НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 17.05.2021 № ВКАПИ21-5

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 № ВКАПИ21-5

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

г. Москва 17 мая 2021 г. 

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда Российской Федерации Воронова А.В.
при секретаре Лисицыной А.Г.,

с участием административного истца Брянцева А.П., представителей  заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного  военного прокурора Коробкина А.Н., Тутова В.В., рассмотрев в открытом  судебном заседании административное дело по административному исковому  заявлению Брянцева Андрея Петровича о признании недействующими  пунктов 2.11, 3.7 Инструкции о порядке проведения служебных проверок в  органах военной прокуратуры в отношении прокурорских работников и  военнослужащих, проходящих военную службу на иных должностях,  утвержденной приказом заместителя Генерального прокурора Российской  Федерации - Главного военного прокурора от 24 августа 2016 г. № 99, 

установил:

приказом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора от 24 августа 2016 г. № 99 утверждена  Инструкция о порядке проведения служебных проверок в органах военной  прокуратуры в отношении прокурорских работников и военнослужащих,  проходящих военную службу на иных должностях (далее - Инструкция). 

Согласно пункту 2.11 Инструкции проведение проверки не может  поручаться работнику в случаях, если он состоит в близком родстве с 


проверяемым работником; имеются основания полагать, что у него есть  прямая или косвенная заинтересованность в результатах проверки. 

При наличии таких оснований работник обязан обратиться к  руководителю, назначившему проверку, с рапортом об освобождении его от  участия в проведении проверки. 

В соответствии с пунктом 3.7 Инструкции проверка проводится в  установленный руководителем, ее назначившим, срок или не позднее 30 дней  со дня назначения проверки. 

При необходимости и наличии оснований срок проверки может  продлеваться до 30 дней. 

В срок проверки не включаются периоды временной  нетрудоспособности работника, в отношении которого проводится проверка,  нахождения его в отпуске или командировке. 

Брянцев А.П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с  административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения  требований в судебном заседании просит признать недействующими пункты  2.11 и 3.7 Инструкции. По его мнению, Инструкция официально не  опубликована в нарушение требований части 3 статьи 15 Конституции  Российской Федерации, приказа Генерального прокурора Российской  Федерации от 20 марта 2002 г. № 10 «О порядке официального опубликования  организационно - распорядительных документов Генеральной прокуратуры  Российской Федерации, носящих нормативно - правовой характер», приказа  Генерального прокурора Российской Федерации от 3 апреля 2018 г. № 189 «О  порядке официального опубликования нормативных актов Генеральной  прокуратуры Российской Федерации». Кроме того, положения оспариваемого  пункта 3.7 Инструкции противоречат пункту 3 статьи 288 Федерального закона  от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», статье 81  Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации,  утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007  г. № 1495, пункту 3.5 Инструкции о порядке проведения служебных проверок  в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры  Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора  Российской Федерации от 28 апреля 2016 г. № 255. Также Брянцев А.П.  полагает, что пункт 2.11 Инструкции нарушает его право на объективность и  беспристрастность проводимой проверки, поскольку не содержит  соответствующего дополнительного основания для признания  недействительными ее результатов. 

В обоснование заявленного требования административный истец  указал, что проходит военную службу на должности заместителя военного  прокурора Балтийского флота. В период с 25 сентября по 19 ноября 2020 г.  комиссией Главной военной прокуратуры проведена служебная проверка, по  итогам которой приказом заместителя Генерального прокурора Российской  Федерации - Главного военного прокурора от 19 ноября 2020 г.   № 235-к/385дсп он привлечен к дисциплинарной ответственности и лишен  дополнительных выплат. При этом срок проведения проверки продлевался 22 


октября 2020 г. заместителем Генерального прокурора Российской Федерации  - Главным военным прокурором до 22 ноября 2020 г. на основании пункта 3.7  Инструкции. 

В период нахождения данного административного дела в производстве  Верховного Суда Российской Федерации приказом заместителя Генерального  прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора от 2 апреля  2021 г. № 65 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения служебных  проверок в органах военной прокуратуры в отношении прокурорских  работников и военнослужащих, проходящих военную службу на иных  должностях» приказ, утвердивший оспариваемую Инструкцию, признан  утратившим силу. 

Представители заместителя Генерального прокурора Российской  Федерации - Главного военного прокурора Коробкин А. А. и Тутов ВВ. в  своих возражениях требования административного истца не признали и  просили прекратить производство по административному делу ввиду утраты  силы Инструкции, в связи с чем она перестала затрагивать права, свободы и  законные интересы административного истца или иных лиц. Представители  административного ответчика также сослались на то, что применение в  отношении административного истца в ходе служебной проверки положений  оспариваемой Инструкции не повлекло нарушения его прав, свобод и  законных интересов. 

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации  Максутов Р.А. и директор Департамента регистрации ведомственных  правовых актов Кочетков В.А. в отзыве на административное исковое  заявление указали об отсутствии оснований для государственной регистрации  оспариваемого акта и просили рассмотреть дело без их участия. 

Административный истец, принявший участие в судебном заседании  путем использования систем видеоконференц-связи, заявленные требования  поддержал, возражал против прекращения производства по  административному делу. 

