НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда РФ от 13.08.2019 № 80-АД19-7

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 80-АД19-7

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 13 августа 2019 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев  жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу  постановление мирового судьи судебного участка № 3 Димитровградского  судебного района Ульяновской области от 29.06.2018 № 5-395/2018  и постановление председателя Ульяновского областного суда от 01.04.2019   № 4А-145/2019, состоявшиеся в отношении начальника федерального казенного  учреждения Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы  исполнения наказаний по Ульяновской области ФИО1  (далее - ФИО1) по делу об административном правонарушении,  предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Димитровградского  судебного района Ульяновской области от 29.06.2018 № 5-395/2018,  оставленным без изменения постановлением председателя Ульяновского  областного суда от 01.04.2019 № 4А-145/2019, начальник федерального  казенного учреждения Исправительная колония № 3 Управления Федеральной  службы исполнения наказаний по Ульяновской области (далее также - учреждение) ФИО1 признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут  административному наказанию в виде 350 рублей административного штрафа. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, 


Количенко А.Н. выражает несогласие с указанными судебными актами,  принятыми в отношении него, и ставит вопрос об их отмене. 

Изучение материалов истребованного дела об административном  правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы. 

Из пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ  «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного  пенсионного страхования» (далее также - Закон № 27-ФЗ; нормы, цитируемые в  настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на  момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для  привлечения ФИО1 к административной ответственности) следует, что  страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 указанной статьи  сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы  Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения,  предусмотренные пунктом 2.3 данной статьи, - в налоговые органы по месту их  учета. 

Согласно пункту 2.2 указанной статьи страхователь ежемесячно не позднее  15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет  о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших  договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются  выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об  отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы,  искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о  предоставлении права использования произведения науки, литературы,  искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению  правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной  основе) следующие сведения: 

В соответствии со статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях непредставление в установленный  законодательством Российской Федерации об индивидуальном  (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного 


страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда  Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений  (документов), необходимых для ведения индивидуального  (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного  страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в  искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных  лиц в размере от трехсот до пятисот рублей. 

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения  ФИО1 к административной ответственности на основании указанной  статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что названным  лицом, являющимся начальником федерального казенного учреждения, за  отчетный период - июнь 2017 года в неполном объеме представлены в срок,  предусмотренный пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, оформленные в  установленном порядке сведения (документы), необходимые для ведения  индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного  пенсионного страхования. 21.02.2018 учреждением представлена дополняющая  форма на застрахованное лицо (Б <...> сведения о которой отсутствовали в ранее представленной отчетности за июнь 2017 года. 

Установленные должностным лицом, составившим протокол об  административном правонарушении, и судами обстоятельства подтверждаются  собранными по делу доказательствами, в частности, протоколом об  административном правонарушении (л.д. 3-4), сведениями учреждения о  застрахованных лицах за отчетный период июнь 2017 года по дополняющей  форме (л.д. 23) и иными представленными доказательствами, получившими  оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности,  по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1  данного Кодекса. 

Деяние начальника учреждения ФИО1, допустившего описанное  выше нарушение, обоснованно квалифицировано по статье 15.33.2 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с 


установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях и нормативно-правовых актов,  регулирующих отношения в сфере индивидуального (персонифицированного)  учета. 

Вопреки доводам поданной в Верховный Суд Российской Федерации  жалобы признание незаконным Арбитражным судом Ульяновской области по  делу № А72-13978/2018 решения Управления Пенсионного фонда Российской  Федерации в городе Димитровграде Ульяновской области (межрайонного)  от 18.05.2018 о привлечении страхователя (учреждения) к ответственности  в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, касающегося описанных  выше обстоятельств, не является основанием для отмены судебных актов,  состоявшихся в рамках настоящего дела об административном правонарушении,  предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, в отношении должностного лица  ФИО1 

Согласно статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ  «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного  пенсионного страхования» за непредставление страхователем в установленный  срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений,  предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 данного закона, к такому  страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в  отношении каждого застрахованного лица. 

Из пункта 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального  (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной  приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, следует, что при обнаружении в  представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их 

несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда  Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам,  установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю 

вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся

ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по  почте заказным письмом или передается в электронном виде по  телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения 

об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений  индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской 

Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным  фондом Российской Федерации (протокол проверки). 


Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления  территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о 

представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный  орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные  сведения. 

За непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо  представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о  застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со 

статьей 17 Закона № 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных  (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня  получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому  страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 названной  Инструкции). 

Таким образом, признание арбитражным судом незаконной наложенной на  учреждение финансовой санкции (со ссылками на приведенные положения  пунктов 37, 39 названной выше Инструкции) не свидетельствует  о необоснованности привлечения к административной ответственности на  основании статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях начальника учреждения ФИО1, своевременно  не исполнившего предусмотренную пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ  обязанность. 

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении  от 04.02.2019 № 8-П «По делу о проверке конституционности статьи 15.33.2  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи  с жалобой гражданки ФИО2», наряду с закрепленными в Федеральном  законе от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном)  учете в системе обязательного пенсионного страхования» мерами  государственного принуждения в отношении страхователей, нацеленными на  обеспечение исполнения обязанностей, связанных с осуществлением  индивидуального (персонифицированного) учета, статья 15.33.2 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях  предусматривает также административную ответственность должностных лиц за  непредставление в установленный законодательством Российской Федерации о  таком учете срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда  Российской Федерации оформленных в надлежащем порядке сведений  (документов), необходимых для такого учета, а равно их представление в  неполном объеме или в искаженном виде. 


Указанное правовое регулирование, предусматривающее меры  ответственности за нарушение требований законодательства в сфере  организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе  обязательного пенсионного страхования как для страхователей, так и для  должностных лиц, призванных непосредственно осуществлять ведение такого  учета на предприятии, своевременно представлять необходимую информацию  органам Пенсионного фонда Российской Федерации, само по себе не может  расцениваться как отступление от вытекающих из Конституции Российской  Федерации принципов справедливости, равенства, стабильности юридического  статуса субъектов социально-страховых отношений, на основе которых  реализуется право на социальное обеспечение и осуществляется социальное  обеспечение в целом. 

Приведенные заявителем жалобы доводы сводятся к несогласию с  принятыми по делу актами, заявлялись в ходе производства по данному делу об  административном правонарушении, получили надлежащую правовую оценку  судебных инстанций, не согласиться с которой оснований не имеется. 

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной  ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено в пределах, предусмотренных  санкцией статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь  изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 3 Димитровградского  судебного района Ульяновской области от 29.06.2018 № 5-395/2018  и постановление председателя Ульяновского областного суда от 01.04.2019   № 4А-145/2019, состоявшиеся в отношении начальника федерального казенного  учреждения Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы  исполнения наказаний по Ульяновской области ФИО1  по делу об административном правонарушении, предусмотренном 


статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Количенко Андрея  Николаевича - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации .ФИО3