НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда РФ от 27.11.2020 № 11-АД20-22

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 11-АД20-22

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 27 ноября 2020 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника Максименко О.Э., действующего на основании  ордера в интересах Бободжонова СМ. на вступившие в законную силу  постановление судьи Буинского городского суда Республики Татарстан  от 27 декабря 2019 года и постановление судьи Шестого кассационного суда  общей юрисдикции от 28 мая 2020 года, вынесенные в отношении  Бободжонова Сабурджона Махсумовича по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением постановление судьи Буинского городского суда  Республики Татарстан от 27 декабря 2019 года, оставленным  без изменения постановлением судьи Шестого кассационного суда общей  юрисдикции от 28 мая 2020 года, гражданин Республики Таджикистан  Бободжонов СМ. признан виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут  административному наказанию в виде административного штрафа в размере  2 500 рублей без административного выдворения за пределы Российской  Федерации. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  защитник Максименко О.Э. просит об отмене постановлений, вынесенных в  отношении Бободжонова СМ. по настоящему делу об административном  правонарушении и прекращении производства по делу. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. 


В соответствии с частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  Бободжонова СМ. к административной ответственности) нарушение  иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в  Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской  Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в  Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета,  передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства,  транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в  неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего  проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным  законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух  тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы  Российской Федерации или без такового. 

Отношения в сфере миграционного учета и режима пребывания  иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации  регулируются Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ  «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в  Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 18 июля 2006 года   № 109-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами, которые  определяют права и обязанности участников данных отношений, в том числе  устанавливают ответственность иностранных граждан за нарушение режима  пребывания в Российской Федерации. 

Как следует из положений названного Федерального закона и  неоднократно указано Конституционным Судом Российской Федерации,  в том числе в Определениях от 16 декабря 2010 года № 1680-О-О,  от 29 сентября 2011 года № 1297-0-0, необходимыми элементами единой  системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на  учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение  определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на  принимающую его сторону. 

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 4 Федерального закона  от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ миграционный учет включает в себя,  в том числе регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания,  а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным  законом. 

В силу требований части 1 статьи 9 Федерального закона  от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ при осуществлении миграционного учета  осуществляются сбор, фиксация, хранение, обобщение и использование  следующих сведений об иностранном гражданине: 1) вид и реквизиты  документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской 


Федерацией в этом качестве (наименование, серия, номер, дата и место  выдачи, срок действия, а при наличии - биометрические данные,  содержащиеся в указанном документе); 2) вид и реквизиты документа,  подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской  Федерации; 3) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии); 4) дата и  место рождения; 5) пол; 6) гражданство (подданство); 7) цель въезда в  Российскую Федерацию; 8) профессия; 9) заявленные сроки пребывания  (проживания) в Российской Федерации; 10) дата регистрации по последнему  месту жительства и его адрес, даты регистрации и снятия с регистрации по  предыдущим местам жительства и их адреса; 11) дата постановки на учет по  последнему месту пребывания и его адрес, даты постановки на учет и снятия с  учета по предыдущим местам пребывания и их адреса; 12) сведения о  законных представителях (о родителях, об усыновителях, об опекунах, о  попечителях); 13) сведения о депортации, об административном выдворении  за пределы Российской Федерации или о реадмиссии (применялись или нет,  если применялись, то когда и кем); 14) сведения о принятии решения о  нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации  (принималось или нет, если принималось, то когда и кем); 15) сведения о  привлечении в Российской Федерации к уголовной или административной  ответственности либо к ответственности за совершение налоговых  правонарушений; 16) дата и место смерти в Российской Федерации либо дата  вступления в законную силу решения суда о признании безвестно  отсутствующим или об объявлении умершим, наименование и место  нахождения указанного суда; 17) основания постановки на миграционный  учет и снятия с миграционного учета. 

В случае изменения сведений, фиксируемых при осуществлении  миграционного учета, соответствующие данные должны сообщаться  в органы миграционного учета в порядке, установленном Правительством  Российской Федерации (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 18 июля  2006 года № 109-ФЗ). 

Пунктом 42 Постановления Правительства Российской Федерации № 9  от 15 января 2007 года «О порядке осуществления миграционного учета  иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»  установлено, что при изменении сведений об иностранном гражданине,  предусмотренных пунктами 1 - 9 и 12 части 1 статьи 9 Федерального закона,  принимающая сторона или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4  статьи 22 Федерального закона, иностранный гражданин в течение 3 рабочих  дней сообщает об этом непосредственно либо в территориальный орган  Министерства внутренних дел Российской Федерации, либо через  многофункциональный центр (за исключением случаев, предусмотренных  частями 3 и 4 статьи 22 Федерального закона), представив письменное  заявление в произвольной форме с приложением к нему заполненного бланка  уведомления о прибытии и копий необходимых документов. 


Отрывная часть бланка уведомления о прибытии возвращается  принимающей стороне либо иностранному гражданину с отметкой о приеме  уведомления о прибытии. 

Территориальный орган Министерства внутренних дел Российской  Федерации не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем принятия  (получения) заявления, фиксирует изменение сведений об иностранном  гражданине в своих учетных документах и вносит необходимую информацию  в государственную информационную систему миграционного учета. 

Как следует из материалов дела, 26 декабря 2019 года в 14 часов 00 минут  в ходе проверки соблюдения требований миграционного законодательства  по адресу: Республика Татарстан, г. Буинск, ул. <...>, выявлен  гражданин Республики Таджикистан Бободжонов СМ., который нарушил  правила миграционного учета, установленные Федеральным законом  от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ, выразившееся в неуведомлении  территориального органа Министерства внутренних дел Российской  Федерации, либо через многофункциональный центр об изменении сведений  об иностранном гражданине, предусмотренных пунктами 1 - 9 и 12 части 1  статьи 9 вышеназванного Федерального закона. 

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными  доказательствами, в том числе, протоколом об административном  правонарушении (л.д. 2); копиями паспорта, миграционной карты,  уведомления о прибытии и патента Бободжонова СМ. (л.д. 3-6); досье  иностранного гражданина и сведениями из базы данных ФМС России АС  ЦБДУИГ (л.д. 9-21); протоколом о доставлении (л.д. 22); протоколом об  административном задержании (л.д. 23) и иными материалами дела,  получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки  зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности. 

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Бободжонова СМ.  состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и  имеющимся доказательствам. 

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении выполнены, на основании полного и  всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все  юридически значимые обстоятельства совершения административного  правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Постановление о привлечении Бободжонова СМ. к административной  ответственности за совершение административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока 


давности привлечения к административной ответственности, установленного  частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях для данной категории дел. 

Предусмотренных Кодексом Российской Федерации об  административных правонарушениях оснований для освобождения  Бободжонова СМ. от административной ответственности не имеется. 

В соответствии с общими правилами назначения административного  наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и  индивидуализации ответственности, административное наказание за  совершение административного правонарушения назначается в пределах,  установленных законом, предусматривающим ответственность за данное  административное правонарушение, в соответствии с Кодексом  Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1  статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях); при назначении административного наказания  физическому лицу учитываются характер совершенного им  административного правонарушения, личность виновного, его имущественное  положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность,  и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2  статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях). 

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были проверены  в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно  отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах. 

Несогласие защитника Максименко О.Э. с оценкой установленных  судебными инстанциями обстоятельств, правовым основанием к отмене  принятых по делу постановлений в отношении Бободжонова СМ., не  является.  

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не  допущено, нормы материального права применены правильно. 

Порядок и срок давности привлечения к административной  ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1  статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Жалобы на постановление по делу об административном  правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16  названного Кодекса соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое  значение для дела, получили надлежащую оценку. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении  настоящей жалобы не установлено. 


На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  судья Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление судьи Буинского городского суда Республики Татарстан  от 27 декабря 2019 года и постановление судьи Шестого кассационного суда  общей юрисдикции от 28 мая 2020 года, вынесенные в отношении  Бободжонова Сабурджона Махсумовича по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а  жалобу защитника Максименко О.Э. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров