НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда РФ от 17.10.2022 № 127-АД22-10

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 127-АД22-10-К4

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 17 октября 2022 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Александров В.Н.,  рассмотрев жалобу защитника Левкиной О.В., действующей на основании  доверенности в интересах Коменданта Г.П., на вступившие в законную силу  постановление судьи Симферопольского районного суда Республики Крым  от 24 января 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Крым от  06 февраля 2020 года и постановление судьи Четвертого кассационного суда  общей юрисдикции от 21 апреля 2022 года, вынесенные в отношении  Коменданта Георгия Павловича по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.10 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Симферопольского районного суда Республики Крым  от 24 января 2020 года, оставленным без изменения решением судьи  Верховного Суда Республики Крым от 06 февраля 2020 года и постановлением  судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2022  года, гражданин Республики Украина Комендант Г.П. признан виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3  статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде  административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным  выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого  самостоятельного выезда. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Левкина О.В. просит отменить вынесенные в отношении Коменданта Г.П.  судебные акты по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 3 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об 

административных правонарушениях, считая их незаконными. 


[A1] Изучение материалов истребованного дела об административном  правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. 

Частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Коменданта Г.П. к  административной ответственности) предусмотрена административная  ответственность за осуществление иностранным гражданином или лицом без  гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения  на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в  соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным  гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской  Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой  деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если  разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии  (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление  иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности  вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого  данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или  разрешено временное проживание. 

Согласно части 3 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях повторное в течение одного года  совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей  статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч  до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы  Российской Федерации. 

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации,  особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории  Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей  определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ  «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»  (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ). 

В силу пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года   № 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и  использовать иностранных работников при наличии разрешения на  привлечение и использование иностранных работников, а иностранный  гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он  достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или  патента. 

Разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного  гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем  получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях,  предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное 

осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности. 


[A2] Патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим  Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в  Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за  исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях,  предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное  осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой  деятельности. 

Из материалов дела об административном правонарушении следует,  что 24 января 2020 года в 09 часов 10 минут на 648 км+ЗООм автодороги  граница с Украиной - Симферополь - Алушта - Ялта вблизи пгт. Моложежное  Симферопольского района, выявлен гражданин Республики Украина  Комендант Г.П., который в нарушение пункта 4 статьи 13 Федерального закона  от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ осуществлял трудовую деятельность в качестве  перевозчика пассажиров за денежное вознаграждение, не имея действующего  разрешения на работу либо патента на осуществление трудовой деятельности  на территории Российской Федерации. 

Ранее постановлением судьи Армянского городского суда Республики  Крым от 16 августа 2019 года Комендант Г.П. был привлечен к  административной ответственности по части 1 статьи 18.10 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением  административного наказания (л.д. 16-19). 

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными  доказательствами, которым дана оценка в совокупности с другими материалами  дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с  требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Таким образом, действия Коменданта Г.П. образуют объективную сторону  состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3  статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

При рассмотрении дела об административном правонарушении на  основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств  установлены все юридически значимые обстоятельства совершения  административного правонарушения. 

Постановление о привлечении Коменданта Г.П. к административной  ответственности за совершение административного правонарушения,  предусмотренного частью 3 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока  давности привлечения к административной ответственности, установленного  частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях для данной категории дел, порядок привлечения  Коменданта Г.П. к административной ответственности соблюден. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 3, 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы 

повлечь отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. 


[A3] Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела  имеются основания для изменения обжалуемых судебных постановлений в  части назначенного наказания. 

Санкция части 3 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях в качестве административного наказания  предусматривает административный штраф в размере от пяти тысяч до семи  тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской  Федерации. 

В соответствии с общими правилами назначения административного  наказания административное наказание за совершение административного  правонарушения назначается в пределах, установленных законом,  предусматривающим ответственность за данное административное  правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об  административных правонарушениях. При назначении административного  наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им  административного правонарушения, личность виновного, его имущественное  положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и  обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2  статьи 4.1 названного Кодекса). 

При этом согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях административное наказание является  установленной государством мерой ответственности за совершение  административного правонарушения и применяется в целях предупреждения  совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и  другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью  унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего  административное правонарушение, или причинение ему физических  страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. 

Назначение дополнительного наказания в виде административного  выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на  данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу,  в отношении которого ведется производство по делу об административном  правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в  качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и  частных интересов в рамках производства по делам об административных  правонарушениях. 

В соответствии с подпунктом «б» пункта 7 Указа Президента Российской  Федерации от 27 августа 2022 года № 585 «О временных мерах по  урегулированию правового положения граждан Донецкой Народной  Республики, Луганской Народной Республики и Украины в Российской  Федерации» в отношении граждан Донецкой Народной Республики, Луганской  Народной Республики и Украины (за исключением лиц, освобождаемых из  мест лишения свободы, или создающих угрозу национальной безопасности  Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное 

изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или 


[A4] финансирующих, планирующих террористические (экстремистские) акты,  оказывающих содействие в совершении таких актов либо совершающих их, а  равно иными действиями поддерживающих террористическую  (экстремистскую) деятельность, или посягающих на общественный порядок и  общественную безопасность, в том числе участвующих в  несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или  пикетировании) не принимаются решения об административном выдворении за  пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного  выезда из Российской Федерации. 

Принимая во внимание, что исходя из материалов дела Комендант Г.П. не  относится к числу лиц, в отношении которых пунктом 7 Указа Президента  Российской Федерации от 27 августа 2022 года № 585 предусмотрены  исключения, постановление судьи Симферопольского районного суда  Республики Крым от 24 января 2020 года, решение судьи Верховного Суда  Республики Крым от 06 февраля 2020 года и постановление судьи Четвертого  кассационного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2022 года, вынесенные в  отношении Коменданта Георгия Павловича по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.10 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению  путем исключения из них указания на назначение ему административного  наказания в виде административного выдворения за пределы Российской  Федерации. 

В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы,  протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об  административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения  жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об  административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения  жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или)  закона субъекта Российской Федерации об административных  правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое  рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или  иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены  указанные постановление, решение. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление судьи Симферопольского районного суда Республики Крым  от 24 января 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Крым от  06 февраля 2020 года и постановление судьи Четвертого кассационного суда  общей юрисдикции от 21 апреля 2022 года, вынесенные в отношении 

Коменданта Георгия Павловича по делу об административном 


[A5] правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.10 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить из  них указание на назначение Коменданту Георгию Павловичу  административного наказания в виде административного выдворения за  пределы Российской Федерации. 

В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.
Судья Верховного Суда

Российской Федерации В.Н. Александров