НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 19.07.2023 № АКПИ23-487

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № АКПИ23-487

РЕ ШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Москва 19 июля 2023 г. 

Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Нефедова О.Н.
при секретаре Елшиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению Застынчану Сергея Владимировича о  присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в  разумный срок, 

установил:

решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июля 2022 г.,  оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии  по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции  от 22 декабря 2022 г., частично удовлетворены требования Застынчану СВ. о  присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в  разумный срок, ему присуждена компенсация в размере 10 000 руб. и судебные  расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 руб. 

ФИО1. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с  административным исковым заявлением о присуждении компенсации за  нарушением права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере  100 000 руб. 

В обоснование своего требования административный истец указал, что  решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июля 2022 г. до  настоящего времени не исполнено. По его мнению, административный  ответчик не намерен исполнять решение суда, так как трижды возвращал  исполнительный лист: один раз в суд Ямало-Ненецкого автономного округа и  два раза ему. Полагает, что срок исполнения, превысивший девять месяцев, 

не может быть признан разумным, поскольку более чем в три раза превышает 


предусмотренный законом срок для исполнения решения суда о присуждении  компенсации. 

Интересы Российской Федерации в Верховном Суде Российской  Федерации в соответствии с частью 9 статьи 3 Федерального закона  от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на  судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в  разумный срок» (далее - Закон о компенсации) представляет Министерство  финансов Российской Федерации (далее также - Минфин России), в  письменных возражениях на административный иск указавшее, что  исполнительный лист серии <...> поступил на исполнение в  Минфин России 14 декабря 2022 г. Определением суда Ямало-Ненецкого  автономного округа от 1 марта 2023 г. поступившее в суд 20 февраля 2023 г.  заявление Минфина России в лице Управления Федерального казначейства по  Ямало-Ненецкому автономному округу об исправлении описки в решении суда  Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июля 2022 г. оставлено без  удовлетворения с указанием, что обязанность по выплате компенсации за  нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок правомерно  возложена на Федеральную службу исполнения наказаний, в связи с чем  письмом Минфина России от 14 марта 2023 г. № 08-04-09/1449  исполнительный лист возвращен заявителю. Повторно исполнительный лист  поступил в Минфин России 2 июня 2023 г. и согласно пункту 6 статьи 2422  Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит исполнению в течение  трех месяцев. Полагает, что производство по административному делу  подлежит прекращению, поскольку срок, установленный бюджетным  законодательством для исполнения судебного акта, не истек, а  административное исковое заявление подано ранее чем через шесть месяцев со  дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения. 

Административный истец, принимавший участие в судебном заседании  путем использования системы видеоконференц-связи через ФКУ ИК-<...>  УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу, поддержал  заявленное требование, просил его удовлетворить. 

Минфин России письменно заявил ходатайство о рассмотрении  административного дела без участия своего представителя. 

Выслушав административного истца, изучив доводы административного  ответчика, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации  находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по  следующим основаниям. 

Право на судебную защиту признается и гарантируется Конституцией  Российской Федерации (статья 46 Конституции Российской Федерации) и  включает в себя в том числе право на судопроизводство в разумный срок и  право на исполнение судебного акта в разумный срок, которые реализуются  посредством создания государством процессуальных условий для  эффективного и справедливого рассмотрения дела, а также организации и 

обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов. 


В силу части 2 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение  права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение  судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение  имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением  о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и  непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).  При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации  сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе  не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права  на исполнение судебного акта в разумный срок. 

Решение суда по административному делу о присуждении компенсации  подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным  законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 259 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, далее также - КАС РФ). 

В пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при  рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на  судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в  разумный срок» разъяснено, что при исчислении общей продолжительности  исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд  ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт,  взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему  документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 2421 Бюджетного кодекса  Российской Федерации или Федеральным законом от 2 октября 2007 г.   № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в орган, организацию или  должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению  судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного  листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу,  на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до  момента окончания производства по исполнению судебного акта. 

Минфин России, финансовые органы субъектов Российской Федерации и  муниципальных образований осуществляют исполнение судебных актов о  присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в 

разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок в 


течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на  исполнение в соответствующий финансовый орган (пункт 6 статьи 242  Бюджетного кодекса Российской Федерации). 

Как следует из материалов административного дела № За-54/2022,  15 июля 2022 г. решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа,  оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии  по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции  от 22 декабря 2022 г., частично удовлетворены требования ФИО1. о  присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в  разумный срок, ему присуждена компенсация в размере 10 000 руб. и судебные  расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 руб., исполнение  решения возложено на Федеральную службу исполнения наказаний. В этот же  день исполнительный лист серии <...> на сумму 10 000 руб. и  резолютивная часть решения в порядке статьи 353 КАС РФ направлены в  Федеральную службу исполнения наказаний. 24 августа 2022 г. в Федеральную  службу исполнения наказаний направлены исполнительный лист серии <...>   № <...> на сумму 300 рублей и копия решения суда Ямало-Ненецкого  автономного округа от 15 июля 2022 г. 

заявление Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому 


автономному округу об исправлении в решении суда Ямало-Ненецкого  автономного округа от 15 июня 2022 г. описок в части того, что решение  подлежит исполнению Федеральной службой исполнения наказаний  Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, с заменой на  «взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской  Федерации за счет средств казны Российской Федерации». 

Определением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 марта  2023 г. заявление Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому  автономному округу об исправлении описок в решении суда Ямало-Ненецкого  автономного округа от 15 июня 2022 г. оставлено без в удовлетворения. 

Статьей 4 Закона о компенсации установлено, что компенсация за  нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается  за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской  Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом  или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего  бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации  (часть 3). Судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права  на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта  в разумный срок подлежит немедленному исполнению (часть 4). 

В силу пункта 2 части 2 статьи 5 названного закона судебное решение о  присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок  судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства  федерального бюджета, либо судебного акта, возлагающего на федеральные  органы государственной власти, иные органы и организации, наделенные  отдельными государственными или иными публичными полномочиями  Российской Федерации, должностных лиц, государственных служащих  федеральных органов государственной власти обязанность исполнить иные  требования имущественного характера и (или) требования неимущественного  характера, исполняется Министерством финансов Российской Федерации. 

Как установлено материалами дела, решением суда Ямало-Ненецкого  автономного округа от 15 июля 2022 г. исполнение этого решения возложено на  Федеральную службу исполнения наказаний за счет средств федерального  бюджета. 

В результате неверного определения судом Ямало-Ненецкого 

автономного округа органа, которым подлежит исполнение судебного решения, 


исполнительный лист этим судом пять раз направлялся на исполнение:  первоначально в Федеральную службу исполнения наказаний (15 июня 2022 г.),  далее дважды в Федеральное казначейство (8 сентября и 19 октября 2022 г.) и  дважды в Министерство финансов Российской Федерации (29 ноября 2022 г. и  26 апреля 2023 г.). До настоящего времени решение суда не исполнено,  присужденные Застынчану СВ. денежные средства не перечислены. 

На дату вынесения настоящего решения решение суда Ямало-Ненецкого  автономного округа от 15 июля 2022 г. со дня, следующего за днем  изготовления мотивированного решения (20 июля 2022 г.), не исполняется  11 месяцев 29 дней (с 21 июля 2022 г. по 19 июля 2023 г.). 

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от  29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении  дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в  разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»  разъяснил, что компенсация за нарушение права на судопроизводство в  разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок, как  мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного  неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий,  обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от  наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования,  органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов,  иных государственных органов, органов местного самоуправления и их  должностных лиц (абзац третий пункта 1). 

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в  части З1 статьи 353 по решению о присуждении компенсации за нарушение  права на исполнение судебного акта в разумный срок возложил на суд  обязанность направлять исполнительный лист в орган, уполномоченный в  соответствии с бюджетным законодательством исполнять это решение,  определив при этом сроки - не позднее следующего дня после принятия  решения суда в окончательной форме. 

Исходя из того, что обязанность по направлению исполнительного листа  в уполномоченный орган возложена на суд, период со дня, когда суд обязан  направить исполнительной лист в уполномоченный орган на исполнение,  включается в общую продолжительность исполнения судебного акта, и поэтому  административный истец не несет ответственности за направление судом  исполнительного листа в ненадлежащий орган, Верховный Суд Российской  Федерации не может признать состоятельным довод административного  ответчика о необходимости прекращения производства по делу в связи с тем,  что не истек трехмесячный срок со дня поступления исполнительного листа в  Минфин России. 

Верховный Суд Российской Федерации считает право ФИО1. на  исполнение судебного акта в разумный срок нарушенным в период с 21 июля  2022 г. по настоящее время (11 месяцев 29 дней), а срок исполнения

не отвечающим требованиям разумности. 


Учитывая обстоятельства дела, повлекшие нарушение права  административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, и  значимость последствий такого нарушения для административного истца,  Верховный Суд Российской Федерации считает, что требуемая  административным истцом сумма 100 000 руб. является чрезмерной, и  определяет размер компенсации равным 30 000 руб. 

Из материалов дела следует, что при обращении в суд ФИО1.  уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., в связи с чем на  основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации данная сумма подлежит возмещению  административному истцу. 

Решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение  судебного акта в разумный срок подлежит исполнению за счет средств  федерального бюджета Министерством финансов Российской Федерации  (часть 2 статьи 5 Закона о компенсации). 

Руководствуясь статьями 111, 175-180, 259 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской  Федерации 

решил:

административное исковое заявление ФИО1  удовлетворить частично. 

Присудить ФИО1 компенсацию за  нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере  30 000 (тридцати тысяч) руб., а также судебные расходы в размере  300 (трехсот) руб., а всего 30 300 (тридцать тысяч триста) руб., перечислив их  на его лицевой счет в ФКУ ИК-<...> УФСИН России по Ямало-Ненецкому  автономному округу, л/с <...>, ИНН <...>, КПП <...>  БИК <...> расчетный счет <...>, корр.счет (единый  казначейский счет) <...>, банк получателя: <...>, аналитический  код <...>, назначение платежа: ФИО1, <...> года рождения. 

Решение подлежит исполнению Министерством финансов Российской  Федерации за счет средств федерального бюджета. 

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному  исполнению. 

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия  в окончательной форме. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

ФИО2