НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 08.02.2024 № АКПИ24-87

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № АКПИ24-87

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Москва 8 февраля 2024 г. 

Верховный Суд Российской Федерации в составе  судьи Верховного Суда 

Российской Федерации ФИО1

при секретаре Сибиле Г.В.
с участием прокурора Русакова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению ФИО2 об  оспаривании постановлений Центральной избирательной комиссии Российской  Федерации от 23 июня 2021 г. № 12/94-8 «О размерах и порядке выплаты  компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных  выплат в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва» и  от 13 декабря 2023 г. № 142/1087-8 «О размерах и порядке выплаты  компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также  иных выплат в период подготовки и проведения выборов Президента  Российской Федерации», 

установил:

Данным постановлением установлены: размер компенсации членам  избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных 

избирательных комиссий, участковых избирательных комиссий с правом 


решающего голоса, освобождённым от основной работы на период подготовки  и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации восьмого созыва (приложение № 1); размер  дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену избирательной  комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса,  работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, члену  территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса,  работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, члену  участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в период  подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы  Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва  (приложение № 2); размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения)  члену избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом  решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной)  основе, члену территориальной избирательной комиссии, работающему в  комиссии не на постоянной (штатной) основе, в случае возложения полномочий  окружных избирательных комиссий на избирательную комиссию субъекта  Российской Федерации, территориальную избирательную комиссию в период  подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы  Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва  (приложение № 3); размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения)  члену участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном  участке, образованном на судне, которое в день голосования будет находиться в  плавании, за работу по подготовке и проведению выборов депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  восьмого созыва (приложение № 4); размер дополнительной оплаты труда  (вознаграждения) члену участковой избирательной комиссии по  дистанционному электронному голосованию в городе Москве, на которую  решением Московской городской избирательной комиссии возложены  полномочия иной участковой избирательной комиссии по дистанционному  электронному голосованию, за работу по подготовке и проведению выборов  депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской  Федерации восьмого созыва (приложение № 41) и утверждён Порядок выплаты  компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных  выплат в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва  (приложение № 5). 

Пунктом 6 Постановления № 12/94-8 установлен источник выплат  указанным выше членам избирательных комиссий, работникам аппаратов  избирательных комиссий, работникам федерального государственного  казённого учреждения «Федеральный центр информатизации при Центральной  избирательной комиссии Российской Федерации», гражданам, привлекаемым к  работе в избирательных комиссиях, - за счёт и в пределах средств, выделенных 

избирательной комиссии соответствующего уровня на подготовку и проведение 


выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания  Российской Федерации восьмого созыва. 

Постановление № 12/94-8 действует в редакции постановления ЦИК  России от 28 июня 2023 г. № 120/951-8. 

Поименованным постановлением установлены: размер компенсации  членам избирательных комиссий субъектов Российской Федерации,  территориальных избирательных комиссий, участковых избирательных  комиссий с правом решающего голоса, освобождённым от основной работы на  период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации  (приложение № 1); размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения)  члену избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом  решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной)  основе, члену территориальной избирательной комиссии с правом решающего  голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, члену  участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в период  подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации  (приложение № 2); размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения)  члену участковой избирательной комиссии за работу по информированию и  оповещению избирателей (приложение № 3); размер дополнительной оплаты  труда (вознаграждения) члену участковой избирательной комиссии,  сформированной на избирательном участке, образованном на судне, которое в  день голосования будет находиться в плавании, за работу по подготовке и  проведению выборов Президента Российской Федерации (приложение № 4) и  утверждён Порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда  (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения  выборов Президента Российской Федерации (приложение № 5). 

Пунктом 6 Постановления № 142/1087-8 установлен источник выплат  названным выше членам избирательных комиссий, работникам аппаратов  избирательных комиссий, работникам федерального государственного  казённого учреждения «Федеральный центр информатизации при Центральной  избирательной комиссии Российской Федерации», гражданам, привлекаемым к  работе в избирательных комиссиях по гражданско-правовым договорам,  специалистам, работающим в составе контрольно-ревизионных служб, - за счёт  и в пределах средств, выделенных избирательной комиссии соответствующего  уровня на подготовку и проведение выборов Президента Российской  Федерации. 

Постановление № 142/1087-8 действует в редакции постановления ЦИК  России от 24 января 2024 г. № 151/1196-8. 

