НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда РФ от 16.09.2021 № 57-АД21-4

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 57-АД21-4-К1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 16 сентября 2021 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление мирового  судьи судебного участка № 6 Восточного округа города Белгорода от 09 июня  2020 года, решение судьи Свердловского районного суда города Белгорода от  27 июля 2020 года и постановление судьи Первого кассационного суда общей  юрисдикции от 27 ноября 2020 года, вынесенные в отношении должностного  лица (юрисконсульта) общества с ограниченной ответственностью «ТД БФДБ»  ФИО1 (далее - ФИО1.) по делу об  административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Восточного округа  города Белгорода от 09 июня 2020 года, оставленным без изменения решением  судьи Свердловского районного суда города Белгорода от 27 июля 2020 года и  постановлением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27  ноября 2020 года, ФИО1. признана виновной в совершении  административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута  административному наказанию в виде административного штрафа в размере  20 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ФИО1. просит отменить вышеуказанные судебные акты, приводя доводы об их  незаконности. 

Заявленное в дополнении к жалобе ходатайство о восстановлении срока на  обжалование принятых по делу актов не подлежит рассмотрению, поскольку  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не  содержит срока, в течение которого может быть подана жалоба, протест на 


вступившие в законную силу постановление по делу об административном  правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1. к  административной ответственности) привлечение работодателем либо  заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового  договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях  гражданско-правового договора государственного или муниципального  служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный  нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или  муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением  требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года   № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», влечет наложение  административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех  тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч  рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. 

В силу части 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года   № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении  трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание  услуг), указанного в части 1 данной статьи, с гражданином, замещавшим  должности государственной или муниципальной службы, перечень которых  устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в  течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной  службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора  представителю нанимателя (работодателю) государственного или  муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке,  устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. 

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года № 925 «О  мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О  противодействии коррупции» рекомендовано органам государственной власти  субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в 2- месячный срок разработать, руководствуясь этим Указом, и утвердить перечни  должностей государственной гражданской службы субъектов Российской  Федерации и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные  статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О  противодействии коррупции». 

Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 557 «Об  утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при  замещении которых федеральные государственные служащие обязаны  представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах 


имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и  обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и  несовершеннолетних детей» руководителям федеральных государственных  органов установлено до 1 сентября 2009 года утвердить в соответствии с  разделом III перечня должностей, утвержденного этим Указом, перечни  конкретных должностей федеральной государственной службы в  соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на  которые граждане и при замещении которых федеральные государственные  служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и  обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об  имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги  (супруга) и несовершеннолетних детей. 

Во исполнении названного Указа приказом Министра обороны Российской  Федерации от 04 апреля 2016 года № 175 «О Перечне воинских должностей,  должностей федеральной государственной гражданской службы в  Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях,  создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством  обороны Российской Федерации, при замещении которых военнослужащие,  федеральные государственные гражданские служащие, работники, а также  граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для  выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской  Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и  обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об  имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги  (супруга) и несовершеннолетних детей» определен перечень должностей  работников в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных  перед Министерством обороны Российской Федерации, в воинских частях и  организациях Вооруженных Сил Российской Федерации при замещении  которых граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об  имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о  своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера  своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. 

К таким должностям, в числе прочих, относится должность помощника:  военного комиссара, начальника отдела (отделения) (раздел 3 приложения № 1  к названному выше приказу Министра обороны Российской Федерации). 

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной 56 военной  прокуратурой гарнизона Западного военного округа Военной прокуратуры  проверки установлено, что 07 июня 2019 года между обществом с  ограниченной ответственностью «ТД БФДБ» (работодателем) и ФИО2  (работником) заключен трудовой договор. 

Ранее с 01 июля 2013 года ФИО2 занимала должность помощника  начальника отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу)  отдела военного комиссариата Белгородской области по Западному округу  города Белгорода в отделе военного комиссариата Белгородской области по 


Западному округу города Белгорода, с 01 апреля 2019 года переведена на  должность помощника начальника отделения (планирования, предназначения,  подготовки и учета мобилизационных ресурсов) (по воинскому учету) военного  комиссариата Западного округа города Белгорода Белгородской области. 

Приказом военного комиссара Западного округа города Белгорода  Белгородской области от 05 июня 2019 года № 12-35 уволена по собственному  желанию. 

