НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда РФ от 18.04.2019 № 9-АД19-7

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 9-АД 19-7

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 18 апреля 2019 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,  рассмотрев жалобу Барамонова Александра Сергеевича на вступившие  в законную силу постановление судьи Кстовского городского суда  Нижегородской области от 06.07.2018 № 5-803/2018, решение судьи  Нижегородского областного суда от 22.08.2018 № 12-640/2018 и постановление  заместителя председателя Нижегородского областного суда от 25.10.2018 № 4а- 2125/2018, вынесенные в отношении Барамонова Александра Сергеевича (далее  также - Барамонов А.С.) по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Кстовского городского суда Нижегородской области  от 06.07.2018 № 5-803/2018, оставленным без изменения решением судьи  Нижегородского областного суда от 22.08.2018 № 12-640/2018 и  постановлением заместителя председателя Нижегородского областного суда  от 25.10.2018 № 4а-2125/2018, Барамонов А.С. признан виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, с назначением административного наказания в виде  административного ареста на срок трое суток. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Барамонов  А.С. просит отменить судебные акты, состоявшиеся в отношении него  по данному делу об административном правонарушении, считая их  незаконными. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы заявителя, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит  к следующим выводам. 


В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Приложения № 8 к техническому  регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных  средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденному решением Комиссии Таможенного  союза от 09.12.2011 № 877, не допускается наличие дополнительных предметов  или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя (за исключением  зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или  встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств  размораживания и осушения ветрового стекла). Светопропуекание ветрового  стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для  водителя, должно составлять не менее 70% (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Барамонова А.С.  к административной ответственности). 

Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности  дорожного движения» предусмотрено, помимо прочего, что задачами данного  закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав  и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем  предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их  последствий (статья 1), при этом обеспечение безопасности дорожного  движения осуществляется, в частности, посредством осуществления  федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности  дорожного движения (статья 5). 

Из положений Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»  следует, что к основным направлениям деятельности полиции относится,  в числе иных, обеспечение безопасности дорожного движения (пункт 7 части 1  статьи 2), полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет  право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных  действий (пункт 1 части 1 статьи 13), законные требования сотрудника полиции  обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами (часть 3  статьи 30), невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет  ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации  (часть 4 статьи 30). 

Согласно пункту 1 части 3 статьи 28 Федерального закона «О полиции»  сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и  времени суток при выполнении обязанностей, указанных в части 2 статьи 27  указанного закона, имеет право требовать от граждан и должностных лиц  прекращения противоправных действий. 

Частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях предусмотрена административная  ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию 


сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или  учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск  национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими  обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной  безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных  обязанностей. 

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения  Барамонова А.С. к административной ответственности на основании указанной  выше нормы Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о  невыполнении им 06.07.2018 в 08 часов 40 минут на 432 км автомобильной  дороги Москва-Уфа в Кстовском районе Нижегородской области законного  требования сотрудника полиции, выразившемся в отказе демонтировать с  ветрового стекла и передних боковых стекол тонировочное покрытие,  светопропускаемость которого составила 18%. 

Приведенные обстоятельства, свидетельствующие о неповиновении  законному требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им  обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной  безопасности, послужили основанием для привлечения Барамонова А.С.  постановлением судьи городского суда к административной ответственности,  установленной частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Вышестоящие судебные инстанции с этими выводами согласились.  Между тем выводы судебных инстанций не учитывают следующее. 

Задачами производства по делам об административных правонарушениях  являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение  обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом,  обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление  причин и условий, способствовавших совершению административных  правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях). 

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных  обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению  подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за  которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации  предусмотрена административная ответственность; виновность лица в  совершении административного правонарушения; обстоятельства,  исключающие производство по делу об административном правонарушении. 

з


Установление виновности предполагает доказывание вины лица в  совершении противоправного действия (бездействия). 

Из материалов дела усматривается, что в требовании, врученном  должностным лицом ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области  Барамонову А.С. в 08 часов 35 минут 06.07.2018, в частности, указывалось на  необходимость прекращения противоправных действий, связанных с  эксплуатацией транспортных средств, на которых установлены стекла,  светопропускание которых не соответствует требованиям нормативных актов, и  выполнения данного требования незамедлительно с момента его вынесения  (л.д. 3). 

С момента возбуждения настоящего дела об административном  правонарушении Барамонов А.С. настаивал на том, что требования,  содержащиеся в упомянутом документе, им не нарушены. После вручения ему  названного требования эксплуатация транспортного средства с нанесенным на  стекла недопустимым тонировочным покрытием им не осуществлялась. После  вручения ему сотрудником ДПС ГИБДД упомянутого требования  транспортным средством он не управлял, ожидал прибытия эвакуатора для  транспортировки автомобиля в автосервис с целью удаления тонировочного  покрытия с ветрового стекла и передних боковых стекол. 

Несмотря на то, что приведенные Барамоновым А.С. доводы при  рассмотрении дела не были опровергнуты, названное лицо было привлечено к  административной ответственности за невыполнение требования сотрудника  полиции, что, по мнению судебных инстанций, выразилось в отказе  демонтировать тонировочную пленку. 

Между тем такого указания требование сотрудника ДПС ГИБДД ГУ МВД  России по Нижегородской области не содержало. 

В рассматриваемом случае эксплуатация транспортного средства с  нанесенным на стекла недопустимым тонировочным покрытием, на что был  установлен запрет указанным выше требованием, после его получения  Барамоновым А.С. не осуществлялась, иного в ходе рассмотрения дела не  установлено. 

На указанные обстоятельства последовательно указывалось привлекаемым  к административной ответственности лицом в ходе рассмотрения дела об  административных правонарушениях, в частности, в объяснениях (л.д. 4),  в жалобах, поданных на принятые по настоящему делу судебные акты (л.д. 31- 33, 60-62), в пояснениях, данных в заседаниях судей городского и областного  судов, однако надлежащая правовая оценка данным доводам не дана. 


С учетом изложенного выводы судебных инстанций о наличии в  деянии Барамонова А.С. состава административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, нельзя признать обоснованными. 

Более того, необходимо учесть, что наличие в требовании указания об  удалении со стекол транспортного средства тонировочного покрытия в  отсутствие предоставленного для этой цели разумного срока, в течение  которого данное действие подлежит осуществлению, свидетельствовало бы о  том, что такое требование не отвечает критериям разумности и исполнимости.  Привлечение к административной ответственности на основании части 1 статьи  19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за  невыполнение такого требования являлось бы незаконным. 

В данном случае требование, не содержащее указания на срок выполнения  предписанных в нем действий, было вручено названному лицу в 08 часов 35  минут 06.07.2018, а протокол об административном правонарушении на  основании части 1 статьи 19.3 названного Кодекса по факту описанных выше  обстоятельств, имевших место в 08 часов 40 минут в указанную выше дату,  составлен в 08 часов 50 минут 06.07.2018. 

Помимо изложенного, следует отметить, что лицо, в отношении которого  ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе  знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять  доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической  помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии  с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях  (часть 1 статьи 25.1 указанного Кодекса). 

Согласно приобщенному к материалам дела ходатайству от 06.07.2018,  Барамонов А.С. просил отложить рассмотрение данного дела с указанием на  необходимость в получении юридической помощи защитника (л.д. 1, 19). 

Отказывая в удовлетворении данного ходатайства, судья городского суда в  постановлении от 06.07.2018 отметил, что Барамонову А.С. была предоставлена  возможность обеспечить в суд явку защитника, для чего в судебном заседании,  назначенном на 12 часов 00 минут 06.07.2018, был объявлен перерыв, однако  данным правом он не воспользовался. 

В поданных в Нижегородский областной суд (л.д. 33) и в Верховный Суд  Российской Федерации жалобах заявитель указывает, что продолжительность  перерыва в судебном разбирательстве составила 20 минут, что с учетом его  задержания сотрудниками полиции с 03 часов 20 минут 06.07.2018 исключало 


возможность реализации им конституционных прав на получение юридической  помощи. 

Изложенное в совокупности не позволяет признать вынесенные по  настоящему делу судебные акты законными. 

При таких обстоятельствах постановление судьи Кстовского городского  суда Нижегородской области от 06.07.2018 № 5-803/2018, решение судьи  Нижегородского областного суда от 22.08.2018 № 12-640/2018 и постановление  заместителя председателя Нижегородского областного суда от 25.10.2018 № 4а- 2125/2018, вынесенные в отношении Барамонова А.С. по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  подлежат отмене. 

Производство по данному делу об административном правонарушении  подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи  с отсутствием в деянии Барамонова А.С. состава вменяемого  административного правонарушения. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  судья Верховного Суда Российской Федерации 

ПОСТАНОВИЛ:

жалобу Барамонова Александра Сергеевича удовлетворить.

Постановление судьи Кстовского городского суда Нижегородской области  от 06.07.2018 № 5-803/2018, решение судьи Нижегородского областного суда от  22.08.2018 № 12-640/2018 и постановление заместителя председателя  Нижегородского областного суда от 25.10.2018 № 4а-2125/2018, вынесенные в  отношении Барамонова Александра Сергеевича по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, отменить. 

Производство по делу об административном правонарушении прекратить  на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации В.П. Меркулов