Верховный Суд Российской Федерации
РЕШЕНИЕ № ВКПИ 06-21
Именем Российской Федерации
г. Москва 20 марта 2006г.
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал- майора юстиции Соловьева А.И., при секретаре Шароватовои И.А., с участием представителя Правительства Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации - начальника группы 2 отдела 1 управления Главного финансово-экономического управления Министерства обороны Российской Федерации полковника Герасимчика В.В.и старшего военного прокурора отдела 6 управления Главной военной прокуратуры РФ полковника юстиции Багателия В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части <...> майора Сергеева А.А. о признании абзаца 5 пункта 17 Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации» и абзаца 1 пункта 12 Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей (приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации от 27 августа 2000 года № 450), противоречащих пункту 3 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ в части касающейся зачета единовременных пособий выплаченных при предыдущих увольнениях со службы военнослужащим-гражданам, увольняющимся с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями,
установила:
Сергеев А.А. обратился в Верховный Суд с заявлением, в котором просит признать противоречащими пункту 3 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в части касающейся зачета единовременных пособий выплаченных при предыдущих увольнениях со службы военнослужащим, увольняющимся с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями абзаца 5 пункта 17 Постановления
Совета Министров-Правительства Российской Федерации № 941, а также абзаца 1 пункта 12 Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей (приложение к приказу Министра обороны РФ № 450).
По мнению заявителя, содержащиеся в пятом абзаце пункта 17 Постановления Совета Министров- Правительства Российской Федерации № 941 и в первом абзаце пункта 12 Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей положения нарушают его имущественные права, предоставленные ч.З ст.35 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Согласно абзацов 1 и 2 пункта 3 статьи 23 Закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие в зависимости от общей продолжительности военной службы. Размер и порядок выплаты указанного во втором пункте единовременного пособия гражданам, уволенным с военной службы по другим основаниям, определяется Правительством Российской Федерации.
Кроме того, заявитель просит обязать другую сторону возместить ему судебные расходы в сумме <...> руб., затраченные на оплату юридических услуг и пошлины при подготовке и подаче заявления в суд.
В возражениях на заявление представитель Правительства Российской Федерации и Министра обороны РФ - начальник группы 2 отдела 1 управления Главного финансово-экономического управления Министерства обороны РФ полковник Герасимчик В.В., полагая, что указанные в заявлении Сергеева А.А. нормативные правовые акты Правительства РФ и Министра обороны РФ изданы в соответствии и с учетом установленных действующим законодательством норм, просил суд в удовлетворении его необоснованных требований отказать.
В связи с ходатайством заявителя гражданское дело, с учетом мнения других лиц, участвующих в деле, рассмотрено в отсутствие Сергеева А.А.
Представитель Правительства Российской Федерации и Министерства обороны РФ Герасимчик ВВ. возражал против удовлетворения требований Сергеева и заявил, что Правительство РФ принимая Постановление от 22 сентября 1993 года № 941 положений Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» не нарушало, как и Министр обороны РФ при издании приказа № 450 от 27 августа 2000 года.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя Правительства РФ и Министра обороны РФ, заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры Багателия В.И., полагавшего необходимым заявителю в удовлетворении требований отказать, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит заявление Сергеева не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В пункте 3 ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указано, что право на выплату единовременного пособия в соответствующих размерах имеют военнослужащие, увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и в зависимости от общей продолжительности военной службы. При этом принятой нормой этим военнослужащим не установлена повторная выплата указанного пособия в том же размере за аналогичную общую продолжительность военной службы при каждом их последующем увольнении по вышеуказанным основаниям. Правительство Российской Федерации, будучи наделенным Конституцией Российской Федерации издавать обязательные к исполнению в Российской Федерации постановления во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации, издало Постановление от 22 сентября 1993 года № 941, абзац 5 пункта 17, которого оспаривает заявитель, как противоречащий пункту 3 статьи 23 Закона «О статусе военнослужащих». Анализ указанного абзаца показывает, что его положения полностью вытекают из упомянутого пункта Закона «О статусе военнослужащих». В указанной норме Постановления прямо указано, что в случае повторного определения на службу военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно- исполнительной системы единовременное пособие при последующем увольнении их со службы выплачивается исходя из общей выслуги лет на день последнего увольнения с зачетом пособий, выплаченных при предыдущих увольнениях со службы, (в месячных окладах денежного содержания), но не менее чем в размере двухмесячного оклада денежного содержания. Таким образом, издавая Постановление, Правительство РФ не отступило от базовых критериев, заложенных в пункте 3 ст.23 Закона «О статусе военнослужащих», на основании которых выплачивается единовременное пособие при увольнении военнослужащих и других граждан с военной службы. Данная норма Постановления не только не понижает их социальные гарантии, предусмотренные названным Федеральным законом, а наоборот гарантирует им независимо от оснований увольнения обязательную выплату единовременного пособия с зачетом ранее выплаченных им пособий, но не менее установленного Постановлением размера.
Учитывая, что Сергееву А.А. при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с учетом его общей продолжительности военной службы (более 20 лет) в 1999 году было выплачено единовременное пособие в размере 20 окладов денежного содержания, для повторной выплаты ему в таком же размере единовременного пособия при последующем увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе законных оснований не имеется.
Что же касается оспариваемого заявителем первого абзаца пункта 12 Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей, являющейся приложением к приказу Министра обороны Российской Федерации от 27 августа 2000 года № 450, то он также не противоречит пункту 3 статьи 23 ФЗ «О статусе военнослужащих», поскольку указанный приказ издан в пределах компентенции Министра обороны Российской Федерации на основе и во исполнение федерального закона «О статусе военнослужащих» и Постановления Совета Министров- Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941, определивших порядок и размеры выплаты военнослужащим и другим лицам единовременного пособия при первичном увольнении их со службы и при увольнении после повторного определения их на службу - соответственно.
Утверждение заявителя о том, что указанные им положения нормативных актов противоречат и предписаниям ч.З ст.35 Конституции Российской Федерации является беспредметным, поскольку эта норма Основного закона не регулирует правовые отношения, вытекающие из оспариваемых им норм.
С учетом изложенного, в соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ, отсутствуют основания и для возмещения судебных расходов, понесенных заявителем.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ,
решила:
В удовлетворении заявления Сергеева А.А. о признании абзаца 5 пункта 17 Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации» и абзаца 1 пункта 12 Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей, являющейся приложением к приказу Министра обороны Российской Федерации от 27 августа 2000 года № 450 противоречащих пункту 3 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в части касающейся зачета единовременных пособий выплаченных при предыдущих увольнениях со службы военнослужащим- гражданам, увольняющимся с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями -отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации А.И.Соловьев