НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда РФ от 31.10.2019 № 32-АД19-8

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 32-АД19-8

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 31 октября 2019 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,  рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу  постановление мирового судьи судебного участка № 2 Вольского района  Саратовской области от 17 августа 2016 года, решение судьи Вольского  районного суда Саратовской области от 22 сентября 2016 года и постановление  заместителя председателя Саратовского областного суда от 18 октября 2016  года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Вольского района  Саратовской области от 17 августа 2016 года, оставленным без изменения  решением судьи Вольского районного суда Саратовской области от 22 сентября  2016 года и постановлением заместителя председателя Саратовского  областного суда от 18 октября 2016 года, ФИО1 признан виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде  административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права  управления транспортными средствами сроком на 1 год 7 месяцев. 

Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации  от 11 января 2017 года указанные судебные акты оставлены без изменения, а  жалоба ФИО1 - без удовлетворения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  ФИО1 выражает несогласие с указанными судебными актами,  вынесенными в отношении него, и ставит вопрос об их отмене и о прекращении  производства по настоящему делу об административном правонарушении. 


Изучение материалов истребованного дела об административном  правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы. 

В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к  административной ответственности) невыполнение водителем транспортного  средства законного требования уполномоченного должностного лица о  прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если  такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет  наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с  лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до  двух лет. 

Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской  Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства  Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (далее - Правила  дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по требованию  должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального  государственного надзора в области безопасности дорожного движения,  проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и  медицинское освидетельствование на состояние опьянения. 

Как усматривается из материалов дела, 12 июня 2016 года в 0 час 42  минуты на ул. Привокзальная, д. 30 в п. Сенной Вольского района Саратовской  области, водитель ФИО1 управлял транспортным средством «ВАЗ - 21099», государственный регистрационный знак <...>, в нарушение  пункта 2.3.2 Правил дорожного движения не выполнил законного требования  уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского  освидетельствования на состояние опьянения. 

Принимая решение о привлечении ФИО1 к административной  ответственности на основании части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, суды сочли доказанным  наличие в его действиях состава административного правонарушения,  предусмотренного указанной нормой, придя к выводу об отсутствии  нарушений при производстве по делу об административном правонарушении. 

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении  в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и  своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного  правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях установлены наличие  события административного правонарушения, лицо, отказавшееся от  требования должностного лица, уполномоченного на осуществление  федерального государственного надзора в области безопасности дорожного  движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного  опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения, 


виновность указанного лица в совершении административного  правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного  разрешения дела, а также причины и условия совершения административного  правонарушения. 

Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в  полном объеме, выводы судов соответствуют нормам действующего  законодательства и доказательствам, имеющимся в материалах дела,  получившим оценку с точки зрения их относимости, допустимости и  достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Срок давности и порядок привлечения ФИО1 к  административной ответственности соблюдены. Административное наказание  назначено в пределах, предусмотренных санкцией части 1 статьи 12.26 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

ФИО1, обратившийся в Верховный Суд Российской Федерации с  рассматриваемой жалобой, полагает незаконными обжалуемые акты о  привлечении его к административной ответственности, ссылаясь на то, что в  постановлении от 28 мая 2016 года по делу «ФИО2 и другие против России»  (жалоба № 12537/17) Европейский Суд по правам человека (далее также - Суд,  Европейский Суд) сделал вывод о том, что по данному делу об  административном правонарушении в отношении названного лица властями  Российской Федерации было допущено нарушение пункта 1 статьи 6  Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в городе  Риме 04 ноября 1950 года (далее - Конвенция). В названном постановлении  Европейского Суда указано, что при рассмотрении дел заявителей, суд первой  инстанции нес бремя предъявления и обоснования предъявленного им  обвинения. Как и в своих выводах по делу ФИО3, суд не может сделать  вывод о наличии достаточных гарантий, позволяющих исключить законные  сомнения в отношении отрицательного воздействия установленной законом  процедуры на беспристрастность суда первой инстанции. Отмечает, что  апелляционное производство не устранило недостатков судебного  разбирательства. Учитывая широкую предусмотренную законом сферу  обжалования, отсутствие стороны обвинения в апелляционном производстве  является серьезным недостатком. На основании изложенного, Европейский Суд  пришел к выводу о нарушении пункта 1 статьи 6 Конвенции. 

Статьей 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях определены пределы и сроки рассмотрения жалобы, протеста  на вступившие в законную силу постановление по делу об административном  правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов. 

Согласно части 4 данной статьи повторные подача жалоб, принесение  протестов по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший вступившие в  законную силу постановление по делу об административном правонарушении,  решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на такое  постановление, не допускаются. 


Руководствуясь частью 4 статьи 30.16 названного Кодекса, поданная в  Верховный Суд Российской Федерации жалоба Содомцева А.В.  рассматривается в части довода о нарушении положений Конвенции, не  заявлявшегося привлекаемым к административной ответственности лицом при  первоначальном обращении в Верховный Суд Российской Федерации с  жалобой от 17 ноября 2016 года. 

Как следует из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального  закона от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите  прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», правовые позиции  Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в окончательных  постановлениях Суда, принятых в отношении Российской Федерации, являются  обязательными для судов (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 21 «О применении судами  общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от  04 ноября 1950 года и Протоколов к ней»). 

Пунктом 17 названного постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации разъяснено, что в соответствии с положениями статьи  46 Конвенции, истолкованными с учетом Рекомендации Комитета министров  Совета Европы № К (2000) 2 от 19 января 2000 года «По пересмотру дел и  возобновлению производства по делу на внутригосударственном уровне в связи  с решениями Европейского Суда по правам человека», основанием для  пересмотра судебного акта ввиду новых обстоятельств является не всякое  установленное Европейским Судом нарушение Российской Федерацией  положений Конвенции или Протоколов к ней. 

В связи с этим судам разъяснено, что судебный акт подлежит пересмотру в  том случае, если заявитель продолжает испытывать неблагоприятные  последствия такого акта (например, если лицо продолжает находиться под  стражей в нарушение положений Конвенции) и выплаченная заявителю  справедливая компенсация, присужденная Европейским Судом во исполнение  статьи 41 Конвенции, либо иные средства, не связанные с пересмотром, не  обеспечивают восстановление нарушенных прав и свобод. Одновременно  установленное Европейским Судом нарушение позволяет прийти хотя бы к  одному из следующих выводов: о том, что решение суда противоречит  Конвенции по существу (например, постановление об административном  выдворении лица за пределы Российской Федерации, принято, как установлено  Европейским Судом, в нарушение статьи 8 Конвенции); о том, что допущенное  нарушение Конвенции или Протоколов к ней, носящее процессуальный  характер, ставит под сомнение результаты рассмотрения дела (например, отказ  суда в удовлетворении ходатайства о вызове в судебное заседание свидетеля,  показания которого могли иметь решающее значение для дела (статья 6  Конвенции). 

При этом в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 21 «О применении судами  общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод 


от 04 ноября 1950 года и Протоколов к ней» отмечается, что при рассмотрении  судом вопроса о необходимости пересмотра судебного акта учитывается  причинно-следственная связь между установленным Европейским Судом  нарушением Конвенции или Протоколов к ней и неблагоприятными  последствиями, которые продолжает испытывать заявитель. 

Вопросы производства по делам об административных правонарушениях  урегулированы разделом IV Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

В производстве по делу об административном правонарушении Кодексом  Российской Федерации об административных правонарушениях в суде общей  юрисдикции не предусмотрено обязательное участие прокурора (или иного  органа обвинительной власти, который представлял бы перед судьей дело  против лица, в отношении которого ведется производство по делу об  административном правонарушении) в контексте изложенного в постановлении  Европейского Суда по правам человека от 28 мая 2016 года по делу «ФИО2 и  другие против России». 

Принимая во внимание содержащиеся в постановлении Европейского Суда  выводы, исходя из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального  закона от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите  прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» и разъяснений,  сформулированных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 27 июня 2013 года № 21 «О применении судами общей  юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод  от 04 ноября 1950 года и Протоколов к ней», на основании оценки  представленных в материалы дела доказательств по своему внутреннему  убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном  исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, судья Верховного  Суда Российской Федерации приходит к следующему. 

По данному делу об административном правонарушении судом в  соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях были исследованы и оценены в равной  степени как доводы и доказательства, представленные должностными лицами,  так и лицом, в отношении которого осуществлялось производство по делу, что  послужило основанием для установления судом всех обстоятельств дела,  имеющих значение для его правильного разрешения (статьи 26.1 и 26.2 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях). 

Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях и предусмотренных им процессуальных требований, не  позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в ходе  производства по данному делу об административном правонарушении в  отношении ФИО1 не допущено. 

Таким образом, положения Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях при рассмотрении данного дела судами  соблюдены, а нарушение требований пункта 1 статьи 6 Конвенции в 


рассматриваемом случае не влечет необходимости пересмотра обжалуемых  судебных актов, вынесенных в отношении Содомцева А.В. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении  настоящей жалобы не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 2 Вольского района  Саратовской области от 17 августа 2016 года, решение судьи Вольского  районного суда Саратовской области от 22 сентября 2016 года и постановление  заместителя председателя Саратовского областного суда от 18 октября 2016  года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации В.П. Меркулов