не противоречит актам большей юридической силы и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку не обязывает заявителя, обратившегося с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, представлять документы, находящиеся в распоряжении государственных органов, так как данные документы представляются заявителями только при наличии, их непредставление не является основанием для отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий. Помимо этого оспариваемое положение не распространяет свое действие на административного истца в части выдачи удостоверения ветерана боевых действий, которое было им получено в 2004 году, а дубликат - в 2014 году, так как было издано в 2017 году, и может быть применено к ФИО2. лишь в части выдачи дубликата удостоверения. Доводы административного искового заявления направлены на оспаривание решения Мещанского районного суда от 2 декабря 2020 г. по гражданскому делу № 2-11203/2020, которое апелляционным определением Московского городского суда от 18 мая 2021 г. отменено.
В судебном заседании представители Минобороны России - ФИО3., ФИО4, Минюста России - ФИО5 поддержали изложенные в возражениях правовые позиции, просили отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав стороны, заинтересованное лицо, проверив нормативный правовой акт в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», пунктом 1 статьи 28 которого закреплено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов
войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 утверждены единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, описание бланка удостоверения ветерана боевых действий, а также инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий (далее - Инструкция).
Пунктом 2 Инструкции установлено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, осуществляет самостоятельно на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовое регулирование в установленной сфере деятельности. Минобороны России возглавляет Министр обороны Российской Федерации, который издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, дает указания, организует и проверяет их исполнение (пункты 1, 7, 9 и 10).
Приказ, утвердивший Порядок, издан Минобороны России во исполнение пункта 2 Инструкции, был представлен на государственную регистрацию в Минюст России в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, по результатам проведенных правовой и антикоррупционной экспертиз зарегистрирован Минюстом России и опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (\\г\у\у.ргауо.§оу.ги).
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулирует Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об
организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которому органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 этого федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 данной статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе (статья 1, пункт 2 части 1 статьи 7).
Оспариваемый абзац первый пункта 8 Порядка, как ошибочно полагает административный истец, не обязывает заявителя, обратившегося с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, представлять документы, находящиеся в распоряжении государственных органов, поскольку предусматривает представление подтверждающих документов (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации) только при их наличии, что соответствует приведенным положениям Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ.
Помимо этого, пунктом 10 Порядка предусмотрено, что в случае отсутствия у заявителя документов, предусмотренных пунктами 8-9 Порядка, должностными лицами, приведенными в этом пункте, организуется работа по розыску указанных документов (абзац шестой).
Не противоречит оспариваемая норма и статье 4 Федерального закона № 76-ФЗ, определяющей правовые основы статуса военнослужащих, согласно пункту 2 которой правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные этим федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в поименованный федеральный закон.
Вопреки доводам административного истца, оспариваемое положение не регулирует правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры
их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные названным федеральным законом, также не содержит положений, устанавливающих основания для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты ветеранам боевых действий, предусмотренной статьей 231 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Положение абзаца первого пункта 8 Порядка каких-либо неясностей, приводящих к неоднозначному толкованию, не содержит, распространяется на лиц, обратившихся за выдачей удостоверения ветерана боевых действий впервые.
Неправильное применение оспариваемой нормы, повлекшее отказ в назначении ежемесячной доплаты, не является основанием для признания ее недействующей.
С учетом того, что Порядок в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, заявленное требование в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 о признании частично недействующим абзаца первого пункта 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 595, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации ФИО1