ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 5-АД19-204
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Москва 22 августа 2019 г.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Ф.О.Н.» - генерального директора ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 92 района Отрадное города Москвы от 04.06.2018 № 5-136/18, решение судьи Бутырского районного суда города Москвы от 20.09.2018 и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 20.02.2019 № 4а-8541/18, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ф.О.Н.» (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 92 района Отрадное города Москвы от 04.06.2018 № 5-136/18, оставленным без изменения решением судьи Бутырского районного суда города Москвы от 20.09.2018 и постановлением заместителя председателя Московского городского суда от 20.02.2019 № 4а-8541/18, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа 300 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, генеральный директор ФИО1 выражает несогласие с указанными судебными актами, состоявшимися в отношении общества по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 5 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 244-ФЗ, нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) организатор азартных игр обязан соблюдать установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с данным законом правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2007 № 441 утверждены Правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, в силу пункта 3 которых организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить соблюдение, помимо прочего, порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, определенного Центральным банком Российской Федерации.
Из пункта 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», зарегистрированного в Минюсте России 23.05.2014 № 32404, следует, что для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее - кассовые операции) юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег). Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к данному Указанию, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег. Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты),
включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций. В других случаях накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.
Согласно пункту 4 Указания Центрального банка Российской Федерации от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» (далее также - Указание № 3073-У), зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 23.04.2014 № 32079, индивидуальные предприниматели и юридические лица (далее - участники наличных расчетов) не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также полученные в качестве страховых премий, за исключением следующих целей: выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера; выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами; выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности; оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг; выдачи наличных денег работникам под отчет; возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, несказанные услуги; выдачи наличных денег при осуществлении операций банковским платежным агентом (субагентом) в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Кредитные организации вправе расходовать поступающие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации без ограничения целей расходования.
В силу пункта 4 Указания № 3073-У наличные расчеты в валюте Российской Федерации между участниками наличных расчетов (с соблюдением предельного размера наличных расчетов, установленного пунктом 6 данного Указания), между участниками наличных расчетов и физическими лицами по операциям с ценными бумагами, по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче (возврату) займов (процентов по займам), по деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № ИЗО, лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности, а также к лицензиату при осуществлении
лицензируемого вида деятельности, является, в числе иных, соблюдение лицензиатом требований, установленных частью 5 статьи 6 и частью 2 статьи 8 Закона № 244-ФЗ.
Частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, либо осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, в период с 22.09.2017 по 24.10.2017 обособленным подразделением общества - пунктом приема ставок букмекерской конторы, расположенным по адресу: <...>, осуществлены наличные расчеты по выплате участникам азартных игр выигрышей за счет наличных денег на сумму 51 940 рублей, поступивших в кассу обособленного подразделения при приеме игровых ставок, то есть, не за счет денежных средств, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета.
Данные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении обществом приведенных выше положений Закона № 244-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № ИЗО «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах», нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации, выявлены в рамках проведенной в отношении общества должностными лицами Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на основании поручения от 16.11.2017 проверки полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении (том 1, л.д. 3-4), актом проверки от 19.12.2017 № 2.22-13/14 (том 1, л.д. 9-15) и иными представленными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и
своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащих применению нормативно- правовых актов.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты мировой судья судебного участка № 92 района Отрадное города Москвы и судебные инстанции, рассмотревшие жалобы законного представителя общества - генерального директора ФИО1 на постановление о назначении административного наказания сочли, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативно-правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Довод жалобы о том, что лицензионные требования обществом были соблюдены, опровергается собранными по делу доказательствами, которые в совокупности свидетельствуют о том, что на момент проведения проверки деятельности в пункте приема ставок букмекерской конторы по названному выше адресу нарушены правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр.
Изложенные в решении Арбитражного суда города Москвы от 17.04.2018 по делу № А40-ЗП97/18 выводы о признании незаконным постановления о назначении обществу административного наказания на основании части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях не свидетельствуют об отсутствии в деянии общества состава вмененного административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку, как правильно отмечено заместителем председателя Московского городского суда в обжалуемом постановлении от 20.02.2019 № 4а-8541/2018, названные административные нарушения различаются объективной стороной составов. При этом при рассмотрении дел об административном правонарушении судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 92 района Отрадное города Москвы от 04.06.2018 № 5-136/18, решение судьи Бутырского районного суда города Москвы от 20.09.2018 и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 20.02.2019 № 4а-8541/18, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ф.О.Н.» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Ф.О.Н.» - генерального директора ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации В.П.Меркулов