НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 20.03.2006 № ВКПИ06-21

Верховный Суд Российской Федерации
РЕШЕНИЕ № ВКПИ 06-21
Именем Российской Федерации

г. Москва 20 марта 2006г.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе  председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал- майора юстиции Соловьева А.И., при секретаре Шароватовои И.А., с участием  представителя Правительства Российской Федерации и Министра обороны  Российской Федерации - начальника группы 2 отдела 1 управления Главного  финансово-экономического управления Министерства обороны Российской  Федерации полковника Герасимчика В.В.и старшего военного прокурора отдела 6  управления Главной военной прокуратуры РФ полковника юстиции Багателия  В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению  военнослужащего войсковой части <...> майора Сергеева А.А. о признании абзаца 5 пункта 17 Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941  «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и  пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров,  прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по  контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в  органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях  и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской  Федерации» и абзаца 1 пункта 12 Инструкции об отдельных выплатах  военнослужащим и членам их семей (приложение к приказу Министра обороны  Российской Федерации от 27 августа 2000 года № 450), противоречащих пункту 3  статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года   № 76-ФЗ в части касающейся зачета единовременных пособий выплаченных при  предыдущих увольнениях со службы военнослужащим-гражданам,  увольняющимся с военной службы по достижении предельного возраста  пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с  организационно-штатными мероприятиями, 

установила:

Сергеев А.А. обратился в Верховный Суд с заявлением, в котором просит  признать противоречащими пункту 3 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в части касающейся зачета единовременных пособий  выплаченных при предыдущих увольнениях со службы военнослужащим,  увольняющимся с военной службы по достижении ими предельного возраста  пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с  организационно-штатными мероприятиями абзаца 5 пункта 17 Постановления 

Совета Министров-Правительства Российской Федерации № 941, а также абзаца 1  пункта 12 Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и членам их  семей (приложение к приказу Министра обороны РФ № 450). 

По мнению заявителя, содержащиеся в пятом абзаце пункта 17  Постановления Совета Министров- Правительства Российской Федерации № 941  и в первом абзаце пункта 12 Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим  и членам их семей положения нарушают его имущественные права,  предоставленные ч.З ст.35 Конституции Российской Федерации и Федеральным  законом «О статусе военнослужащих». Согласно абзацов 1 и 2 пункта 3 статьи 23  Закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим при увольнении с военной  службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе,  состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями  выплачивается единовременное пособие в зависимости от общей  продолжительности военной службы. Размер и порядок выплаты указанного во  втором пункте единовременного пособия гражданам, уволенным с военной  службы по другим основаниям, определяется Правительством Российской  Федерации. 

Кроме того, заявитель просит обязать другую сторону возместить ему  судебные расходы в сумме <...> руб., затраченные на оплату юридических услуг и  пошлины при подготовке и подаче заявления в суд. 

В возражениях на заявление представитель Правительства Российской  Федерации и Министра обороны РФ - начальник группы 2 отдела 1 управления  Главного финансово-экономического управления Министерства обороны РФ  полковник Герасимчик В.В., полагая, что указанные в заявлении Сергеева А.А.  нормативные правовые акты Правительства РФ и Министра обороны РФ изданы в  соответствии и с учетом установленных действующим законодательством норм,  просил суд в удовлетворении его необоснованных требований отказать. 

В связи с ходатайством заявителя гражданское дело, с учетом мнения  других лиц, участвующих в деле, рассмотрено в отсутствие Сергеева А.А. 

Представитель Правительства Российской Федерации и Министерства  обороны РФ Герасимчик ВВ. возражал против удовлетворения требований  Сергеева и заявил, что Правительство РФ принимая Постановление от 22  сентября 1993 года № 941 положений Конституции Российской Федерации и  Федерального закона от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» не  нарушало, как и Министр обороны РФ при издании приказа № 450 от 27 августа  2000 года. 

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя  Правительства РФ и Министра обороны РФ, заключение старшего военного  прокурора отдела Главной военной прокуратуры Багателия В.И., полагавшего  необходимым заявителю в удовлетворении требований отказать, Военная  коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит заявление Сергеева не  подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. 

В пункте 3 ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»  указано, что право на выплату единовременного пособия в соответствующих  размерах имеют военнослужащие, увольняемые с военной службы по достижении  ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья  или в связи с организационно-штатными мероприятиями и в зависимости от  общей продолжительности военной службы. При этом принятой нормой этим военнослужащим не установлена повторная выплата указанного пособия в том же  размере за аналогичную общую продолжительность военной службы при каждом  их последующем увольнении по вышеуказанным основаниям. Правительство  Российской Федерации, будучи наделенным Конституцией Российской Федерации  издавать обязательные к исполнению в Российской Федерации постановления во  исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов  Президента Российской Федерации, издало Постановление от 22 сентября 1993  года № 941, абзац 5 пункта 17, которого оспаривает заявитель, как  противоречащий пункту 3 статьи 23 Закона «О статусе военнослужащих». Анализ  указанного абзаца показывает, что его положения полностью вытекают из  упомянутого пункта Закона «О статусе военнослужащих». В указанной норме  Постановления прямо указано, что в случае повторного определения на службу  военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних  дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно- исполнительной системы единовременное пособие при последующем увольнении  их со службы выплачивается исходя из общей выслуги лет на день последнего  увольнения с зачетом пособий, выплаченных при предыдущих увольнениях со  службы, (в месячных окладах денежного содержания), но не менее чем в размере  двухмесячного оклада денежного содержания. Таким образом, издавая  Постановление, Правительство РФ не отступило от базовых критериев,  заложенных в пункте 3 ст.23 Закона «О статусе военнослужащих», на основании  которых выплачивается единовременное пособие при увольнении  военнослужащих и других граждан с военной службы. Данная норма  Постановления не только не понижает их социальные гарантии,  предусмотренные названным Федеральным законом, а наоборот гарантирует им  независимо от оснований увольнения обязательную выплату единовременного  пособия с зачетом ранее выплаченных им пособий, но не менее установленного  Постановлением размера. 

Учитывая, что Сергееву А.А. при увольнении с военной службы в связи с  организационно-штатными мероприятиями с учетом его общей  продолжительности военной службы (более 20 лет) в 1999 году было выплачено  единовременное пособие в размере 20 окладов денежного содержания, для  повторной выплаты ему в таком же размере единовременного пособия при  последующем увольнении с военной службы по достижении предельного возраста  пребывания на военной службе законных оснований не имеется. 

Что же касается оспариваемого заявителем первого абзаца пункта 12  Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей,  являющейся приложением к приказу Министра обороны Российской Федерации от  27 августа 2000 года № 450, то он также не противоречит пункту 3 статьи 23 ФЗ  «О статусе военнослужащих», поскольку указанный приказ издан в пределах  компентенции Министра обороны Российской Федерации на основе и во  исполнение федерального закона «О статусе военнослужащих» и Постановления  Совета Министров- Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993  года № 941, определивших порядок и размеры выплаты военнослужащим и другим лицам единовременного пособия при первичном увольнении их со службы и при  увольнении после повторного определения их на службу - соответственно. 

Утверждение заявителя о том, что указанные им положения нормативных  актов противоречат и предписаниям ч.З ст.35 Конституции Российской Федерации  является беспредметным, поскольку эта норма Основного закона не регулирует  правовые отношения, вытекающие из оспариваемых им норм. 

С учетом изложенного, в соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ, отсутствуют  основания и для возмещения судебных расходов, понесенных заявителем. 

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия  Верховного Суда РФ, 

решила:

В удовлетворении заявления Сергеева А.А. о признании абзаца 5 пункта 17 Постановления Совета Министров-Правительства  Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления  выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам,  проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и  военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат,  матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел,  Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации» и абзаца 1 пункта  12 Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей,  являющейся приложением к приказу Министра обороны Российской Федерации от  27 августа 2000 года № 450 противоречащих пункту 3 статьи 23 Федерального  закона «О статусе военнослужащих» в части касающейся зачета единовременных  пособий выплаченных при предыдущих увольнениях со службы военнослужащим- гражданам, увольняющимся с военной службы по достижении ими предельного  возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с  организационно-штатными мероприятиями -отказать. 

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного  Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации А.И.Соловьев