НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда РФ от 27.02.2020 № 18-АД20-4

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 18-АД20-4

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 27 февраля 2020 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника Ананьева А.С., действующего на основании  ордера в интересах Ставицкого С. на вступившие в законную силу  постановление судьи Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края  от 02 июня 2017 года и постановление заместителя председателя  Краснодарского краевого суда от 26 сентября 2019 года, вынесенные в  отношении Ставицкого Сергея по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Адлерского районного суда г. Сочи  Краснодарского края от 02 июня 2017 года, оставленным без изменения  постановлением заместителя председателя Краснодарского краевого суда от  26 сентября 2019 года, гражданин Республики Украина Ставицкий С.  признан виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнут административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с  административным выдворением за пределы Российской Федерации с  помещением в Центр временного содержания иностранных граждан,  подлежащих административному выдворению, депортации и реадмиссии за  пределы Российской Федерации ГУ МВД России по Краснодарскому краю. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Ананьев АС. просит изменить названные акты, вынесенные в отношении  Ставицкого С. по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, исключив из них назначенное наказание  в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. 


Изучение материалов истребованного дела об административном  правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим  выводам. 

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на  момент совершения административного правонарушения) нарушение  иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания  (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии  документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в  Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче  заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда  из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания,  если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти  тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской  Федерации. 

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации  регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О  правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). 

Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ  законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином  признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо  разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную  карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или  международным договором Российской Федерации документы,  подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание  (проживание) в Российской Федерации. 

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона  от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской  Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию  в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто  суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за  исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а  также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим  Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в  Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может  превышать девяносто суток. 

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный  гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока  действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного  настоящим Федеральным законом или международным договором Российской  Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных  сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, 


либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или  вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы,  необходимые для получения им разрешения на временное проживание в  порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо  у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в  гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного  носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона  от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или  заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции,  функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере  миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере  миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о  привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве  высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или  заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу,  выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со  статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство  образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается  по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной  образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о  продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого  иностранного гражданина. 

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ  «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую  Федерацию» (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ)  иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию  Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не  имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в  Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся  с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального  органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций  по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из  Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в  Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда  через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися  на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии  с законодательством Российской Федерации. 

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что  01 июня 2017 года в 18 часов 10 минут в ходе проверки соблюдения  требований миграционного законодательства на территории Адлерского  района г. Сочи по ул. Урожайная, был выявлен гражданин Республики  Украина Ставицкий Сергей, допустивший нарушение режима пребывания  (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в 


отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание)  в Российской Федерации, а также в уклонении от выезда из Российской  Федерации по истечении срока пребывания. 

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2);  рапортом полицейского ОВ ППСП ОП (п. Блинове) УВД по г. Сочи (л.д. 3-4);  письменными объяснениями Ставицкого С. (л.д. 5); копиями паспорта  Ставицкого С. (л.д. 6-7); протоколом о доставлении (л.д. 8); протоколом об  административном задержании (л.д. 9); досье иностранного гражданина и  данными из базы АС ЦБДУИГ (л.д. 10-12), которые оценены в совокупности с  другими материалами дела об административном правонарушении по  правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости,  достоверности и достаточности. 

Таким образом, совершенное Ставицким С. деяние образует объективную  сторону состава административного правонарушения, предусмотренного  частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Постановление о привлечении Ставицкого С. к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для  данной категории дел. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1  данного Кодекса. 

Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела  имеются основания для изменения обжалуемых судебных актов в части  назначенного наказания. 

Санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях в качестве административного  наказания предусмотрено наложение административного штрафа в размере от  двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за  пределы Российской Федерации. 

В соответствии с общими правилами назначения административного  наказания административное наказание за совершение административного  правонарушения назначается в пределах, установленных законом,  предусматривающим ответственность за данное административное  правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об  административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях). При назначении 


административного наказания физическому лицу учитываются характер  совершенного им административного правонарушения, личность виновного,  его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие  административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие  административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях). 

Назначение дополнительного наказания в виде административного  выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на  данных, подтверждающих действительную необходимость применения к  лицу, в отношении которого ведется производство по делу об  административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее  соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения  баланса публичных и частных интересов в рамках административного  судопроизводства. 

Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях данный Кодекс основывается на  Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах  международного права и международных договорах Российской Федерации. 

В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и  основных свобод (Рим, 04 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение  его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны  публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев,  когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в  демократическом обществе в интересах национальной безопасности и  общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях  предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или  нравственности или защиты прав и свобод других лиц. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, а также в  ходе производства по делу об административном правонарушении,  Ставицкий С. и его защитник Ананьев А.С.последовательно заявляли, что на  территории Российской Федерации он (Ставицкий С.) совместно проживает с  супругой и несовершеннолетней дочерью, являющимися гражданами  Российской Федерации. 

Из материалов дела и приложенных к настоящей жалобе документов  усматривается, что на территории Российской Федерации проживает жена  Ставицкого С: С. года рождения - гражданка Российской Федерации (свидетельство о заключении  брака <...> от 07 марта 2014 года, а также их несовершеннолетняя  дочь: С. года рождения - гражданка Российской Федерации (свидетельство о рождении <...>   № <...> от 13 апреля 2013 года) (л.д. 14-16). 

Вместе с тем из материалов дела следует, что Ставицкий С. и  С. проживают по одному адресу: г. <...>, <...> (л.д. 2, 5, 14). 


Указанное обстоятельство свидетельствует о наличии у лица,  привлекаемого к административной ответственности, устойчивых семейных  связей на территории Российской Федерации, которые складываются на  протяжении длительного периода времени. 

Кроме того, согласно материалам дела Ставицкий С. имел разрешение на  временное проживание, действительным до 14 марта 2017 года (л.д. 7). 

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа  1996 г. № 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину  или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении  иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об  административном выдворении за пределы Российской Федерации, о  депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству  в соответствии с международным договором Российской Федерации о  реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за  пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской  Федерацией иностранному государству в соответствии с международным  договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного  вмешательства со стороны государства в осуществление права Ставицкого С.  на уважение семейной жизни. 

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской  Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 г. № 11-П,  конституционными требованиями справедливости и соразмерности  предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в  зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного  ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств,  обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер  государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции  Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008  г. № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях  защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из  требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для  лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен  в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность  мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс  основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности,  общества и государства от преступных посягательств. 

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской  Федерации могут быть распространены и на административную  ответственность. 

В постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4-П Конституционный Суд  Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в  законодательстве об административных правонарушениях правила  применения мер административной ответственности должны не только  учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом 


ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также  личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым  адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого  к ответственности) тому вреду, который причинен в результате  административного правонарушения, не допуская избыточного  государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав  индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите  личности, общества и государства от административных правонарушений;  иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в  Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было  бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за  административные правонарушения (постановления Конституционного Суда  Российской Федерации от 19 марта 2003 г. № 3-П, от 13 марта 2008 г.   № 5-П, от 27 мая 2008 г. № 8-П, от 13 июля 2010 г. № 15-П, от 17 января 2013  г. № 1-П, от 17 февраля 2016 г. № 5-П и др.). 

В рассматриваемом случае обстоятельств, отягчающих  административную ответственность, судьей Адлерского районного суда  г. Сочи Краснодарского края и вышестоящими судебными инстанциями не  установлено. 

С учетом личности Ставицкого С, ранее не привлекавшегося к  административной ответственности за нарушений требований в области  миграционного законодательства Российской Федерации, а также  вышеуказанных конкретных обстоятельств настоящего дела, назначение ему  административного наказания в виде административного выдворения за  пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8  Конвенции о защите прав человека и основных свобод. 

В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы,  протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об  административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения  жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об  административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения  жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или)  закона субъекта Российской Федерации об административных  правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое  рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или  иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого  вынесены указанные постановление, решение. 

Принимая во внимание выраженную в упомянутых постановлениях  Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию,  постановление судьи Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края  от 02 июня 2017 года и постановление заместителя председателя  Краснодарского краевого суда от 26 сентября 2019 года, вынесенные в  отношении Ставицкого Сергея по делу об административном 


правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат  изменению путем исключения из них указания на назначение ему  административного наказания в виде административного выдворения за  пределы Российской Федерации. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  судья Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

жалобу защитника Ананьева А.С. удовлетворить.

Постановление судьи Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского  края от 02 июня 2017 года и постановление заместителя председателя  Краснодарского краевого суда от 26 сентября 2019 года, вынесенные в  отношении Ставицкого Сергея по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить. 

Исключить из них указание на назначение Ставицкому Сергею  административного наказания в виде административного выдворения за  пределы Российской Федерации. 

В остальной части названные судебные постановления оставить без  изменения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров