НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда РФ от 23.12.2021 № 67-АД21-11

верховный суд
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 67-АД21-11-К8

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 23 декабря 2021 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,  рассмотрев жалобу конкурсного управляющего должника - муниципального  унитарного предприятия «Жилищное эксплуатационное объединение» Курочка  И.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи 6  судебного участка Искитимского судебного района Новосибирской области от  17 мая 2021 года, решение судьи Искитимского районного суда Новосибирской  области от 22 июня 2021 года и постановление судьи Восьмого кассационного  суда общей юрисдикции от 19 августа 2021 года, вынесенные в отношении  муниципального унитарного предприятия «Жилищное эксплуатационное  объединение» (далее - предприятие) по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи 6 судебного участка Искитимского  судебного района Новосибирской области от 17 мая 2021 года, оставленным без  изменения решением судьи Искитимского районного суда Новосибирской  области от 22 июня 2021 года и постановлением судьи Восьмого кассационного  суда общей юрисдикции от 19 августа 2021 года, предприятие признано  виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнуто административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, конкурсный  управляющий Курочка И.В. просит отменить судебные акты, вынесенные в  отношении предприятия по делу об административном правонарушении, 

[A1]

[A2] административных правонарушениях, считая их незаконными, производство по  делу прекратить.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения предприятия к  административной ответственности) неуплата административного штрафа в  срок, предусмотренный данным Кодексом, влечет административное наказание.

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях административный штраф должен быть  уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной  ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления  постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за  исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 этой  статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки,  предусмотренных статьей 31.5 указанного Кодекса.

Как усматривается из материалов дела об административном  правонарушении, постановлением государственного инспектора Российской  Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского  межрегионального управления Росприроднадзора от 29 декабря 2020 года  предприятие признано виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, с назначением  административного наказания в виде административного штрафа (л.д. 13-20).

Названное постановление должностного лица вступило в законную силу 09  января 2021 года.

Сведений о предоставлении отсрочки (рассрочки) исполнения  постановления о назначении административного наказания материалы дела не  содержат, с настоящей жалобой не представлены.

В срок, предусмотренный частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, административный штраф  не уплачен.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения  предприятия к административной ответственности по части 1 статьи 20.25  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными  доказательствами: протоколом об административном правонарушении, копией  постановления от 29 декабря 2020 года о привлечении предприятия к  административной ответственности на основании статьи 8.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, уведомлением  о составлении протокола об административном правонарушении, 

[A3]

[A4] административных правонарушениях, и иными материалами дела, которым  дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности,  достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении  по существу в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно,  объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного  административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, не  уплатившее административный штраф в установленный срок, виновность  указанного лица в совершении административного правонарушения, иные  обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доводы жалобы об отсутствии в деянии общества состава  административного правонарушения со ссылками на нормы Федерального  закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»  (далее - Закон о банкротстве) подлежат отклонению.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации Закон о  банкротстве устанавливает основания для признания должника  несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления  мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия  проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения,  возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме  требования кредиторов (пункт 1 статьи 1 Закона о банкротстве).

Статьей 2 Закона о банкротстве к обязательным платежам отнесены, в том  числе, административные штрафы.

В силу положений абзаца первого пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве в  целях этого закона под текущими платежами понимаются денежные  обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате  труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и  обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании  должника банкротом, если иное не установлено данным законом.

Согласно пункту 2 названной статьи требования кредиторов по текущим  платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы  по текущим платежам при проведении соответствующих процедур,  применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в  деле о банкротстве.

Исходя из положений абзаца пятого пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и  пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве текущими являются только денежные  обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о  банкротстве. В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи,  возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их  исполнения не являются текущими ни в какой процедуре (пункт 1


[A5] постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 23 июля 2009 года № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием  Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 296-ФЗ «О внесении  изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»).

Таким образом, квалификация требования об уплате административного  штрафа в качестве текущего зависит от момента совершения правонарушения.

Данный правовой подход выражен в определениях Верховного Суда  Российской Федерации, принятых по конкретным делам, например, в  определении от 17 декабря 2014 года № 304-ЭС14-5000, в определении от 09  февраля 2015 года № 307-КГ 14-2426 и сформулирован в Обзоре судебной  практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах  о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства,  утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20  декабря 2016 (пункт 7), в котором, в числе прочего, отмечено, что штрафы,  назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой  ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности  (например, за налоговые правонарушения, ответственность за которые  предусмотрена статьями 120, 122, 123, 126 Налогового кодекса Российской  Федерации), признаются текущими платежами, если соответствующее  правонарушение совершено должником (в случае длящегося правонарушения -  выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела о банкротстве.

Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 18 декабря  2017 года принято заявление Федеральной налоговой службы России в лице  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Новосибирской области о признании предприятия несостоятельным  (банкротом).

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25 февраля 2020  года предприятие признано несостоятельным (банкротом).

В рассматриваемом случае административное правонарушение,  предусмотренное статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, совершено предприятием 09 декабря  2020 года, данный платеж (административный штраф) являлся текущим и  подлежал погашению вне реестра требований кредиторов.

Доводы настоящей жалобы, ранее являлись предметом проверки и оценки  при рассмотрении жалоб на постановление по делу об административном  правонарушении и были обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в  соответствующих судебных актах.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным  в совершении административного правонарушения, если будет установлено,  что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение  которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были  приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.


В соответствии со статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях у предприятия имелась возможность  своевременно, до истечения установленного частью 1 статьи 32.2 названного  Кодекса срока, обратиться к должностному лицу, вынесшему постановление о  привлечении к административной ответственности, с заявлением об отсрочке  или рассрочке уплаты назначенного штрафа, однако данным правом оно не  воспользовалось.

Постановление о привлечении предприятия к административной  ответственности за совершение административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, вынесено мировым судьей с  соблюдением срока давности привлечения к административной  ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено названному лицу в пределах,  установленных санкцией части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, с учетом требований статьи 4.1  указанного Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь  изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации

постановил:

постановление мирового судьи 6 судебного участка Искитимского  судебного района Новосибирской области от 17 мая 2021 года, решение судьи  Искитимского районного суда Новосибирской области от 22 июня 2021 года и  постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19  августа 2021 года, вынесенные в отношении муниципального унитарного  предприятия «Жилищное эксплуатационное объединение» по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  оставить без изменения, жалобу конкурсного управляющего должника -  муниципального унитарного предприятия «Жилищное эксплуатационное  объединение» Курочкина И.В. - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации С.Б. Никифоров


предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об

предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об