Должностное лицо - юрисконсульт общества с ограниченной  ответственностью «ТД БФДБ» ФИО1 в нарушение вышеприведенных  норм не сообщила представителю нанимателя (работодателю) о заключении  трудового договора с ФИО2 по последнему месту ее службы. 

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Принимая обжалуемое постановление, мировой судья, с выводами  которого согласились вышестоящие судебные инстанции, исходил из  доказанности вины ФИО1 в совершении вменяемого ей  административного правонарушения. 

Вместе с тем с состоявшимися по настоящему делу судебными актами  согласиться нельзя. 

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях задачами производства по делам об  административных правонарушениях являются всестороннее, полное,  объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела,  разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий,  способствовавших совершению административных правонарушений.  

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном  правонарушении выяснению подлежат наличие события административного  правонарушения, виновность лица в совершении административного  правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного  разрешения дела. 

Частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации установлено, что  никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его  совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения  правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется  новый закон. 

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях лицо, совершившее административное  правонарушение, подлежит ответственности на основании закона,  действовавшего во время совершения административного правонарушения. 

Согласно части 2 статьи 1.7 названного Кодекса закон, смягчающий или  отменяющий административную ответственность за административное  правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, 


совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то  есть распространяется и на лицо, которое совершило административное  правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого  постановление о назначении административного наказания не исполнено. 

Производство по делу об административном правонарушении  осуществляется на основании закона, действующего во время производства по  указанному делу (часть 3 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях). 

В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 4.3  постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля  2006 года № 4-П, императивное по своему характеру правило части 2 статьи 54  Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон  в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него  устранена или смягчена, не предполагает наличия у суда или иного органа,  применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему  в таких случаях игнорировать действие этого закона. 

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 04 апреля 2016 года   № 175 «О Перечне воинских должностей, должностей федеральной  государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской  Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач,  поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при  замещении которых военнослужащие, федеральные государственные  гражданские служащие, работники, а также граждане при назначении на  должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных  перед Министерством обороны Российской Федерации, обязаны представлять  сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного  характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах  имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних  детей», в соответствии с которым должность помощника начальника отделения  относилась к должностям при замещении которых граждане обязаны  представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах  имущественного характера, а также сведения о своих доходах, об имуществе и  обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и  несовершеннолетних детей, с 05 января 2020 года утратил силу в связи с  изданием приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 ноября 2019  года № 685 «Об утверждении Перечня воинских должностей, должностей  федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны  Российской Федерации, должностей работников в организациях, создаваемых  для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны  Российской Федерации, при назначении на которые и при замещении которых  военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и  работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и  обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об 


имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги  (супруга) и несовершеннолетних детей». 

При этом в приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 ноября  2019 года № 685 ранее занимаемая ФИО2 должность включена не  была. 

Таким образом, на момент вынесения мировым судьей судебного участка   № 6 Восточного округа города Белгорода постановления о привлечении  ФИО1 к административной ответственности (09 июня 2020 года)  обязанность сообщить представителю нанимателя (работодателю) о  заключении трудового договора с ФИО2 по последнему месту ее  службы, отсутствовала. 

Данному обстоятельству вышестоящими судебными инстанциями  надлежащая правовая оценка не дана. 

Производство по делу об административном правонарушении не может  быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае  признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих  административную ответственность за содеянное, за исключением случая  одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих  административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же  деяние уголовную ответственность (пункт 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях). 

Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях являются  взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие  положения Конституции Российской Федерации применительно к институту  административной ответственности физических и юридических лиц. 

Исходя из положений указанных норм при отмене закона, установившего  административную ответственность, производство по делу об  административном правонарушении в отношении заявителя подлежало  прекращению. 

Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях установлено, что по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при  наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5  указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании  которых были вынесены указанные постановление, решение. 

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты, состоявшиеся  в отношении ФИО1 о привлечении ее к административной  ответственности на основании статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, подлежат отмене. Производство по делу 


об административном правонарушении подлежит прекращению на основании  пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 6 Восточного округа  города Белгорода от 09 июня 2020 года, решение судьи Свердловского  районного суда города Белгорода от 27 июля 2020 года и постановление судьи  Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27 ноября 2020 года,  принятые в отношении должностного лица (юрисконсульта) общества с  ограниченной ответственностью «ТД БФДБ» ФИО1 по  делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  отменить. 

Производство по данному делу об административном правонарушении на  основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях прекратить. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации СБ. Никифоров