ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 83-АД23-7-К1
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва 24 октября 2023 г.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев СИ., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Брянской области от 24 августа 2022 года № 20-22-32/2022, решение судьи Советского районного суда города Брянска от 20 декабря 2022 года № 12-648/2022, решение судьи Брянского областного суда от 14 февраля 2023 года № 21-35/2023 и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10 мая 2023 года № 16-3118/2023, вынесенные в отношении директора филиала Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в городе Брянске ФИО1 (далее - учреждение, ФИО1) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Брянской области от 24 августа 2022 года № 20-22-32/2022, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда города Брянска от 20 декабря 2022 года № 12-648/2022, решением судьи Брянского областного суда от 14 февраля 2023 года № 21-35/2023 и постановлением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10 мая 2023 года № 16-3118/2023, должностное лицо ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ФИО1
А.Н. выражает несогласие с актами, вынесенными в отношении него по
данному делу, ставя вопрос об их отмене и прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности) нарушение более чем на десять рабочих дней получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Исполнение бюджета по расходам предусматривает, в том числе принятие и учет бюджетных и денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (часть 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Приказом Минфина России от 30 октября 2020 года № 258н утвержден Порядок учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства (далее - Порядок).
В силу пунктов 2, 3 указанного Порядка постановка на учет бюджетных и денежных обязательств и внесение в них изменений осуществляется в соответствии со Сведениями о бюджетном обязательстве и Сведениями о денежном обязательстве, реквизиты которых установлены в приложениях № 1 и № 2 к настоящему Порядку соответственно.
Сведения о бюджетном обязательстве и Сведения о денежном обязательстве, не содержащие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну (далее - государственная тайна), формируются в форме электронного документа в информационных системах Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства (далее - информационная система) и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - электронная подпись) руководителя или иного лица, уполномоченного действовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее - уполномоченное лицо) от имени получателя средств федерального бюджета или в случаях, предусмотренных этим Порядком, органа Федерального казначейства в соответствующей информационной системе.
Сведения о бюджетном обязательстве и Сведения о денежном
обязательстве, не содержащие сведения, составляющие государственную тайну,
формируются получателем средств федерального бюджета или органом Федерального казначейства с учетом положений пунктов 8 и 22 данного Порядка.
Государственный контракт (договор) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, сведения о котором подлежат включению в реестр контрактов включен в перечень документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета, и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств получателей средств федерального бюджета (Приложение № 3 к Порядку).
Подпунктом «б» пункта 8 Порядка установлено, что сведения о бюджетных обязательствах, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных, в том числе пунктом 4 графы 2 Перечня формируются в соответствии с этим Порядком получателем средств федерального бюджета не позднее трех рабочих дней, следующих за днем заключения государственного контракта, договора.
Из материалов дела усматривается, что учреждением с обществом с ограниченной ответственностью «Вариант» заключен государственный контракт № БРН 03-053-04/22 от 26 мая 2022 года на сумму 29 443 рубля 68 копеек, на основании которого в программном продукте «автоматизированная система» Федерального казначейства сформированы и поставлены на учет 27 июня 2022 года Сведения о бюджетном обязательстве № 9900000306 на сумму контракта, то есть с превышением установленного срока постановки на учет бюджетного обязательства на 18 рабочих дней.
Сведения о бюджетном обязательстве подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью ФИО1
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия должностного лица ФИО1., не исполнившего надлежащим образом свои служебные обязанности, квалифицированы по части 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами,
нормами названного Кодекса и положениями бюджетного законодательства.
Довод жалобы о том, что Теребунов А.Н. не является субъектом вмененного ему административного правонарушения со ссылкой на то, что обязанность по составлению бюджетной отчетности и представления ее в установленном порядке в соответствующие органы возложена на главного бухгалтера, нельзя признать состоятельным.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме под должностным лицом в названном Кодексе следует понимать, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
В соответствии с положением о филиале учреждения и должностной инструкцией ФИО1 ему переданы полномочия, связанные с подписанием всех документов, необходимых для исполнения заключенных государственных контрактов и иных договоров, финансовых документов по принятым обязательствам, бюджетной (бухгалтерской) отчетности филиала.
Как указывалось выше, сведения о бюджетном обязательстве подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью ФИО1, таким образом последний не исполнил свои служебные обязанности надлежащим образом, не поставил своевременно на учет бюджетное обязательство на сумму 29 443 рубля 68 копеек на основании заключенного государственного контракта, либо не проконтролировал своевременную поставку на учет этого обязательства иным сотрудником учреждения, что также входит в его обязанности.
В связи с чем ФИО1 обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной указанной выше нормой.
Утверждение ФИО1 о том, что им на постоянной основе осуществляются выезды на приграничную территорию для осуществления контроля за сохранностью имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного за филиалом учреждения на праве оперативного управления, не влечет отмену состоявшихся по данному делу актов, поскольку указанные обстоятельства не снимают с названного лица обязательства по исполнению служебных обязанностей, в том числе соблюдения требований бюджетного законодательства.
Признаков малозначительности совершенное ФИО1 административное правонарушение не содержит.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной
ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 указанного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Брянской области от 24 августа 2022 года № 20-22-32/2022, решение судьи Советского районного суда города Брянска от 20 декабря 2022 года № 12-648/2022, решение судьи Брянского областного суда от 14 февраля 2023 года № 21-35/2023 и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10 мая 2023 года № 16-3118/2023, вынесенные в отношении директора филиала Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в городе Брянске ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
СИ. Кузьмичев