ФИО2, являющийся членом участковой избирательной комиссии 

 № 106 города Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа с правом 


решающего голоса, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с  административным исковым заявлением, в котором просит признать  незаконными и отменить Постановление № 12/94-8 и Постановление   № 142/1087-8 со дня их принятия и вынести в адрес ЦИК России частное  определение. 

По мнению административного истца, установленный оспариваемыми  актами подход к оплате его труда как члена участковой избирательной  комиссии с правом решающего голоса, работающего не на постоянной  (штатной) основе, нарушает его конституционное право на достойное  вознаграждение за труд и на равное получение членами избирательных  комиссий оплаты труда, а потому оспариваемые постановления ЦИК России  противоречат статье 187, части 1 статьи 196, части 4 статьи 196, части 5  статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации и статье 1 Федерального  закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».  Отсутствие регулирования в оспариваемых актах выплат на компенсацию  питания членов участковых избирательных комиссий не соответствует  требованиям статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации. 

В судебном заседании административный истец ФИО2,  участвовавший в судебном заседании с использованием систем  видеоконференц-связи через Губкинский районный суд Ямало-Ненецкого  автономного округа, поддержал заявленное требование. 

Представитель Центральной избирательной комиссии Российской  Федерации ФИО3 не признал административный иск, просил отказать в  удовлетворении административного иска. 

Выслушав объяснения административного истца ФИО2,  возражения представителя Центральной избирательной комиссии Российской  Федерации ФИО3, исследовав представленные доказательства,  заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской  Федерации Русакова И.В., полагавшего необходимым в удовлетворении  заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не  находит оснований для удовлетворения административного искового  заявления. 

В соответствии с пунктом 17 статьи 29 Федерального закона  от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 3  статьи 64 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах  Президента Российской Федерации», частью 3 статьи 76 Федерального закона  от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы  Федерального Собрания Российской Федерации» члену избирательной  комиссии с правом решающего голоса производится дополнительная оплата  труда (вознаграждение) за работу в избирательной комиссии в период  подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации,  депутатов Государственной Думы. За членом избирательной комиссии с правом  решающего голоса, освобождённым на основании представления комиссии от 

основной работы на указанный период, сохраняется основное место работы 


(должность), ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он  был освобождён от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации  и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются ЦИК  России за счёт и в пределах средств федерального бюджета, выделенных на  подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации,  депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской  Федерации. 

Оплата труда членов избирательной комиссии с правом решающего  голоса, работающих на постоянной (штатной) основе, работников аппарата  избирательной комиссии производится в пределах средств, выделенных из  федерального бюджета на подготовку и проведение выборов Президента  Российской Федерации, выборов депутатов Государственной Думы в порядке и  размерах, устанавливаемых ЦИК России (пункт 4 статьи 64 Федерального  закона «О выборах Президента Российской Федерации», часть 4 статьи 76  Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы  Федерального Собрания Российской Федерации»). 

Таким образом, оспариваемые постановления приняты во исполнение  требований федерального закона в пределах полномочий ЦИК России. 

Согласно пунктам 1, 4 статьи 21 Федерального закона «Об основных  гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» ЦИК России является федеральным государственным  органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в  Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной данным  федеральным законом, иными федеральными законами, состоит из 15 членов. 

Статьёй 44 Регламента Центральной избирательной комиссии Российской  Федерации, утверждённого постановлением ЦИК России от 28 июня 1995 г.   № 7/46-П, предусмотрено, что принимаемые решения оформляются  постановлениями Комиссии или выписками из протокола заседания Комиссии. 

Как следует из протоколов заседаний ЦИК России от 23 июня 2021 г.   № 12, от 11 августа 2021 г. № 40 и от 28 июня 2023 г. № 120, в заседаниях, на  которых были приняты Постановление № 12/94-8 и внесённые в него  изменения, участвовали 15 из 15 членов ЦИК России с правом решающего  голоса, которые единогласно приняли соответствующие постановления. 

В заседании ЦИК России 13 декабря 2023 г. № 142 участвовали 14 из 15  членов ЦИК России, а в заседании 24 января 2024 г. № 151 - все 15 членов  ЦИК России с правом решающего голоса, которые единогласно приняли  Постановление № 142/1087-8 и изменения в него. 

Исходя из предписания пункта 13 статьи 20 Федерального закона  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» решения и иные акты ЦИК России, принятые  в пределах её компетенции, обязательны для федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской  Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, 

кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, 


организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума.  Решения и иные акты Комиссии не подлежат государственной регистрации. 

Решения Комиссии, непосредственно связанные с подготовкой и  проведением выборов, публикуются в государственных или муниципальных  периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей  иным путём, а также передаются в иные средства массовой информации в  объёме и в сроки, которые установлены законом (пункт 2 статьи 30  Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на  участие в референдуме граждан Российской Федерации»). 

Регламентом ЦИК России определено, что постановления, инструкции и  иные нормативные акты ЦИК России публикуются в установленные  федеральными конституционными законами, федеральными законами сроки в  журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской  Федерации», а также передаются в средства массовой информации и  размещаются на сайте ЦИК России (статья 48). 

Оспариваемые постановления опубликованы в официальном сетевом  издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской  Федерации» (http://vestnik.cikrf.ru). 

Следовательно, Постановление № 12/94-8 и Постановление № 142/1087-8  приняты правомочным федеральным государственным органом при реализации  установленных законом полномочий, облечены в надлежащую форму, с  соблюдением предусмотренной законом процедуры их принятия. Порядок  принятия названных постановлений административный истец не оспаривает. 

Доводы административного истца о нарушении его конституционного  права на достойное вознаграждение за труд и противоречии Постановлений   № 12/94-8 и 142/1087-8 положениям Трудового кодекса Российской Федерации  являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании  норм права. 

Частью второй статьи 165 Трудового кодекса Российской Федерации  установлено, что органы и организации, в интересах которых работник  исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные  заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят  работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены данным  кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными  правовыми актами Российской Федерации. 

Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах  Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации», определяя различные  гарантии и компенсации, в том числе для членов участковых избирательных  комиссий с правом решающего голоса, включая дополнительную оплату труда  (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов,  компенсацию за период, в течение которого такой член комиссии был  освобождён от основной работы, не предусматривают оплату подобной 

деятельности в размере минимальной оплаты труда, установленном 


положениями Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»,  которая, как следует из постановления Конституционного Суда Российской  Федерации от 19 июня 2002 г. № И -П, должна быть гарантирована работнику в  качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей. 

Согласно неоднократно выраженной Конституционным Судом  Российской Федерации позиции правовой статус членов избирательных  комиссий с правом решающего голоса обусловлен правовой природой этих  коллегиальных органов, которые наделены, по сути, публично-властными  функциями (постановления от 15 января 2002 г. № 1 -П и от 26 декабря 2005 г.   № 14-П, определения от 5 июня 2003 г. № 215-0, от 18 апреля 2006 г. № 143-0  и др.). Участие в деятельности коллегиальных органов, организующих и  обеспечивающих подготовку и проведение выборов и референдумов, - избирательных комиссий, комиссий референдума - определено  Конституционным Судом Российской Федерации одной из форм реализации  гражданами Российской Федерации права на участие в управлении делами  государства, а при осуществлении своих полномочий, таких как наблюдение за  организацией голосования, подсчёт голосов избирателей, участников  референдума, определение результатов выборов, избирательные  комиссии действуют прежде всего в интересах граждан как носителей  избирательных прав (постановление от 22 июня 2010 г. № 14-П, определение  от 16 января 2007 г. № 160-О-П). 

Статьёй 27 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не  предусмотрена возможность наделения участковых избирательных комиссий  статусом юридического лица. Участковые избирательные комиссии не  становятся работодателями для членов участковой избирательной комиссии с  правом решающего голоса, в трудовые правоотношения с ними не вступают. 

Следовательно, отношения между участковой избирательной комиссией и  её членами с правом решающего голоса, не подразумевающие выполнение  последними каких-либо рабочих функций, по своей природе не являются  трудовыми, в связи с чем гарантии размера и срока выплаты заработной платы,  установленные в абзаце седьмом статьи 2 Трудового кодекса Российской  Федерации и части 2 статьи 37 Конституции Российской Федерации, на  спорные правоотношения не распространяются. 

С учётом закреплённых в Федеральном законе «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской  Федерации» принципов организации работы комиссий (статья 28) и  установленных его статьёй 29 гарантий для члена комиссии с правом  решающего голоса (дополнительная оплата труда (пункт 17), компенсация  расходов (пункт 171), особый порядок привлечения к ответственности  (пункты 18, 181), особый порядок увольнения и перевода на другую работу  (пункт 19)) одной из форм практической реализации предписаний  избирательного законодательства является распределение обязанностей членов  избирательных комиссий по направлениям деятельности в период подготовки и 

проведения выборов, в организации которых эти комиссии принимают участие, 


что может выражаться в принятии соответствующего решения, в котором за  тем или иным членом комиссии может быть определён функционал,  непосредственно связанный с закреплёнными законом обязанностями  комиссий. 

Именно к такому функционалу члена избирательной комиссии относится  проведение адресного информирования и оповещения избирателей о дне,  времени и месте, а также о формах голосования на выборах Президента  Российской Федерации способом поквартирного (подомового) обхода (проект  «ИнформУИК», организованный на основании выписки из протокола заседания  ЦИК России от 6 декабря 2023 г. № 139-3-8 «О реализации проекта  «ИнформУИК»), являющееся одним из направлений деятельности  избирательной комиссии. Включение или невключение административного  истца в число членов участковой избирательной комиссии № 106 города  Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа, непосредственно  осуществляющих реализацию указанного проекта, правового значения при  разрешении настоящего административного дела, рассматриваемого в порядке  абстрактного нормоконтроля, не имеет. 

Федеральным законодателем определение размера компенсации и  дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательной  комиссии с правом решающего голоса отнесено к полномочиям ЦИК России. 

Правовых оснований для вывода о том, что с учётом приведённых выше  законоположений размер рассматриваемых выплат установлен незаконно или  необоснованно, не имеется. 

Из содержания оспариваемых постановлений ЦИК России следует, что  размер компенсации за период, в течение которого член избирательной  комиссии был освобождён от основной работы, и дополнительной оплаты  труда (вознаграждения) обоснованы соответственно: количеством  отработанных дней; размером средней заработной платы члена избирательной  комиссии, исчисленной за фактически отработанное время за 12 календарных  месяцев, предшествующих освобождению от основной работы; определением  размера оплаты за один час работы в зависимости от числа избирателей в  соответствующем субъекте и уровня избирательной комиссии; раздельным  учётом количества часов, отработанных членом комиссии в будние дни  (в период с 6.00 до 22.00), в ночное время (с 22.00 до 6.00), субботние и  воскресные дни (в том числе в день голосования), нерабочие праздничные дни;  наличием районных коэффициентов к заработной плате работников  федеральных учреждений бюджетной сферы за работу в высокогорных,  пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжёлыми  климатическими условиями. 

Доводы административного истца о незаконности оспариваемых  постановлений со ссылкой на положения Федерального закона  «О минимальном размере оплаты труда» лишены правовых оснований,  поскольку данные нормы не регулируют (и не должны регулировать)  вопросы, связанные с выплатой компенсации за исполнение гражданами 

государственных обязанностей, предусмотренных федеральным 


законодательством. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации  неоднократно указывал, что конституционно-правовая природа института  минимального размера оплаты труда, согласно статьям 7 (часть 2) и 37 (часть 3)  Конституции Российской Федерации, предполагает установление того  минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в  качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей. Придание же  этому институту более широких функций не согласуется с его конституционно-правовой природой, предполагающей установление того минимума денежных  средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве  вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей (постановления  от 19 июня 2002 г. № 11-П и от 27 ноября 2008 г. № 11-П, определения  от 26 апреля 2016 г. № 867-0 и от 24 мая 2005 г. № 179-0). 

Иные доводы административного истца основаны на неправильном  толковании норм материального права, фактически сводятся к изменению  нормативных правовых актов ЦИК России путём установления предельных  уровней доходов членов избирательных комиссий в указанных  административным истцом размерах, что является недопустимым. 

Исходя из конституционного принципа разделения властей вопросы о  принятии нормативных правовых актов, о внесении в них изменений и  дополнений относятся к исключительной компетенции соответствующих  органов государственной власти, суд не вправе возлагать на них обязанность по  осуществлению нормативно-правового регулирования. 

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в подпункте «а»  пункта 28 постановления Пленума от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике  рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и  актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих  нормативными свойствами», суды не вправе обсуждать вопрос о  целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого  акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов  государственной власти Российской Федерации, её субъектов, органов  местного самоуправления и их должностных лиц. 

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения  административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд  принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если  оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся  соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую  юридическую силу. 

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской  Федерации 

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 

Геннадьевича об оспаривании постановлений Центральной избирательной 


комиссии Российской Федерации от 23 июня 2021 г. № 12/94-8 «О размерах и  порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда  (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения  выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания  Российской Федерации восьмого созыва» и от 13 декабря 2023 г. № 142/1087-8  «О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда  (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения  выборов Президента Российской Федерации» отказать. 

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия  судом решения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации ФИО1 

!