Представители заместителя Генерального прокурора Российской  Федерации - Главного военного прокурора Коробкин А. А. и Тутов ВВ. в  судебном заедании просили прекратить производство по административному  делу по изложенным в возражениях основаниям. Кроме того, они указали,  что положения пункта 2.11 Инструкции соответствуют требованиям пункта  2.12 Инструкции о порядке проведения служебных проверок в отношении  прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской  Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской  Федерации от 28 апреля 2016 г. № 255. 

Обсудив доводы административного истца, изложенные в  административном исковом заявлении, выслушав объяснения сторон, изучив  материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит, что  административное исковое заявление, поданное Брянцевым А.П., подлежит  удовлетворению по следующим основаниям. 


В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской  Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права,  свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если  они не опубликованы официально для всеобщего сведения. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 17 января  1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный  прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры  Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми  работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания,  распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы  организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и  порядок реализации мер материального и социального обеспечения  указанных работников. 

Согласно пункту 1 приказа Генеральной прокуратуры Российской  Федерации от 3 апреля 2018 г. № 189 «О порядке официального  опубликования нормативных актов Генеральной прокуратуры Российской  Федерации», изданного на основании пункта 1 статьи 17 Федерального закона  от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и в  целях совершенствования порядка опубликования нормативных актов  Генеральной прокуратуры Российской Федерации, затрагивающих права,  свободы и обязанности человека и гражданина, нормативные акты  Генерального прокурора Российской Федерации, заместителя Генерального  прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора,  затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина  (нормативные акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации), кроме  актов, содержащих сведения, составляющие государственную или иную  специально охраняемую законом тайну, а также документов для служебного  пользования, подлежат официальному опубликованию в журнале  «Законность». 

В качестве дополнительного источника официального опубликования  определен официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской  Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 

В силу пункта 1 приказа Генеральной прокуратуры Российской  Федерации от 20 марта 2002 г. № 10 «О порядке официального опубликования  организационно - распорядительных документов Генеральной прокуратуры  Российской Федерации, носящих нормативно - правовой характер»,  действовавшего в период издания оспариваемой Инструкции,  организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры  Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер,  затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, кроме  актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или  сведения конфиденциального характера, подлежат опубликованию в журнале  «Законность». 

Из пунктов 1.1 и 1.2 Инструкции следует, что она разработана в  соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О 


прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 27 мая 1998 г.   № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Дисциплинарным уставом  Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом  Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495, и  Инструкцией о порядке проведения служебных проверок в отношении  прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской  Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской  Федерации от 28 апреля 2016 г. № 255. 

Инструкцией регламентируется организация и проведение в органах  военной прокуратуры служебных проверок в отношении прокурорских  работников, проходящих военную службу по контракту, гражданских лиц,  назначенных на прокурорские должности, и военнослужащих, проходящих  военную службу на иных должностях (далее - работники). 

Инструкция содержит правовые нормы (правила поведения),  обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на  неоднократное применение и направленные на урегулирование  правоотношений, связанных с порядком проведения служебных проверок и  привлечения к дисциплинарной ответственности работников военной  прокуратуры. 

Определяя порядок проведения служебных проверок путем введения  дополнительных правил, оспариваемый акт конкретизирует положения  нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу,  связанных с проведением служебных проверок и привлечением к  дисциплинарной ответственности работников прокуратуры. 

Учитывая изложенное, оспариваемая Инструкция по своему  содержанию является нормативным правовым актом, в связи с чем подлежала  обязательному опубликованию для всеобщего сведения. 

Как разъяснено в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения  судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов,  содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными  свойствами», акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая  регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном  порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в  действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не  влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие  правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном  порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании  оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при  оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической  силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в  резолютивной части судебного акта. 

Несоблюдение порядка принятия и введения в действие нормативного  правового акта, а именно отсутствие его официального опубликования, за 


исключением случаев наличия в нем сведений ограниченного  распространения, является достаточным для признания акта недействующим. 

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации по результатам  рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного  правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных  требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный  правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному  нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не  действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной  определенной судом даты. 

Ввиду того, что положения Инструкции, признанной утратившей силу в  период рассмотрения судом данного административного дела, применялись в  отношении административного истца, о чем свидетельствуют исследованные  судом материалы проверки, в том числе сообщение врио начальника  управления кадров Главной военной прокуратуры в адрес врио военного  прокурора Балтийского флота от 22 октября 2020 г. о продлении срока  проверки на основании пункта 3.7 Инструкции, с которым Брянцев А.П. под  роспись был ознакомлен, основания для прекращения производства по делу в  силу части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации отсутствуют. 

Ссылки на обстоятельства и содержание проверки в отношении  Брянцева А.П. в возражениях представителей административного ответчика с  учетом установленного факта применения к нему положений Инструкции о  наличии оснований для прекращения производства по делу не  свидетельствуют. 

Руководствуясь статьями 175, 177, 180, 213, 215 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный  Суд Российской Федерации 

решил:

административное исковое заявление Брянцева Андрея Петровича  удовлетворить. 

Признать недействующей со дня принятия Инструкцию о порядке  проведения служебных проверок в органах военной прокуратуры в  отношении прокурорских работников и военнослужащих, проходящих  военную службу на иных должностях, утвержденной приказом заместителя  Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного  прокурора от 24 августа 2016 г. № 99. 

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его  принятия в окончательной форме. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации А.В. Воронов