НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда РФ от 11.12.2018 № 4-АД18-16

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 4-АД18-16

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 11 декабря 2018 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника Щербатова ЕВ., действующего в интересах  Салтыкова Андрея Николаевича, на вступившие в законную силу  постановление судьи Люберецкого городского суда Московской области от 06  марта 2018 года, решение судьи Московского областного суда от 05 апреля  2018 года и постановление заместителя председателя Московского областного  суда от 02 июля 2018 года, вынесенные в отношении гражданина Республики  Украина Салтыкова Андрея Николаевича (далее - Салтыков А.Н.) по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.10  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

постановлением судьи Люберецкого городского суда Московской области  от 06 марта 2018 года, оставленным без изменения решением судьи  Московского областного суда от 05 апреля 2018 года и постановлением  заместителя председателя Московского областного суда от 02 июля 2018 года,  Салтыков А.Н. признан виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.10 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут  административному наказанию в виде административного штрафа в размере  5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской  Федерации, с помещением в центр временного содержания иностранных  граждан. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Щербатов Е.В. выражает несогласие с вынесенными по делу судебными  актами, приводя доводы об их незаконности. 

Изучив доводы жалобы заявителя и проверив материалы дела об  административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам. 


В соответствии с частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Салтыкова А.Н. к  административной ответственности) осуществление иностранным гражданином  или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без  разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент  требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление  иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности  в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду  трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте,  если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии  (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление  иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности  вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого  данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или  разрешено временное проживание, влечет наложение административного  штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным  выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. 

Частью 2 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлено, что нарушение,  предусмотренное частью 1 названной статьи, совершенное в городе  федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или  Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в  размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением  за пределы Российской Федерации. 

Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года   № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской  Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) работодатель и заказчик  работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников  при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных  работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую  деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии  разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на  иностранных граждан, перечисленных в пункте 4 статьи 13 данного  Федерального закона. 

В силу пункта 4.2 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ временно  пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе  осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской  Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или  патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой  деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или  заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к  трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на  территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение 


на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду  трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением  случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом и другими  федеральными законами). 

Из материалов дела усматривается, что 06 марта 2018 года в ходе  проведения сотрудниками ОВМ МУ МВД России «Люберецкое» проверки  режима пребывания (проживания) иностранных граждан и соблюдения  законности осуществления трудовой деятельности иностранными работниками  по адресу: Московская область, Люберецкий район, п. Томилино (территория  строительства ЖК «Самолет-Томилино») выявлен гражданин Республики  Украина Салтыков АН., который в нарушение требований пунктов 4, 4.2  статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ осуществлял трудовую деятельность  в качестве подсобного рабочего по названному адресу, не имея действующего  разрешения или патента на работу на территории Московской области. 

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу  доказательствами, а именно: рапортом инспектора ОВМ МУ МВД России  «Люберецкое» (л.д. 1), распоряжением о проведении проверки (л.д. 2-4),  протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или  индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся  там вещей и документов (л.д. 5-6), фототаблицей (л.д. 7-13), объяснениями  Салтыкова А.Н. (л.д. 14), копией паспорта и миграционной карты (л.д. 15),  справкой ФМС России АС ЦБДУИГ (л.д. 16-20), протоколом об  административном правонарушении (л.д. 21) и иными материалами дела,  которым дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет  допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями  статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1  данного Кодекса. 

Таким образом, совершенное Салтыковым А.Н. деяние образует  объективную сторону состава административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются  основания для изменения обжалуемых актов в части назначенного наказания. 

Санкция части 2 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях в качестве административного наказания  предусматривает административный штраф в размере от пяти тысяч до семи  тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской  Федерации. 


В соответствии с общими правилами назначения административного  наказания административное наказание за совершение административного  правонарушения назначается в пределах, установленных законом,  предусматривающим ответственность за данное административное  правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об  административных правонарушениях. При назначении административного  наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им  административного правонарушения, личность виновного, его имущественное  положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и  обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2  статьи 4.1 названного Кодекса). 

При этом согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях административное наказание является  установленной государством мерой ответственности за совершение  административного правонарушения и применяется в целях предупреждения  совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и  другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью  унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего  административное правонарушение, или причинение ему физических  страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. 

В силу части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях данный Кодекс основывается на  Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах  международного права и международных договорах Российской Федерации. 

Назначение дополнительного наказания в виде административного  выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на  данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу,  в отношении которого ведется производство по делу об административном  правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в  качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и  частных интересов в рамках производства по делам об административных  правонарушениях. 

Статьей 7 Международного пакта от 16 декабря 1966 года о гражданских и  политических правах установлено, что никто не должен подвергаться пыткам  или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению  или наказанию. 

В силу статьи 3 Конвенции против пыток и других жестоких,  бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от  10 декабря 1984 года ни одно государство - участник не должно высылать,  возвращать (ге&шег) или выдавать какое-либо лицо другому государству, если  существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там  применение пыток. 

В соответствии со статьей 7 Международного пакта о гражданских и  политических правах, в толковании Комитета ООН по правам человека, статьей  3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих 


достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года лицо не  подлежит выдаче в случае, если имеются серьезные основания полагать, что в  запрашивающем государстве оно может быть подвергнуто не только пыткам,  но и бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению  или наказанию. 

Согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в  толковании Европейского Суда по правам человека, к бесчеловечному  обращению или наказанию относятся случаи, когда такое обращение или  наказание, как правило, может носить преднамеренный характер, продолжаться  на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения или  наказания человеку могут быть причинены реальный физический вред либо  глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство  обращением или наказанием признается, в частности, такое обращение или  наказание, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной  неполноценности. 

В силу статьи 3 Конвенции против пыток и других жестоких,  бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в  толковании Комитета ООН против пыток, при оценке наличия или отсутствия  указанных выше обстоятельств необходимо принимать во внимание как общую  ситуацию, касающуюся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем  государстве, так и конкретные обстоятельства дела, которые в своей  совокупности могут свидетельствовать о наличии или об отсутствии серьезных  оснований полагать, что лицо может быть подвергнуто вышеупомянутому  обращению или наказанию. 

В связи с этим судами могут учитываться, например, показания лица, в  отношении которого принято решение о выдаче, свидетелей, заключение  Министерства иностранных дел Российской Федерации о ситуации с  соблюдением прав и свобод человека в запрашивающем государстве, гарантии  запрашивающего государства, а также доклады и иные документы, принятые в  отношении такого государства международными внедоговорными (Совет по  правам человека, созданный в качестве вспомогательного органа Генеральной  Ассамблеи ООН) и договорными органами (Комитет ООН по правам человека,  действующий на основании Международного пакта о гражданских и  политических правах; Комитет ООН против пыток, действующий на основании  Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих  достоинство видов обращения и наказания; Европейский комитет по  предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство  обращения или наказания, действующий во исполнение Европейской  конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего  достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 года и т.д.). 

Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2012 года № 11 «О  практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для  уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц  для отбывания наказания». 


Из представленных с настоящей жалобой материалов усматривается, что  Салтыков А.Н. 18 мая 2018 года обратился в УВМ ГУ МВД России по  Московской области с заявлением о предоставлении ему временного убежища  на территории Российской Федерации, заявив о том, что проходил службу в 17  Казачьем полку в г. Перевальск Луганской области, перевозил в служебном  автомобиле гуманитарную помощь для гражданского населения, опасается  возвращаться в г. Киев, пологая, что при въезде на территорию Республики  Украина ему грозит тюремное заключение. 

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 19 февраля  1993 года № 4528-1 «О беженцах» (далее - Закон о беженцах) временное  убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без  гражданства, если они не имеют оснований для признания беженцем по  обстоятельствам, предусмотренным указанным Федеральным законом, но из  гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы  территории Российской Федерации. 

Согласно пункту 3 названной статьи лицу, получившему временное  убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в  установленном объеме требований медицинского сертификата,  территориальным органом федерального органа исполнительной власти,  уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере  миграции, выдается свидетельство установленной формы. 

Свидетельство является основанием для законного пребывания данного  лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в  установленном порядке в территориальном органе федерального органа  исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по  контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания. 

В силу пункта 4 указанной статьи лицо, получившее временное убежище,  не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей  гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства). 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2001  года № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской  Федерации» предусмотрена возможность предоставления временного убежища  в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания  данного лица на территории Российской Федерации. 

Решением от 19 июня 2018 года л/д № 1146-02-006578, утвержденным  заместителем начальника ГУ МВД России по Московской области, гражданину  Республики Украина Салтыкову Андрею Николаевичу предоставлено  временное убежище на территории Российской Федерации в связи с наличием  оснований, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Закона о  беженцах, сроком на один год. 

При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше требований  пункта 4 статьи 12 Закона о беженцах и конкретных обстоятельств дела  имеются основания для изменения состоявшихся по делу судебных актов в  части назначенного наказания. 


Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской  Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П,  конституционными требованиями справедливости и соразмерности  предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в  зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного  ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств,  обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер  государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции  Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008  года № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях  защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из  требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица,  в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в  результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер  уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных  прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и  государства от преступных посягательств. 

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской  Федерации могут быть распространены и на административную  ответственность. 

В постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П Конституционный Суд  Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в  законодательстве об административных правонарушениях правила применения  мер административной ответственности должны не только учитывать характер  правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и  обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности  правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность  порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к  ответственности) тому вреду, который причинен в результате  административного правонарушения, не допуская избыточного  государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида  (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности,  общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу  конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции  Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы  несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за  административные правонарушения (постановления Конституционного Суда  Российской Федерации от 19 марта 2003 года № 3-П, от 13 марта 2008 года №  5-П, от 27 мая 2008 года № 8-П, от 13 июля 2010 года № 15-П, от 17 января  2013 года № 1-Пидр.). 

Принимая во внимание выраженную в постановлениях Конституционного  Суда Российской Федерации правовую позицию и с учетом конкретных  обстоятельств дела, постановление судьи Люберецкого городского суда  Московской области от 06 марта 2018 года, решение судьи Московского  областного суда от 05 апреля 2018 года и постановление заместителя 


председателя Московского областного суда от 02 июля 2018 года подлежат  изменению путем исключения из них указания на назначение Салтыкову А.Н.  административного наказания в виде административного выдворения за  пределы Российской Федерации. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

постановил:

постановление судьи Люберецкого городского суда Московской области  от 06 марта 2018 года, решение судьи Московского областного суда от 05  апреля 2018 года и постановление заместителя председателя Московского  областного суда от 02 июля 2018 года, вынесенные в отношении Салтыкова  Андрея Николаевича по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 2 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, изменить: исключить из них указание на  назначение Салтыкову Андрею Николаевичу административного наказания в  виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. 

В остальной части названные судебные постановления оставить без  изменения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров