НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда РФ от 19.06.2015 № 09АП-55005/2014

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 305-АД15-2391

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Москва 19 июня 2015 г. 02 марта 2015 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Кирейкова Г.Г.,  изучив жалобу закрытого акционерного общества «Телеком Инвест» (Москва;  далее – общество) в лице директора Капкова А.С. на решение Арбитражного  суда города Москвы от 10.11.2014 и постановление Девятого арбитражного  апелляционного суда от 28.01.2015 по делу № А40-150884/2014 по заявлению  Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных  технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу  (Москва; далее – управление, административный орган) о привлечении  общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3  статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях (далее – КоАП РФ), 

установила:

решением суда первой инстанции от 10.11.2014, оставленным без  изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда  от 28.01.2015, общество привлечено к административной ответственности в  виде взыскания штрафа в размере 30 000 руб. 

Не согласившись с названными судебными актами, общество обратилось  в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит их  отменить и принять по делу новое постановление. 

Изучив жалобу, приложенные к ней документы и материалы  дела № А40-150884/2014, судья полагает, что судебные акты подлежат отмене,  а требование общества - удовлетворению по следующим основаниям. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, в результате  проведенной управлением проверки по сообщению Федерального агентства  связи установлено, что общество осуществляет лицензируемые виды 


деятельности с нарушением пункта 7 Условий осуществления деятельности,  предусмотренных лицензией № 87844, пункта 11 Условий осуществления  деятельности, предусмотренных лицензиями № 87846, 87847 и пункта 12  Условий осуществления деятельности, предусмотренных лицензиями № 87845  и 87848, предусматривающих обязанность лицензиата представлять сведения о  базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв  универсального обслуживания в порядке и по форме, установленной  федеральным органом исполнительной власти в области связи. 

Названные обстоятельства послужили основанием для составления в  отношении общества, являющегося оператором связи и обязанным в силу  действующего законодательства соблюдать условия предоставленных ему  лицензий, протокола об административном правонарушении по части 3  статьи 14.1 КоАП РФ и последующего направления данного протокола с  материалами дела в арбитражный суд в порядке, предусмотренном частью 3  статьи 23.1 КоАП РФ

Привлекая общество к административной ответственности, суд первой  инстанции, руководствуясь пунктом 32 статьи 2, пунктом 1 статьи 29, пунктом  1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», статьей 2  Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных  видов деятельности», а также Порядком предоставления сведений о базе  расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв  универсального обслуживания, утвержденным приказом Минкомсвязи России  от 16.09.2008 № 41 (далее – Порядок), пришел к выводу о наличии в действиях  общества состава вменяемого административного правонарушения. Срок  привлечения общества к административной ответственности суд счел не  пропущенным. 

Не установив оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ,  в отсутствие доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер по  соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена  административная ответственность, суд вынес решение о привлечении  общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1  КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб. 

Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции  поддержал, отметив, что совершенное обществом правонарушение  выявлено 14.08.2014, в связи с чем установленный трехмесячный срок на  момент привлечения общества к административной ответственности не истек. 

Между тем судами не учтено следующее.

В силу частей 1, 2 статьи 4.5 КоАП РФ по общему правилу постановление  по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по  истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении,  рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения  административного правонарушения. При длящемся административном  правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения  административного правонарушения. 


При этом согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003   № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях»  административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении  обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве  длящихся. 

Обществу вменяется непредставление сведений о базе расчета  обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального  обслуживания за II квартал 2014 года. 

В соответствии с пунктом 1 Порядка оператор связи, оказывающий  услуги связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30  дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, представляет в  Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений  (неналоговых платежей), в резерв универсального обслуживания по форме,  приведенной в приложении № 1. 

Второй квартал 2014 года календарно окончен 30.06.2014, а  следовательно, обязанность представить указанные выше сведения возникла у  общества с 01.07.2014 по 31.07.2014. 

Таким образом, вопреки указанию административного органа,  допущенное обществом правонарушение не является длящимся, поскольку  выражается в непредставлении сведений к конкретному сроку, а днем  совершения правонарушения является 01.08.2014. 

Срок давности привлечения общества к административной  ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ составляет 3 месяца. Решение  суда вынесено 10.11.2014. 

С учетом изложенного на момент рассмотрения настоящего дела в  Арбитражном суде города Москвы срок давности привлечения общества к  административной ответственности истек. 

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство  по делу об административном правонарушении не может быть начато, а  начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока  давности привлечения к административной ответственности. 

Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене  постановления по делу об административном правонарушении, решения по  результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по  делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных  статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности  обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные  постановление, решение. 

Поскольку к моменту рассмотрения дела в суде установленный срок  привлечения общества к административной ответственности истек, принятые 


по настоящему делу судебные акты подлежат отмене, а производство по делу  об административном правонарушении - прекращению. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

постановил:

жалобу закрытого акционерного общества «Телеком Инвест»  удовлетворить. 

Решение Арбитражного суда города Москвы от 10.11.2014 и  постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2015 по  делу № А40-150884/2014 о привлечении закрытого акционерного общества  «Телеком Инвест» к административной ответственности, предусмотренной  частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, в виде штрафа в размере 30 000 руб. отменить. 

Производство по делу об административном правонарушении прекратить. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Г.Г. Кирейкова