ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 32-АД21-10-К1
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва 21 января 2022 года
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ., рассмотрев жалобу Решетникова И.М. на вступившие в законную силу постановление судьи Кировского районного суда г. Саратова от 02 марта 2021 года, решение судьи Саратовского областного суда от 26 апреля 2021 года и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13 августа 2021 года, вынесенные в отношении Решетникова Ильи Михайловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Кировского районного суда г. Саратова от 02 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Саратовского областного суда от 26 апреля 2021 года и постановлением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13 августа 2021 года, Решетников И.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде конфискации транспортного средства «Тоуо1а»-«Сатгу» 2.5, 2011 года выпуска, УШ <...>, государственный регистрационный знак (Республика Армения) <...>, цвета «ВЬШН-МЕТАЫЛС»; свидетельство об учете транспортного средства <...>, выдано 21 октября 2019 года органами полиции Республики Армения на имя Решетникова И.М.; страховой полис серии <...> № <...>, выдан 06 ноября 2019 года филиалом ПАО «Ингосстрах»; ключ зажигания (черного цвета) - 1 шт.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Решетников И.М. выражает несогласие с судебными актами, состоявшимися в
отношении него, считая их незаконными.
[A1] Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза определено, что товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Союз) и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Как предусмотрено подпунктом 35 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное декларирование выражается в заявлении таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Из пунктов 1 и 2 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза следует, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 названного Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено этим Кодексом.
На основании пункта 2 статьи 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных этим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с данным Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с названным Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные этим
Кодексом.
[A2] В подпункте 12 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза отмечено, что иностранными товарами признаются товары, не являющиеся товарами Союза, в том числе утратившие статус товаров Союза в соответствии с названным Кодексом, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров (признаны иностранными товарами) в соответствии с данным Кодексом.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 126 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз (международными договорами о присоединении государства к Договору о Союзе) (далее - международные договоры о вступлении в Союз) применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза.
В силу пункта 6 статьи 126 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем до приобретения такими товарами статуса товаров Союза.
В соответствии с пунктом 3 пункта 7 статьи 126 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза условно выпущенные товары приобретают статус товаров Союза после исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин и (или) их взыскания в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров, либо в ином размере, установленном в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз, если уплата ввозных таможенных пошлин в таком размере предусматривается в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз, либо прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин в связи с наступлением иных обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 статьи 136 названного Кодекса, - в отношении товаров, указанных в подпункте 3 пункта 1 данной статьи.
Таможенному декларированию подлежат, в частности, транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах (подпункт 5 пункта 1 статьи 260 Таможенного кодекса Российской Федерации).
[A3] В силу статьи 1 настоящего договора Республика Армения присоединилась не только к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, но и другим заключенным в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства международным договорам, входящим в право Евразийского экономического союза, по перечню согласно приложению № 1 к настоящему Договору, включая и Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года (в последующем государствами - членами Евразийского экономического союза 11 апреля 2017 года был подписан Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
При этом применение Республикой Армения отдельных норм Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и других международных договоров, указанных в приложении № 1 к настоящему Договору, было решено осуществлять в соответствии с условиями и переходными положениями согласно приложению № 3 к настоящему Договору и с учетом договоренностей по применению Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении товаров по перечню согласно приложению № 4 к настоящему Договору.
В пункте 31 приложения № 3 к Договору о присоединении указано, что автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению (в настоящее время Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 утверждены новые единые ставки таможенных пошлин, налогов), а также автомобили, указанные в пункте 30 настоящего приложения, в других государствах - членах Евразийского экономического союза признаются иностранными товарами:
до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению;
до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.
Действие настоящего пункта не распространяется на ввезенные после подписания Договора автомобили, в отношении которых таможенные пошлины уплачены по ставкам, установленным ЕТТ ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 33 приложения № 3 к Договору о присоединении в отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, при их ввозе на территории других государств - членов Евразийского экономического союза проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном Таможенным кодексом
таможенного союза, иными регулирующими таможенные правоотношения
[A4] международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, с учетом пунктом 34 35 настоящего приложения.
В силу пункта 35 приложения № 3 к Договору о присоединении автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 названного приложения, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 данного приложения.
Приведенное правовое регулирование позволяет заключить, что ввоз и использование на территории Российской Федерации транспортных средств, зарегистрированных в Республике Армения, лицами, постоянно не проживающими в Республике Армения, должны сопровождаться таможенным декларированием в таможенных органах Российской Федерации и уплатой таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, предусмотренным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 18 августа 2020 года в 17 часов 15 минут должностным лицом ДПС ГИБДД У МВД России по г. Саратову в ходе совместных мероприятий, проводимых Саратовской таможней и УГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области, было остановлено транспортное средство марки «Тоуо(а Сатгу 2.5», 2011 года выпуска, У1М <...>, государственный регистрационный знак <...> (Республика Армения), цвет «ВЫ18Н-МЕТАЫЛС», под управлением Решетникова И.М.
В ходе проверке было установлено, что названное транспортное средство ввезено на территорию Республики Армения и задекларировано в таможенных органах Республики Армения 21 октября 2019 года ООО «Автонеркрог 10» по таможенной декларации № <...>. При этом таможенные платежи были уплачены по ставкам, установленным в Республике Армения, в размере 631 628 армянских драм (по курсу Центрального Банка России на 21 октября 2019 года - 84 827 рублей 64 копейки). 21 октября 2019 года транспортное средство зарегистрировано в полиции Республики Армения на
имя Решетникова И.М. с выдачей ему свидетельства об учете транспортного
[A5] средства <...> и государственного регистрационного знака <...> (Республика Армения).
Однако в установленном законом порядке не подал в таможенный орган таможенную декларацию, содержащую сведения о ввезенном транспортном средстве. Согласно предварительному расчету, произведенному оперативно-аналитическим отделением Саратовской таможни, ориентировочная сумма неуплаченных таможенных платежей в бюджет Российской Федерации составила 1 006 922 рублей 36 копеек (за вычетом сумм, уплаченных в Республике Армения).
Приведенные обстоятельства подтверждаются в том числе: протоколом об административном правонарушении от 12 января 2021 года; протоколом изъятия вещей и документов от 18 августа 2020 года; актами приема-передачи транспортного средства от 18 августа 2020 года, от 19 августа 2020 года и от 25 января 2021 года; рапортом врио командира 1 батальона ДПС ГИБДД УМВД России по г. Саратову Ш. от 18 августа 2020 года; информацией комитета государственных доходов Республики Армения от 30 декабря 2019 года и от 16 декабря 2020 года; информацией Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Саратовской области от 20 августа 2020 года и от 04 сентября 2020 года; свидетельством о государственной регистрации права собственности на транспортное средство от 21 октября 2019 года; свидетельством об учете транспортного средства; паспортом Решетникова И.М.; заключением эксперта экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Нижний Новгород ФТС России от 17 декабря 2020 года; информацией дорожной полиции Республики Армения от 06 октября 2020 года и от 27 октября 2020 года; докладной запиской начальника отдела таможенных платежей Саратовской таможни от 31 декабря 2020 года; актом камеральной таможенной проверки от 09 ноября 2020 года и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1
данного Кодекса.
[A6] Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Порядок и срок давности привлечения Решетникова И.М. к административной ответственности соблюдены.
Доводы заявителя о недопустимости протокола об административном правонарушении, являются несостоятельными.
Напротив, его форма и содержание в полной мере отвечают требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В нем исчерпывающе приведены место, время и событие правонарушения, а также иные сведения, необходимые для правильного и своевременного рассмотрения дела.
Протокол составлен в присутствии Решетникова И.М., который предварительно был ознакомлен с правами, предусмотренными статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а затем, принимая активное участие в производстве по делу, выразил свое отношение к выдвинутому обвинению.
Изложенное позволяет судить о том, что лицу, в отношении которого ведется производство по делу, были созданы все необходимые условия для защиты от административного преследования.
С учетом исследованных материалов дела допущенная неточность в указании года составления протокола носит характер очевидной описки и, вопреки мнению заявителя, не свидетельствует о его составлении до описанных в нем событий.
В этой связи нижестоящие инстанции, опираясь на разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», справедливо сочли, что отмеченный недостаток относится к числу несущественных.
Равным образом, при оценке процессуальной приемлемости протокола суды пришли к правильному выводу о том, что в рамках правового подхода, сформулированного в названном пункте Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, нарушение срока составления протокола не лишает его доказательственного значения, поскольку он не является
пресекате л ьным.
[A7] Утверждения заявителя об отсутствии у него обязанности декларирования транспортного средства, зарегистрированного в Республике Армения и ввезенного на территорию Российской Федерации в изложенных обстоятельствах, основаны на ошибочном толковании законодательства в сфере таможенного регулирования, в том числе и Договора о присоединении.
Довод заявителя о том, что он постоянно проживает в Республике Армения, тщательно и всесторонне проверялся на предыдущих стадиях процесса и мотивированно отклонен.
В то же время имеются основания для изменения состоявшихся судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.
Исходя из диспозиции части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предметом административного правонарушения является товар, который подлежит таможенному декларированию и в отношении которого не подана таможенная декларация.
Судья районного суда, избирая Решетникову И.М. конфискацию, изложенное не учел и наряду с транспортным средством, которое не было им задекларировано в установленном законом порядке, обратил в собственность государства и касающиеся его документы - свидетельство об учете транспортного средства <...>, выданное 21 октября 2019 года органами полиции Республики Армения на имя Решетникова И.М., и страховой полис серии <...> № <...>, выданный 06 ноября 2019 года филиалом ПАО «Ингосстрах», которые не могут быть причислены ни к орудию правонарушения, ни к его предмету.
Вышестоящие инстанции, пересматривая дело, указанное нарушение не устранили.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении
которого вынесены указанные постановление, решение.
[A8] При таких обстоятельствах, постановление судьи Кировского районного суда г. Саратова от 02 марта 2021 года, решение судьи Саратовского областного суда от 26 апреля 2021 года и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13 августа 2021 года, вынесенные в отношении Решетникова Ильи Михайловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем путем исключения из резолютивной части постановления судьи Кировского районного суда г. Саратова от 02 марта 2021 года указание на конфискацию свидетельства об учете транспортного средства <...> выданного 21 октября 2019 года органами полиции Республики Армения на имя Решетникова И.М. и страхового полиса серии <...>, выданного 06 ноября 2019 года филиалом ПАО «Ингосстрах».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
постановил:
постановление судьи Кировского районного суда г. Саратова от 02 марта 2021 года, решение судьи Саратовского областного суда от 26 апреля 2021 года и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13 августа 2021 года, вынесенные в отношении Решетникова Ильи Михайловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить из резолютивной части постановления судьи Кировского районного суда г. Саратова от 02 марта 2021 года указание на конфискацию свидетельства об учете транспортного средства<...>, выданного 21 октября 2019 года органами полиции Республики Армения на имя Решетникова И.М. и страхового полиса серии <...>, выданного 06 ноября 2019 года филиалом ПАО «Ингосстрах».
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации€Ж Никифоров