НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда РФ от 19.09.2019 № 5-АД19-214

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АД19-214

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 19 сентября 2019 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника Магомедова К.А., действующего на основании  доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью  «Планета» (далее - ООО «Планета», Общество) на постановление главного  государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в  г. Москве от 02 мая 2017 года № 4-1882-17-ППР/1056/100/4, постановление  главного государственного инспектора труда Государственной инспекции  труда в г. Москве от 02 мая 2017 года № 4-1880-17-ППР/1056/102/4, решение  судьи Таганского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2017 года № 12- 1804/2017, решение судьи Московского городского суда от 22 июня 2018 года   № 7-7961/2018 и постановление заместителя председателя Московского  городского суда от 14 января 2019 года № 4а-7023/18, вынесенные в отношении  ООО «Планета» по делу об административных правонарушениях,  предусмотренных частями 2 и 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением главного государственного инспектора труда  Государственной инспекции труда в г. Москве от 02 мая 2017 года № 4-1882- 17-ППР/1056/100/4 ООО «Планета» признано виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и  подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа  в размере 60 000 рублей. 

Постановлением главного государственного инспектора труда  Государственной инспекции труда в г. Москве от 02 мая 2017 года № 4-1880- 17-ППР/1056/102/4 ООО «Планета» признано виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 


Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и  подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа  в размере 110 000 рублей.  

Определением судьи Таганского районного суда г. Москвы от 30 ноября  2017 года дела об административных правонарушениях, предусмотренных  частями 2 и 3 статьи 5.27.1, объединены в одно производство. 

Решением судьи Таганского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2017  года № 12-1804/2017, оставленным без изменения решением судьи  Московского городского суда от 22 июня 2018 года № 7-7961/2018 и  постановлением заместителя председателя Московского городского суда от 14  января 2019 года № 4а-7023/18, постановления главного государственного  инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве от 02 мая 2017  года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных  частями 2 и 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях в отношении ООО «Планета» изменены:  Обществу назначено административное наказание с применением положений  статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 данного Кодекса в  виде административного штрафа в размере 110 000 рублей; в остальной части  постановления должностного лица Инспекции от 02 мая 2017 года № 4-1882- 17-ППР/1056/100/4 и № 4-1880-17-ППР/1056/102/4 оставлены без изменения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Магомедов К.А. просит об отмене судебных актов, вынесенных в отношении  ООО «Планета» по делам об административных правонарушениях,  предусмотренных частями 2 и 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, ссылаясь на их незаконность. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к  административной ответственности) нарушение работодателем установленного  порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или  ее непроведение - влечет предупреждение или наложение административного  штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;  на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических  лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей. 

В силу части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях допуск работника к исполнению им  трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и  проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных  предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение  трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских 


осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических  освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - влечет  наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от  пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от  пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста  десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей. 

Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что  обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются  на работодателя. 

Работодатель обязан обеспечить:

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию  первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по  охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований  охраны труда; 

недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке  обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний  требований охраны труда; 

проведение специальной оценки условий труда в соответствии с  законодательством о специальной оценке условий труда; 

в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными  нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права,  организовывать проведение за счет собственных средств обязательных  предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение  трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных  медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований  работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных  психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в  соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места  работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных  медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; 

недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без  прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных  психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских  противопоказаний. 

Согласно статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники,  занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе  на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта,  проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и  периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские  осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения  поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В  соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят  внеочередные медицинские осмотры. 


Работники организаций пищевой промышленности, общественного  питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и  детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят  указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения,  предупреждения возникновения и распространения заболеваний. 

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе  связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ  и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в  условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое  освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке,  устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации  федеральным органом исполнительной власти. 

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и  психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств  работодателя. 

В соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации  работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в  том числе: 

не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и  навыков в области охраны труда; 

не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский  осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях,  предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 

В соответствии с пунктом 15 Перечня работ, при выполнении которых  производятся обязательные предварительные и периодические медицинские  осмотры (обследования) работников, утвержденного приказом  Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н, ежегодным  медицинским осмотрам (обследованиям) подлежат работники организаций  общественного питания, торговли, буфетов, пищеблоков, в том числе на  общественном транспорте. 

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.   № 426-ФЗ «О специальной оценки условий труда» работодатель обязан  обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе  внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных  частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. 

В силу статьи 8 Федерального закона «О специальной оценки условий  труда» обязанности по организации и финансированию проведения  специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. 

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и  организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19  настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на  основании гражданско-правового договора. 


Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже  чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным  законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении  специальной оценки условий труда. 

В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О специальной оценки  условий труда» результаты проведения специальной оценки условий труда, в  том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются  как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны  труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную  систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда  (далее - информационная система учета), за исключением сведений,  составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с  учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных  данных. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки  условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку  условий труда. 

Из материалов дела усматривается, что в результате проведения с 16  февраля 2017 года по 03 марта 2017 года должностными лицами Таганской  межрайонной прокуратуры г. Москвы совместно с государственным  инспектором труда Государственной инспекции труда в г. Москве выездной  проверки по соблюдению требований федерального законодательства, в том  числе требований по охране труда и техники безопасности, в отношении  ООО «Планета» (ресторан «ДжонДжоли», адрес: г. Москва, ул. Николоямская,  д. 28/60, стр. 1) установлено, что в нарушение статей 212, 213, абзацев. 3, 4  статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 15 Перечня работ,  при выполнении которых производятся обязательные предварительные и  периодические медицинские осмотры (обследования) работников, части 2  статьи 4, статьи 8 Федерального закона «О специальной оценки условий труда»  ООО «Планета» как работодателем не было организовано за счет собственных  средств Общества проведение обязательного медицинского осмотра  работников; при приеме на работу и проведение периодических медицинских  осмотров, не организовано прохождение обязательного психиатрического  освидетельствования работников общественного питания - работников кухни  ООО «Планета», осуществляющих деятельность в условиях повышенной  опасности, не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном  уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным  органом исполнительной власти; в январе 2017 года и на момент проведения  выездной проверки 16 февраля 2017 года работодатель не отстранил от работы  (допускает к работе) работника, не прошедшего обучение по охране труда и  проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке;  специальная оценка условий труда работников в Обществе не проведена,  документы, подтверждающие проведение аттестации рабочих мест, не  представлены. 


Фактические обстоятельства совершения Обществом противоправных  деяний подтверждаются: постановлением исполняющего обязанности  Таганского межрайонного прокурора г. Москвы о возбуждении дела об  административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;  постановлением исполняющего обязанности Таганского межрайонного  прокурора г. Москвы о возбуждении дела об административном  правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях; справкой о результатах  проведения проверки; договором аренды помещения № Э/13-11/НЯ  от 25 сентября 2013 г.; приказами о приеме на работу в ООО «Планета»  Курдгелия Н.Р., Минажетдинова Э.Р., Ахвердовой Т.А., Лукьянова А.А. и  иными доказательствами, исследованными должностным лицом и судебными  инстанциями, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и  достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении выполнены, на основании полного и  всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все  юридически значимые обстоятельства совершения административного  правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в  совершении административного правонарушения, если будет установлено, что  у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение  которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были  приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

ООО «Планета», имея возможность для соблюдения правил и норм, за  нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных  правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не  приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем  обоснованно привлечено к административной ответственности за совершения  административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи  5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Действия ООО «Планета» квалифицированы в соответствии с  установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Доводы настоящей жалобы, имеющие правовое значение для разрешения  дела, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки  нижестоящих судов и были отклонены по мотивам, приведенным в  соответствующих судебных актах, оснований не согласиться с которыми не  имеется. 


Несогласие защитника Магомедова К.А. с оценкой установленных  судебными инстанциями обстоятельств, правовым основанием к отмене  принятых по делу судебных актов не является. 

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену  состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не  допущено, нормы материального права применены правильно. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении  настоящей жалобы не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление главного государственного инспектора труда  Государственной инспекции труда в г. Москве от 02 мая 2017 года № 4-1882- 17-1111Р/105 6/100/4, постановление главного государственного инспектора  труда Государственной инспекции труда в г. Москве от 02 мая 2017 года № 4- 1880-17-ППР/1056/102/4, решение судьи Таганского районного суда г. Москвы  от 30 ноября 2017 года № 12-1804/2017, решение судьи Московского  городского суда от 22 июня 2018 года № 7-7961/2018 и постановление  заместителя председателя Московского городского суда от 14 января 2019 года   № 4а-7023/18, вынесенные в отношении ООО «Планета» по делу об  административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи  5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  оставить без изменения, а жалобу защитника Магомедова К.А. - без  удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров