НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда РФ от 29.07.2020 № 11-АД20-9

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 11-АД20-9

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 29 июля 2020 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью  ТК «Альянс Групп» ФИО1 на вступившие в законную силу  постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по  Нижнекамскому району Республики Татарстан от 10 июня 2019 года,  решение судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от  23 июля 2019 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан  от 18 сентября 2019 года и постановление судьи Шестого кассационного  суда общей юрисдикции от 05 ноября 2019 года, вынесенные в отношении  общества с ограниченной ответственностью ТК «Альянс Групп» (далее - общество) по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 4 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по  Нижнекамскому району Республики Татарстан от 10 июня 2019 года  общество признано виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, и  подвергнуто административному наказанию в виде административного  штрафа в размере 250 000 рублей. 

Решением судьи Нижнекамского городского суда Республики  Татарстан от 23 июля 2019 года, оставленным без изменения решением  судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 18 сентября 2019 года и  постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от  05 ноября 2019 года, указанное постановление должностного лица 


изменено, действия общества переквалифицированы с части 2 на часть 4  статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях с назначением наказания в виде административного  штрафа в размере 100 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  директор ФИО1 ставит вопрос об отмене актов, вынесенных в  отношении общества по настоящему делу об административном  правонарушении, ссылаясь на их незаконность. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и  доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 4 статьи 12.21.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (все нормы,  цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции,  действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших  основанием для привлечения общества к административной  ответственности) движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного  транспортного средства с превышением габаритов, указанных в  специальном разрешении, на величину более 10, но не более 20  сантиметров либо с превышением массы транспортного средства или  нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном  разрешении, на величину более 10, но не более 20 процентов влечет  наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч  до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за  перевозку, - от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на  юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей, а  в случае фиксации административного правонарушения работающими в  автоматическом режиме специальными техническими средствами,  имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника  (владельца) транспортного средства в размере двухсот пятидесяти тысяч  рублей. 

Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных  постановлением Совета Министров - Правительства Российской  Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, установлено, что перевозка  тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства,  габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по  ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по  высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один  прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом,  выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более  чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами  осуществляются в соответствии со специальными правилами. 

В силу пункта 5 Правил перевозок грузов автомобильным  транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 15 апреля 2011 года № 272 (далее - Правила перевозок грузов 


автомобильным транспортом), под тяжеловесным транспортным  средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или  без груза превышает допустимую массу транспортного средства согласно  приложению № 1 или нагрузка на ось которого превышает допустимую  нагрузку на ось транспортного средства согласно приложению № 2. 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от  08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной  деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ) пользователям  автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по  автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса  которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем  на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и  (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных  транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих  перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в  порядке, установленном данным законом, а также осуществлять движение  транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по  автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без  внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным  дорогам общего пользования федерального значения такими  транспортными средствами. 

Согласно части 2 статьи 31 названного Федерального закона движение  по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса  которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем  на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и  (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных  транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных  средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих  перевозки вооружения, военной техники и военного имущества,  допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в  соответствии с положениями указанной статьи. 

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11  марта 2019 года № 170 «О введении временных ограничений движения  транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования  регионального или межмуниципального значения, расположенных на  территории Республики Татарстан, в 2019 году» установлено, что в целях  предотвращения снижения несущей способности конструктивных  элементов автомобильных дорог общего пользования регионального или  межмуниципального значения, расположенных на территории Республики  Татарстан, в период возникновения неблагоприятных  природно-климатических условий с 15 апреля по 14 мая 2019 года введено  временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без 


груза, следующих по автомобильным дорогам регионального значения с  массой, приходящейся на ось транспортного средства свыше 6 тонн. 

Как следует из материалов дела, 23 апреля 2019 года в 20 часов 29  минут должностным лицом ДПС ОГИБДД МВД России по Республики  Татарстан выявлено движение транспортного средства «ЭАР»,  государственный регистрационный знак <...>, с полуприцепом,  под управлением водителя ФИО2 по автодороге регионального  значения в период действия временного ограничения, введенного  вышеуказанным постановлением Кабинета Министров Республики  Татарстан, с превышением допустимой нагрузки на первую ось  транспортного средства, указанной в специальном разрешении, на 10,8 %  (6,650 т при максимально допустимой разрешением 5,550 т). 

Взвешивание проведено на стационарном посту весового контроля  «ТАВРИЯ-1». По результатам взвешивания составлен акт № 1106 от 23  апреля 2019 года, в котором зафиксировано превышение нагрузки на  первую ось транспортного средства. 

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами: копиями протокола об административном  правонарушении, акта определения весовых параметров транспортного  средства, специального разрешения 16 РТ № 021157, выданного 22 апреля  2019 года, транспортной накладной, путевого листа, протокола об  административном правонарушении составленного в отношении ФИО2 и постановления о привлечении его к административной  ответственности, рапорта сотрудника ДПС, объяснений ФИО2 и  иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет  допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с  требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Из материалов настоящего дела следует и установлено судебными  инстанциями, что собственником вышеуказанного транспортного средства  и лицом, ответственным за перевозку груза (перевозчиком), является  общество. 

Таким образом, обществом совершено административное  правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 12.21.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении  дела об административном правонарушении на основании полного и  всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все  юридически значимые обстоятельства совершения административного  правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях юридическое лицо признается  виновным в совершении административного правонарушения, если будет 


установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и  норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта  Российской Федерации предусмотрена административная ответственность,  но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их  соблюдению. 

Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному  выводу о наличии в деянии общества, имевшего возможность для  соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской  Федерации об административных правонарушениях предусмотрена  административная ответственность, но не принявшего все зависящие от  него меры по их соблюдению, объективной стороны состава  административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи  12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. Данный вывод основан на положениях названного  Кодекса, Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, Правил  перевозок грузов автомобильным транспортом, постановления Кабинета  Министров Республики Татарстан от 11 марта 2019 года № 170 «О  введении временных ограничений движения транспортных средств по  автомобильным дорогам общего пользования регионального или  межмуниципального значения, расположенных на территории Республики  Татарстан, в 2019 году» и совокупности собранных по делу доказательств,  оснований не согласиться с ним не имеется. 

Доводы жалобы о том, что в связи с несогласием водителя ФИО2 с результатами взвешивания транспортного средства следовало  провести контрольное взвешивание, что сделано не было, подлежат  отклонению. 

Из материалов дела не следует, что ФИО2 был не согласен с  результатами измерения параметров осевых нагрузок транспортного  средства. В своих объяснениях указал, что после погрузки груза было  произведено взвешивание общей массы транспортного средства, смещение  груза не допускал. 

Более того, наличие события административного правонарушения  названное лицо не оспаривало, что зафиксировано в вынесенном в  отношении ФИО2 постановлении о привлечении к  административной ответственности по части 2 статьи 12.21.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях.  Назначенный административный штраф ФИО2 оплачен. 

То обстоятельство, что предметом транспортировки являлся делимый  (текучий) груз, который мог перемещаться в процессе движения, не влечет  отмену постановленных по делу актов, поскольку согласно пункту 75  Правил перевозок грузов автомобильным транспортом размещение  делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом,  чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала  допустимую массу транспортного средства, предусмотренную 


приложением № 1 к данным Правилам, нагрузка на ось транспортного  средства с таким грузом не превышала допустимую нагрузку на ось  транспортного средства, предусмотренную приложением № 2 к данным  Правилам. 

Вопреки доводам жалобы сведения о превышениях допустимых  нормативов отражены в протоколе об административном правонарушении  (л.д. 14). 

Ссылки в жалобе на то, что в специальном разрешении было ошибочно  указано на допустимую нагрузку на первую ось транспортного средства  5,550 т вместо 7,500 т, ничем не подтверждаются. 

Следует отметить, что общество, получив 22 апреля 2019 года  специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам  Республики Татарстан тяжеловесного и (или) крупногабаритного  транспортного средства и установив наличие в нем каких-либо ошибок, не  было лишено возможности обратиться в компетентный орган для их  устранения. 

Доводы жалобы о том, что общество не может быть привлечено к  административной ответственности, поскольку ранее был привлечен  водитель транспортного средства, являлись предметом проверки и оценки  судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции и обоснованно  отклонены по мотивам, приведенным в постановлении от 05 ноября 2019  года. 

Иные доводы жалобы установленные обстоятельства и выводы о  виновности общества в совершении указанного административного  правонарушения не опровергают. 

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу  не допущено, нормы материального права применены правильно. 

Административное наказание назначено обществу с учетом  положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, в пределах санкции части 4 статьи  12.21.1 названного Кодекса. 

Оснований для применения положений статей 2.9, 3.4 и 4.1.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях  судебными инстанциями обоснованно не установлено. 

Постановление о привлечении названного лица к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  для данной категории дел. 

Жалобы на постановление по делу об административном  правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6,  30.9, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, соответственно. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 


Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  судья Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по  Нижнекамскому району Республики Татарстан от 10 июня 2019 года,  решение судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от  23 июля 2019 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан  от 18 сентября 2019 года и постановление судьи Шестого кассационного  суда общей юрисдикции от 05 ноября 2019 года, вынесенные в отношении  общества с ограниченной ответственностью ТК «Альянс Групп» по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи  12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора общества с  ограниченной ответственностью ТК «Альянс Групп» ФИО1 - без  удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров