НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда РФ от 18.09.2020 № 31-АД20-3

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 31-АД20-3

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 18 сентября 2020 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника Полякова А.А., действующего в интересах  ФИО1, на вступившие в законную силу  постановление судьи Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской  Республики от 03 апреля 2019 года, решение судьи Верховного Суда  Чувашской Республики от 16 мая 2019 года и постановление заместителя  председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 26 июня 2019 года,  вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - ФИО1) по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Ленинского районного суда города Чебоксары  Чувашской Республики от 03 апреля 2019 года, оставленным без изменения  решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 16 мая 2019 года и  постановлением заместителя председателя Верховного Суда Чувашской  Республики от 26 июня 2019 года, ФИО1 признана виновной в  совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3  статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде  административного штрафа в размере 200 000 рублей. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации не нашел оснований для  отмены или изменения указанных судебных актов, постановлением от 22 июля  2019 года оставил их без изменения. 


Частью 4 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлено, что повторные подача  жалоб, принесение протестов по тем же основаниям в суд, ранее  рассмотревший вступившие в законную силу постановление по делу об  административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения  жалоб, протестов на такое постановление, не допускаются. 

В жалобе, повторно поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  защитник Поляков А.А. просит отменить вынесенные в отношении ФИО1 судебные акты с прекращением производства по делу, ссылаясь на  позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в  постановлении от 04 февраля 2020 года № 7-П. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии с частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  ФИО1 к административной ответственности) неуведомление или  нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления  территориального органа федерального органа исполнительной власти,  осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере  миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора  или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с  иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты  заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление  требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение  административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч  рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч  рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей  либо административное приостановление деятельности на срок от  четырнадцати до девяноста суток. 

Согласно примечанию к статье 18.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях за административные правонарушения,  предусмотренные данной статьей и иными статьями главы 18, лица,  осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности  несут административную ответственность как юридические лица, за  исключением случаев, если в соответствующих статьях названной главы  установлены специальные правила об административной ответственности лиц,  осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица, отличающиеся от правил об административной  ответственности юридических лиц. 

В силу статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой  договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если  работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его 


уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении  работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в  письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического  допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием  личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но  впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех  рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если  иное не установлено судом. 

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля  2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в  Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации») работодатель или заказчик  работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой  деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный  орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в  субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный  гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении  (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или  гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок,  не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения  (расторжения) соответствующего договора. 

Такое уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком  работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной  власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме  электронного документа с использованием информационно- телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет,  включая единый портал государственных и муниципальных услуг. 

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в  электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной  власти в сфере внутренних дел. 

Как следует из материалов дела, в ходе проведения 07 февраля 2019 года  прокуратурой Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики с  привлечением сотрудников УФСБ России по Чувашской Республике, УФНС  России по Чувашской Республике, Управления Росгвардии по Чувашской  Республике проверки на предмет соблюдения миграционного законодательства  установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 с  середины января 2019 года привлекла к трудовой деятельности в качестве  продавца в арендуемом ею торговом киоске «Овощи, фрукты, сухофрукты»,  расположенном по адресу: <...>, гражданина Республики Таджикистан Л. не уведомив в соответствии с требованиями пункта 8 статьи 13 Федерального  закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской  Федерации» о заключении трудового договора с иностранным гражданином 


территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере  внутренних дел. 

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения  ФИО1 судьей районного суда к административной ответственности,  предусмотренной частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

С таким решением судьи районного суда согласились вышестоящие  судебные инстанции, оставив постановление от 03 апреля 2019 года без  изменения. 

Вместе с тем решение от 16 мая 2019 года судьи и постановление от 26  июня 2019 года заместителя председателя Верховного Суда Чувашской  Республики подлежат отмене в связи со следующим. 

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях задачами производства по делам  об административных правонарушениях являются всестороннее, полное,  объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела,  разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения  вынесенного постановления, а также выявление причин и условий,  способствовавших совершению административных правонарушений. 

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу  об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события  административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные  действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта  Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, его  виновность в совершении административного правонарушения, иные  обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также  причины и условия совершения административного правонарушения. 

При обжаловании постановления судьи районного суда защитник Поляков  А.А. заявлял об отсутствии в действиях индивидуального предпринимателя  ФИО1 состава вмененного ей административного правонарушения,  ссылаясь на то, что уведомление о заключении трудового договора с  иностранным гражданином было направлено ФИО1 в ОВТМ УМВД  МВД по Чувашской Республике 21 апреля 2017 года в электронной форме. 

В подтверждение данных доводов в материалы дела были представлены  заполненная 21 апреля 2017 года форма уведомления о заключении трудового  договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание  услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства, согласно  которому на основании трудового договора от 21 апреля 2017 года  иностранный гражданин Л. принят на работу к индивидуальному предпринимателю ФИО1 в качестве водителя автомобиля,  подтверждение от ОВТМ УВМ МВД по Чувашской Республике о принятии  данного уведомления (л.д. 46-48). 


Придя к выводу о том, что каждый факт привлечения к трудовой  деятельности иностранного гражданина предполагает обязанность  работодателя направить соответствующее уведомление в территориальный  орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в  субъекте Российской Федерации, а неисполнение данной обязанности является  основанием для привлечения работодателя к административной  ответственности, судья Верховного Суда Чувашской Республики указанные  доводы защитника и представленные им документы отклонил. 

В месте с тем Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев  дело о проверке конституционности пункта 1 примечаний к статье 18.15  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части  2 статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца первого пункта  8 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации» постановлением от 04 февраля 2020 года   № 7-П признал взаимосвязанные положения указанных норм не  противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему  конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового  регулирования они не предполагают: возложения на работодателя,  привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности  иностранного гражданина, обязанности по уведомлению территориального  органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в  субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный  гражданин осуществляет трудовую деятельность, о поручении такому  иностранному гражданину работы, не предусмотренной заключенным с ним  трудовым договором и отличной от указанной в направленном в  соответствующий орган уведомлении о его заключении, а также об изменении  определенного в трудовом договоре адреса, по которому осуществляется  трудовая деятельность; привлечения названного работодателя к  административной ответственности за неуведомление территориального органа  федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный  государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о поручении  иностранному гражданину работы, не предусмотренной заключенным с ним  трудовым договором и отличной от указанной в направленном в  соответствующий орган уведомлении о его заключении, а также об изменении  определенного в трудовом договоре адреса, по которому осуществляется  трудовая деятельность. 

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом  Российской Федерации в названном постановлении заключение, изменение и  прекращение (расторжение) трудовых договоров с иностранными гражданами  осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации,  предусматривающим в качестве общего правила распространение на трудовые  отношения между работником, являющимся иностранным гражданином, и  работодателем норм, установленных российским трудовым законодательством  и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением 


случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или  международными договорами Российской Федерации указанные отношения  регулируются иностранным правом (часть пятая статьи 11 и часть первая  статьи 327.1). При этом глава 50.1 данного Кодекса устанавливает особенности  регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами, в  том числе особенности заключения с ними трудовых договоров (статья 327.2),  перечень дополнительных документов, предъявляемых иностранным  гражданином при приеме на работу (статья 327.3), особенности временного  перевода работника - иностранного гражданина на другую работу (статья  327.4), а также особенности прекращения трудового договора с ним (статья  327.6). Такого рода особенности обусловлены в первую очередь спецификой  правового статуса иностранных граждан, пребывающих (проживающих) в  Российской Федерации и осуществляющих трудовую деятельность на ее  территории. 

В соответствии со статьей 327.1 Трудового кодекса Российской Федерации  иностранные граждане, по общему правилу, имеют право вступать в трудовые  отношения в качестве работников по достижении ими возраста восемнадцати  лет (часть третья); между работником, являющимся иностранным  гражданином, и работодателем заключается трудовой договор на  неопределенный срок, а в случаях, предусмотренных статьей 59 данного  Кодекса, - срочный трудовой договор (часть пятая). 

Оформление трудового договора с иностранным гражданином  осуществляется по общим правилам, предусмотренным статьей 67 данного  Кодекса, согласно которой трудовой договор заключается в письменной форме,  составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами  (часть первая); трудовой договор, не оформленный в письменной форме,  считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по  поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя; при  фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с  ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со  дня фактического допущения работника к работе (часть вторая). 

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской  Федерации, норма части второй статьи 67 Трудового кодекса Российской  Федерации носит гарантийный характер и направлена на защиту трудовых прав  тех работников, которые фактически приступили к работе с ведома или по  поручению работодателя или его представителя при отсутствии оформленного  в письменной форме трудового договора (определения от 15 июля 2010 года   № 1001-О-О, от 24 марта 2015 года № 432-0 и от 27 марта 2018 года № 754-0). 

Указанное законоположение, распространяющее свое действие в том числе  и на трудовые отношения с участием иностранных граждан, действуя в  нормативной связи с абзацем первым пункта 8 статьи 13 Федерального закона  «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»,  предполагает, что обязанность работодателя, привлекающего и использующего  для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, 


уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной  власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на  территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую  деятельность, о заключении с ним трудового договора возлагается и в том  случае, когда такой трудовой договор не был оформлен надлежащим образом,  однако работник фактически приступил к работе с ведома или по поручению  работодателя или его представителя. Аналогичная позиция высказывалась  ранее и Верховным Судом Российской Федерации (в частности, в  постановлении от 14 июля 2010 года № 25-АД 10-6). 

Между тем часть вторая статьи 67 Трудового кодекса Российской  Федерации не затрагивает отношений, связанных с поручением работнику  работы, не предусмотренной заключенным с ним трудовым договором. 

По общему правилу, запрещается требовать от работника выполнения  работы, не обусловленной трудовым договором (статья 60 Трудового кодекса  Российской Федерации), что соответствует общеправовому принципу  стабильности договора. Однако в период действия трудового договора может  возникнуть необходимость поручить работнику иную оплачиваемую работу у  того же работодателя (работу по другой должности, профессии, специальности)  и (или) изменить иные условия ранее заключенного с ним трудового договора.  Такого рода необходимость может быть обусловлена как объективными  факторами, не зависящими от воли сторон трудового договора, так и  субъективными причинами. 

Трудовой кодекс Российской Федерации содержит следующие положения.  С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в  течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с  работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по  другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату;  поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии  (должности) может осуществляться путем совмещения профессий  (должностей), а по такой же профессии (должности) - путем расширения зон  обслуживания, увеличения объема работ; для исполнения обязанностей  временно отсутствующего работника без освобождения от работы,  определенной трудовым договором, работнику может быть поручена  дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии  (должности) (части первая и вторая статьи 60.2); кроме того, работодатель  вправе, по общему правилу - с письменного согласия работника, переводить его  на другую работу, что предполагает постоянное или временное изменение  трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором  работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом  договоре), при продолжении работы у того же работодателя, либо переводить  его на работу в другую местность вместе с работодателем (часть первая статьи  72.1); в указанных случаях отдельный (новый) трудовой договор между  работодателем и работником не заключается. Изменение же определенных  сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, 


допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением  случаев, предусмотренных данным Кодексом; соглашение об изменении  определенных сторонами условий трудового договора заключается в  письменной форме (статья 72). 

Приведенные законоположения в полной мере распространяются и на  трудовые отношения с участием работников, являющихся иностранными  гражданами. При этом Трудовой кодекс Российской Федерации не  устанавливает каких-либо специальных правил изменения условий  заключенных с такими лицами трудовых договоров, за исключением  особенностей временного перевода иностранного гражданина на другую работу  в случаях, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 (статья  327.4), которые, по смыслу соответствующих норм, касаются лишь работников,  являющихся иностранными гражданами, осуществляющими трудовую  деятельность на основании разрешения на работу или патента. 

Таким образом, поручение иностранному гражданину работы у того же  работодателя, не предусмотренной трудовым договором и отличной от  указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о его  заключении, и (или) работы по адресу, отличающемуся от указанного в  заключенном с этим работником трудовом договоре, предполагает лишь  изменение условий трудового договора и осуществляется в порядке,  предусмотренном трудовым законодательством. При этом сторонами трудового  договора во всяком случае должны быть соблюдены установленные в  отношении иностранных граждан в соответствии с федеральным законом  ограничения на осуществление отдельных видов трудовой деятельности (часть  четвертая статьи 327.1 Трудового кодекса Российской Федерации), а если в  качестве работника выступает иностранный гражданин, временно  пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий трудовую  деятельность на основании разрешения на работу или патента, либо  иностранный гражданин, временно проживающий в России, то, помимо  указанного, и ограничения, предусмотренные федеральным законом и  вытекающие из содержания документов, дающих право такому иностранному  гражданину пребывать (проживать) на территории Российской Федерации и  подтверждающих его право на осуществление трудовой деятельности в России,  в части профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности), а  также места ее осуществления (пункты 4.2 и 5 статьи 13, абзацы первый и  второй пункта 16 статьи 13.3 Федерального закона «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации»). 

Конституционный Суд Российской Федерации констатировал, что часть  вторая статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации и абзац первый  пункта 8 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации» - в их нормативной взаимосвязи и в  системной связи с положениями трудового законодательства, определяющими  порядок заключения и изменения трудового договора, - не могут быть  истолкованы как предполагающие возложение на работодателя, 


привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности  иностранного гражданина, обязанности по уведомлению территориального  органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в  субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный  гражданин осуществляет трудовую деятельность, о каждом факте поручения  такому иностранному гражданину работы, не предусмотренной заключенным с  ним трудовым договором и отличной от указанной в направленном в  соответствующий орган уведомлении о его заключении, а также об изменении  определенного в трудовом договоре адреса, по которому осуществляется  трудовая деятельность, поскольку это предполагает лишь изменение условий  заключенного с иностранным гражданином трудового договора. 

Соответственно, бездействие работодателя, который привлек иностранного  гражданина для осуществления трудовой деятельности на основании трудового  договора, однако впоследствии не уведомил территориальный орган  федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный  государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о поручении такому  иностранному гражданину работы, не предусмотренной заключенным с ним  трудовым договором и отличной от указанной в направленном в  соответствующий орган уведомлении о его заключении, а также об изменении  определенного в трудовом договоре адреса, по которому осуществляется  трудовая деятельность, не может быть квалифицировано в качестве  административного правонарушения, ответственность за которое  предусмотрена частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

С учетом изложенного следует признать, что судьей Верховного Суда  Чувашкой Республики доводы жалобы заявителя об отсутствии в действиях  ФИО1 состава административного правонарушения надлежащим  образом проверены не были, трудовой договор, заключенный между  индивидуальным предпринимателем и иностранным гражданином, в  материалах дела отсутствует, сведения о направлении ФИО1 в  территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере  внутренних дел в субъекте Российской Федерации уведомления о заключении  договора с иностранным гражданином запрошены не были, представленные  заявителем жалобы документы предметом исследования не являлись. 

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение  в случаях существенного нарушения процессуальных требований,  предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно  и объективно рассмотреть дело. 


По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях истечение  сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра  постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства  по делу, если для этого отсутствуют иные основания (абзац 8 пункта 14  постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта  2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). 

При таких обстоятельствах решение судьи Верховного Суда Чувашской  Республики от 16 мая 2019 года и постановление заместителя председателя  Верховного Суда Чувашской Республики от 26 июня 2019 года подлежат  отмене с направлением дела на новое рассмотрение судье Верховного Суда  Чувашской Республики. 

При новом рассмотрении дела суду следует всесторонне, полно и  объективно исследовать все обстоятельства дела в их совокупности, проверить  доводы жалобы заявителя с учетом позиции Конституционного Суда  Российской Федерации, изложенной в постановлении от 04 февраля 2020 года   № 7-П. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, 

постановил:

решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 16 мая 2019  года и постановление заместителя председателя Верховного Суда Чувашской  Республики от 26 июня 2019 года, вынесенные в отношении индивидуального  предпринимателя ФИО1 по делу  об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи  18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  отменить. 

Дело возвратить в Верховный Суд Чувашской Республики на новое  рассмотрение. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров