НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда РФ от 18.01.2024 № 81-АД23-20

v - J

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 81-АД23-20-К8

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 18 января 2024 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев СИ.,  рассмотрев жалобу защитника Новикова Антона Николаевича, действующего  на основании доверенности в интересах ФИО1, на  вступившие в законную силу постановление и.о. мирового судьи судебного  участка № 2 Центрального судебного района г. Новокузнецка Кемеровской  области - Кузбасса от 6 апреля 2022 г., решение судьи Центрального районного  суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 30 мая 2022 г. и постановление  судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 7 декабря 2022 г.,  вынесенные в отношении кадастрового инженера ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Центрального  судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области - Кузбасса от 6 апреля  2022 г., оставленным без изменения решением судьи Центрального районного  суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 30 мая 2022 г. и постановлением  судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 7 декабря 2022 г.,  кадастровый инженер ФИО1 признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.35  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и  подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в 

размере 30 000 рублей. 


В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Новиков А.Н., приводя доводы о незаконности постановлений, вынесенных по  настоящему делу об административном правонарушении в отношении  кадастрового инженера ФИО2., ставит вопрос об их отмене с  возвращением дела на новое рассмотрение мировому судье. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы. 

В соответствии с частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях внесение кадастровым инженером  заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт  обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков  либо карту-план территории или подлог документов, на основании которых  были подготовлены межевой план, технический план, акт обследования, проект  межевания земельного участка или земельных участков либо карта-план  территории, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния,  влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до  пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет. 

Согласно пункту 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля  2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) одним из оснований для осуществления государственного  кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является  межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных  участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части  земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1  статьи 44 данного закона), государственном кадастровом учете в связи с  изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его  площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 данного закона). 

В части 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ определено, что межевой план  представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана  соответствующей территории или выписки из Единого государственного  реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором  воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный  реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке  или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо  новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр  недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. 

Частью 1 статьи 43 Закона № 218-ФЗ установлено, что государственный  кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ  земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования  земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного  участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в  измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения 

связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, 


сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре  недвижимости, не соответствуют установленным на основании данного закона  требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в  содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании  местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3  статьи 61 данного закона. 

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г.   № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - Закон № 221-ФЗ)  местоположение границ земельных участков подлежит в установленном  данным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в  части 3 данной статьи (заинтересованные лица), в случае, если в результате  кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в  отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или  уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков,  сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости  (часть 1). 

Согласование местоположения границ проводится с лицами,  обладающими смежными земельными участками, в том числе на праве  собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные  участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности,  предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное  (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся  государственными или муниципальными учреждениями либо казенными  предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование) (часть 3). 

При проведении согласования местоположения границ кадастровый  инженер обязан: проверить полномочия заинтересованных лиц или их  представителей; обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц  или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать  необходимые разъяснения относительно его содержания; указать  заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию  местоположение границ земельных участков на местности (в случае  согласования местоположения границ с их установлением на местности)  (часть 11). 

При проведении согласования местоположения границ заинтересованные  лица или их представители предъявляют кадастровому инженеру документы,  удостоверяющие личность, документы, подтверждающие полномочия  представителей заинтересованных лиц, а также документы, подтверждающие  права заинтересованных лиц на соответствующие земельные участки (за  исключением случая, если сведения о зарегистрированном праве  заинтересованного лица на соответствующий земельный участок содержатся в  Едином государственном реестре недвижимости) (часть 12). 

В соответствии с частями 1, 2 статьи 40 Закона № 221-ФЗ (в редакции, 

действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших 


основанием для возбуждения дела об административном правонарушении)  результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым  инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте  листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного  участка считается согласованным при наличии в акте согласования  местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их  представителей, за исключением предусмотренного частью 3 данной статьи  случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких  заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов  документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных  лиц, указываются в акте согласования местоположения границ. 

В силу пункта 21 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных  приказом Министерства экономического развития Российской Федерации  (Минэкономразвития России) от 8 декабря 2015 г. № 921 «Об утверждении  формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке»  (действовавших на момент возникновения обстоятельств, послуживших  основанием для возбуждения дела об административном правонарушении,  утративших силу в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от  28 апреля 2022 г. № 231), межевой план составляется на основе сведений  Единого государственного реестра недвижимости об определенном земельном  участке, здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, ином  объекте, который прочно связан с землей, то есть перемещение которого без  несоразмерного ущерба его назначению невозможно, и (или) сведений об  определенной территории, например в случае образования земельных участков  из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности,  или уточнения местоположения границ земельных участков. Для подготовки  межевого плана используются картографические материалы, в том числе  картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация,  хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате  проведения землеустройства. 

Согласно пункту 22 указанных требований в случаях, предусмотренных  федеральными законами, для подготовки межевого плана используются:  документы градостроительного зонирования (правила землепользования и  застройки); нормативные правовые акты, устанавливающие предельные  (максимальные и минимальные) размеры земельных участков; документация по  планировке территории (проекты планировки территории, проекты межевания  территории), документы территориального планирования; документы,  определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской  Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков)  при его образовании, в том числе схемы расположения земельного участка или  земельных участков на кадастровом плане территории, решения,  предусматривающие утверждение схемы расположения земельного участка или 

земельных участков на кадастровом плане территории, решения о 


предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения  об утверждении проекта межевания территории, утвержденный проект  межевания территории, решение об изъятии земельного участка и (или)  расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или  муниципальных нужд; утвержденные в установленном порядке проекты  организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или  дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения  сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного  назначения; утвержденные в установленном порядке материалы  лесоустройства, проектная документация лесных участков; решения о  предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные  участки; вступившие в законную силу судебные акты; иные предусмотренные  законодательством документы. 

Из материалов дела следует, что в июле 2021 г. кадастровый инженер  ФИО1, достоверно зная о невозможности определения границ  земельного участка с кадастровым номером № <...>,  расположенного на территории Новокузнецкого района Кемеровской области - Кузбасса, избранным им способом - на основании проекта землеустройства  (перераспределения земель) колхозов «Николаевский» от 01 августа 2011 г.   № 120 и проекта землеустройства (перераспределения земель) ТОО «Тайлеп»  от 1 августа 2011 г. № 127, подготовил и составил межевой план по уточнению  местоположения границ данного земельного участка, используя указанные  документы, указав в нем заведомо ложные сведения о границах земельного  участка, а также совершил подлог документов, на основании которых был  подготовлен межевой план, не принял меры к истребованию материалов  землеустройства земель фонда перераспределения производственного  сельскохозяйственного кооператива колхоз «Николаевский» Новокузнецкого  района Кемеровской области - Кузбасса, хранящихся в государственном фонде  данных инв. № 1/3734 от 19 ноября 2010 г., и материалов лесоустройства, не  осмотрел смежные земельные участки с кадастровыми номерами  <...>, внес в межевой план по уточнению  местоположения границ земельного участка с кадастровым номером   №<...> искаженные данные о фактах, имеющих юридическое  значение для подготовки межевого плана, не включив в него сведения о  наличии указанных смежных земельных участков, находящихся в  собственности Российской Федерации (земли лесного фонда) и Кемеровской  области - Кузбасса, и, не согласовав границы указанных смежных земельных  участков с их собственниками, что не содержит уголовно наказуемого деяния. 

Приведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в  отношении кадастрового инженера ФИО1 постановлением прокурора  дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4  статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных 

правонарушениях, и привлечения его постановлением мирового судьи, с 


выводами которого согласились вышестоящие судебные инстанции, к  административной ответственности на основании указанной нормы. 

Факт совершения административного правонарушения подтвержден  собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об  административном правонарушении (т. 1, л.д. 3-8); заявлением, содержащим  данные, указывающие на наличие события административного правонарушения  (т. 1, л.д. 11-12); копиями выписок из Единого государственного реестра  недвижимости на земельные участки (т. 1, л.д. 13-26, 214, 231); сведениями,  представленными территориальным отделом по Кузедеевскому лесничеству  департамента лесного комплекса Кемеровской области - Кузбасса (т. 1, л.д. 50- 51); актами согласования местоположения границ земельного участка (т. 1,  л.д. 65-173) и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их  относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам  статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии кадастрового инженера  ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного  частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и  имеющимся доказательствам. 

Деяние кадастрового инженера ФИО1, допустившего описанное  выше нарушение, квалифицировано по части 4 статьи 14.35 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии  с установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса и  законодательства, регулирующего отношения в сфере государственного  кадастрового учета недвижимого имущества. 

Довод жалобы о необоснованности привлечения кадастрового инженера  ФИО1 к административной ответственности с указанием на наличие в  его действиях неосторожности, что не образует состав вмененного  административного правонарушения, своего подтверждения не нашел. 

Из материалов дела усматривается, что 2 марта 2020 г. Арбитражным  судом Кемеровской области вынесено решение по делу № А27-5526/2019 по  иску общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Николаевский» к  администрации Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области  о признании кадастровыми ошибками сведений о площадях и границах  смежных земельных участков, содержащихся в Едином государственном  реестре недвижимости, об их уточнении. Кадастровый инженер ФИО1  принимал участие при разрешении этого дела в качестве третьего лица. 

В означенном решении сделан вывод о невозможности определения  границ земельного участка с кадастровым номером № <...>

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 2 марта 2020 г. по  делу № А27-5526/2019 оставлено без изменения постановлением Седьмого 

арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2020 г., постановлением 


Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 октября 2020 г. и  определением Верховного Суда Российской Федерации от 12 января 2021 г. 

Вместе с тем в июле 2021 г. кадастровый инженер ФИО1  подготовил и составил межевой план по уточнению местоположения границ  указанного земельного участка на основании названных выше проектов  землеустройства (перераспределения земель) без истребования необходимых  материалов землеустройства и лесоустройства, без проведения осмотра  смежных земельных участков, без включения в межевой план сведений о  данных земельных участках, находящихся в собственности Российской  Федерации (земли лесного фонда) и Кемеровской области - Кузбасса, и без  согласования их границ с собственниками. 

Как обоснованно признано судебными инстанциями, кадастровый инженер  ФИО1 был осведомлен о том, что для уточнения местоположения  границ земельного участка требуется совершение указанных выше действий,  получение соответствующих сведений. Без исследования и анализа названных  документов, осмотра смежных земельных участков, включения в межевой план  сведений о них и согласования их границ с собственниками вносимые в  межевой план результаты уточнения местоположения границ земельного  участка являются заведомо ложными. 

При таких данных изложенный в обжалуемых актах вывод об  умышленном характере действий кадастрового инженера ФИО1 и  совершении им административного правонарушения, предусмотренного  частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушения, следует признать правильным. 

Судебными инстанциями не придавалось преюдициального значения  вступившему в законную силу решению арбитражного суда, доводы заявителя  в соответствующей части несостоятельны. При рассмотрении дела и жалоб на  постановление о назначении административного наказания не осталось без  исследования и правовой оценки ни одно из обстоятельств, подлежащих  выяснению по делу об административном правонарушении. 

Вопреки утверждению заявителя оснований для вывода о том, что  установление обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, в  рассматриваемом случае требует специальных познаний в области  геодезических и кадастровых работ, не установлено. 

Указание заявителя на то, что в ходе производства по делу не была  назначена и проведена землеустроительная экспертиза, не истребованы  сведения в Управлении Федеральной службы государственной регистрации,  кадастра и картографии (Росреестра) по Кемеровской области - Кузбассу,  Федеральном агентстве лесного хозяйства (Рослесхозе) по Сибирскому  федеральному округу, Комитете по управлению государственным имуществом  Кузбасса, не свидетельствует о том, что при разрешении дела и жалоб на 

постановление о назначении административного наказания судебными 


инстанциями не соблюдены требования статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу  доказательств, которые обоснованно признаны судебными инстанциями  достаточными для рассмотрения дела по существу и вынесения итогового  решения, установлены все перечисленные в статье 26.1 названного кодекса  обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. 

Более того, ФИО1 и его защитником соответствующие  ходатайства в порядке, предусмотренном статьей 24.4 названного кодекса, не  заявлялись. 

Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под  сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, направлены на  переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических  обстоятельств. Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными  инстанциями обстоятельств и собранных по делу доказательств правовым  основанием к отмене обжалуемых актов не является. 

Нарушений норм процессуального закона не допущено, нормы  материального права применены правильно. 

Порядок и срок давности привлечения к административной  ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями  статей 3.1, 3.5, 4.1 -4.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4  статьи 14.35 названного кодекса. 

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении  рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6,  30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  соответственно. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь  изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. 

Руководствуясь статьями 30.17 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

постановил:

постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Центрального  судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области - Кузбасса от 6 апреля  2022 г., решение судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка  Кемеровской области от 30 мая 2022 г. и постановление судьи Восьмого  кассационного суда общей юрисдикции от 7 декабря 2022 г., вынесенные в  отношении кадастрового инженера ФИО1 по делу об 

административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.35 


Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  оставить без изменения, жалобу защитника Новикова Антона Николаевича - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации С.И. Кузьмичев