НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда РФ от 24.12.2015 № 302-АД15-16263


ВЕРХОВНЫЙ СУД
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 302-АД15-16263

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 

г. Москва

24 декабря 2015 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мои коммунальные счета» на решение Арбитражного суда Забайкальского края
 от 10.04.2015 по делу № А78-2979/2015 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2015 по тому же делу,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Мои коммунальные счета» обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите от 26.02.2015 № 24-68 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 10.04.2015 в удовлетворении заявления общества отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда
 от 18.06.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
 от 14.10.2015 производство по кассационной жалобе
 ООО «Мои коммунальные счета» прекращено применительно к пункту 1
 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество «Мои коммунальные счета» обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм права, отсутствие оснований для привлечения к ответственности ввиду недоказанности события правонарушения.

По результатам рассмотрения жалобы и приложенных к ней материалов оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установлено.

Как установлено судами, налоговой инспекцией на основании поручения проведена проверка соблюдения требований Федерального закона
 от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и Федерального закона от 03.06.2009
 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ) и за проверяемый период с 01.01.2015 по 29.01.2015 установлено нарушение обществом «Мои коммунальные счета» требований Закона № 103-ФЗ, а именно: обществом (обособленными подразделениями) не были сданы в банк, для зачисления в полном объеме на специальный банковский счет платежного агента, полученные платежи физических лиц.

По данному факту инспекцией в отношении общества «Мои коммунальные счета» составлен протокол об административном правонарушении от 24.02.2015 и по результатам рассмотрения административного дела вынесено постановление от 26.02.2015 № 24-68 о привлечении общества к административной ответственности по части 2
 статьи 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Законом № 103-ФЗ, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом
 «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

Поскольку общество «Мои коммунальные счета» является платежным субагентом и все денежные средства, полученные обществом в рамках деятельности платежного агента, должны в полном объеме сдаваться в банк для зачисления на специальный счет, то общество является субъектом ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.

Оценив представленные доказательства и исходя из системного толкования положений пункта 4.6 Указания Банка России
 от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», пунктов 6.1 и 6.3 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации от 30.08.1993 № 104, о необходимости оприходования в кассу организации в конце рабочей смены всей выручки за эту смену на основании Z-отчета, поскольку требование по снятию Z-отчета установлено законодательством и обязательно для исполнения, в том числе юридическими лицами, осуществляющими денежные расчеты с применением контрольно-кассовой техники, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества события правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.

Доказательств невозможности соблюдения обществом требований законодательства в силу обстоятельств, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, не представлено, что с учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины заявителя.

Судом установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен. Наказание назначено в минимальном размере санкции части 2 статьи 15.1 КоАП РФ. Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.

При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления.

Приведенные в жалобе доводы о том, что отсутствует событие правонарушения, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку с учетом фактических обстоятельств и представленных доказательств.

Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку нарушений судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено, оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Забайкальского края от 10.04.2015 по делу № А78-2979/2015 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2015 по тому же делу оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мои коммунальные счета» – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Е.Н. Зарубина